Неподражаемость Корана

Как мы уже отметили в предыдущей главе, Божьи пророки и посланники показывали чудеса, связанные с той областью знаний, в которой их народы и соплеменники достигли наибольших успехов. Так, во времена пророка Мусы среди жителей Египта было много искусных колдунов, которые умели поражать людей колдовскими чарами и наводить на них порчу, однако дарованные Мусе знамения, бесспорно, превосходили колдовские чары как по силе, так и по сути. Во времена пророка ‘Исы израильтяне достигли больших успехов в области медицины, однако ни один даже самый знающий целитель не мог проделать того, что по воле Аллаха делал святой пророк ‘Иса.

Арабы во времена невежества высоко ценили поэзию и отличались глубокими познаниями в области языка и риторики. На ярмарках, которые устраивались в сезон паломничества, проходили состязания поэтов, а лучшие из касыд вывешивались на стенах Каабы. И хотя арабы были искушёнными знатоками поэзии и слова, они были изумлены всесторонним совершенством и неподражаемостью Священного Корана. Рассказывают, что когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочёл знатному курайшиту по имени аль-Валид ибн аль-Мугира, слова Всевышнего: «Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать наилучшее и одаривать родственников и запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы вразумитесь» (16:90), тот сказал: «Повтори то, что ты сказал». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл этот аят ещё раз, и аль-Валид сказал: «Клянусь Аллахом, эти слова сладкие и красивые. Их ветви плодоносят, а корни наполнены влагой. Люди так не говорят!» [Даляиль ан-нубувва 2/199].

Доктрина о чудесной природе и неподражаемости Корана на протяжении вот уже многих веков является предметом обсуждения богословов и знатоков Корана. Арабское слово и‘джаз означает ‘выявление неспособности, бессилия’. С начала IX века это слово стало использоваться для обозначения того, что Коран неподражаем и превосходит любую речь, как по форме, так и по содержанию. В конце того же века этот термин прочно закрепился в мусульманском богословии, и уже в X веке стало ясно, что мусульмане практически не расходятся во мнениях относительно основных положений доктрины о неподражаемости Корана.

Исламские представления об и‘джазе Корана опираются на твёрдую веру в то, что Коран — величайшее из чудес Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Однако некоторые мутазилиты полагали, что коранические откровения сами по себе не являются чудесными и для того, чтобы сочинить нечто подобное им, не надо обладать незаурядными литературными способностями. По их мнению, чудо Корана состоит в том, что Аллах не позволяет людям ответить на брошенный им вызов и отвращает их от попыток сочинить нечто подобное Корану. Эта гипотеза получила название сарфа (от глагола сарафа ‘отвращать, отворачивать’), но не нашла поддержки у большинства богословов. Даже приверженцы мутазилитской школы, в том числе кади ‘Абд-аль-Джаббар аль-Хамадани (ум. 415/1025), подвергли её критике и изобличили её несостоятельность [Абд-аль-Джаббар 16/218].

Доктрина «сарфы» противоречива и имеет слабые стороны. Во-первых, она противоречит аяту о том, что ни джинны, ни люди не могут сочинить нечто подобное Корану. Во-вторых, она предполагает либо то, что Священный Коран не является чудом, либо то, что чудесами можно считать не только Коран, но и другие сочинения. В-третьих, она игнорирует известный факт, что современники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, признали превосходство коранического слога над другими видами речи. В-четвёртых, она совершенно несовместима со смыслом аятов, содержащих брошенный неверующим вызов. В-пятых, она подразумевает невежество и неразумие арабов, как мусульман, так и неверующих, которые якобы просто отказались создать литературный шедевр, подобный Корану.

В связи с этим доктрина «сарфы» не получила распространения, а чудесная природа Корана была изучена и научно обоснована многими богословами, филологами и комментаторами. В своих многочисленных трудах они указывают на различные аспекты неподражаемости Корана, которые с течением времени проявляются в ещё большей степени. В этой главе мы коснемся лишь некоторых из них.

Во-первых, язык и стиль Корана превосходят язык и стиль всех других сочинений на арабском языке, а его аяты неподражаемы как по форме, так и по содержанию. Всё это делает Коран совершенным образцом словесности, стоящим над арабской и мировой литературой.

Во-вторых, коранические откровения предельно ясны и понятны, но вместе с тем многозначны и обладают глубоким смыслом. В самом Коране по этому поводу говорится: «Это разъяснение людям, верное руководство и назидание для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 138).

В-третьих, кораническое законодательство является мудрым и безупречным и охватывает все стороны человеческой жизни. Всевышний сказал: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (сура 5 «Трапеза», аят 50).

В-четвёртых, коранические аяты содержат знания о сокровенном и пророчества о будущем, которые могут быть только результатом ниспослания свыше.

В-пятых, эти откровения содержат научные сведения, которые были неизвестны человечеству в начале VII века и которые нисколько не противоречат самым последним достижениям современной науки, несмотря на то, что они были ниспосланы более четырнадцати веков тому назад.

В-шестых, аяты Корана повествуют о смысле жизни, цели сотворения и отвечают на все остальные вопросы, в знании которых нуждаются творения. Всевышний сказал: «Воистину, в этом Коране Мы привели людям всякие примеры, но большинство людей отвергают всё, кроме неверия» (сура 17 «Ночной перенос», аят 89); «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всего» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).

В-седьмых, они оказывают ощутимое воздействие не только на души, но и на тела людей, и способны исцелять от различных болезней, что подтверждается многочисленными свидетельствами. Всевышний сказал: «О люди! Истинно пришло к вам назидание от вашего Господа, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (сура 10 «Юнус», аят 57).

В-восьмых, коранические откровения ниспосылались в течение более 22 лет и среди них есть много аятов, похожих по смыслу и содержанию, но между ними нет никаких, даже самых незначительных противоречий. Безусловно, если бы Коран был сочинён людьми за столь продолжительный период времени, то в нём непременно было бы великое множество противоречий. Указание на это содержится в самом Коране: «Неужели они не размышляют над Кораном? Если бы он был не от Аллаха, они нашли бы в нём много противоречий» (сура 4 «Женщины», аят 82).

Наконец, в-девятых, Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, который не умел ни читать, ни писать. В Коране сказано: «Скажи: “О люди! Я посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землёй. Нет божества, кроме Него. Он дарует жизнь и отнимает её. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного пророка, который уверовал в Аллаха и Его слова, и последуйте за ним, — быть может, вы последуете верным путём”» (сура 7 «Ограды», аят 158).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не обучался грамоте. Он не был ни знатоком поэзии, ни богословом, ни историком. Он никогда не изучал иудейские священные писания и не знакомился с древнеаравийскими преданиями. Он вырос пастухом и жил вдалеке от центров цивилизации и культуры того времени. Но вместе с тем он принёс человечеству Писание, подобное которому творения не могут сочинить на протяжении вот уже более четырнадцати веков.