Сура ан-Ниса

وَيَسْتَفْتُونَكَ فِي النِّسَاءِ ۖ قُلِ اللَّهُ يُفْتِيكُمْ فِيهِنَّ وَمَا يُتْلَىٰ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ فِي يَتَامَى النِّسَاءِ اللَّاتِي لَا تُؤْتُونَهُنَّ مَا كُتِبَ لَهُنَّ وَتَرْغَبُونَ أَنْ تَنْكِحُوهُنَّ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الْوِلْدَانِ وَأَنْ تَقُومُوا لِلْيَتَامَىٰ بِالْقِسْطِ ۚ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِهِ عَلِيمًا
4:127
Они просят тебя вынести решение относительно женщин. Скажи: "Аллах вынесет для вас решение относительно них и того, что читается вам в Писании по поводу осиротевших женщин, которым вы не даете того, что им предписано, размышляя о женитьбе на них, и по поводу слабых детей. А еще вы должны относиться к сиротам справедливо, и что бы вы ни сделали доброго, Аллаху известно об этом".

Под прось­бой вы­нес­ти ре­шение под­ра­зуме­ва­ет­ся прось­ба разъ­яс­нить ре­лиги­оз­ное пред­пи­сание от­но­ситель­но об­сужда­емо­го воп­ро­са. Ал­лах по­ведал о том, что пра­вовер­ные спро­сили Пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, о том, ка­кими дол­жны быть вза­имо­от­но­шения меж­ду ни­ми и жен­щи­нами. Ал­лах ре­шил сам вы­нес­ти ре­шение по это­му по­воду и при­казал ему ска­зать: «Ал­лах сам вы­несет для вас ре­шение от­но­ситель­но жен­щин. Пос­ту­пай­те же в со­от­ветс­твии с Его ре­шени­ем во всем, что ка­са­ет­ся ва­ших вза­имо­от­но­шений с жен­щи­нами. Вы­пол­няй­те свои обя­зан­ности пе­ред ни­ми и не пос­ту­пай­те с ни­ми нес­пра­вед­ли­во».

Это пред­пи­сание с ши­роким смыс­лом ох­ва­тыва­ет все по­веле­ния и зап­ре­ты, ка­са­ющи­еся обя­зан­ностей муж­чин пе­ред же­нами и дру­гими жен­щи­нами лю­бого воз­раста. Вслед за этим Ал­лах уде­лил осо­бое вни­мание без­за­щит­ным си­ротам и де­тям. Тем са­мым Он про­явил о них за­боту и пре­дос­те­рег лю­дей от по­сяга­тель­ства на их пра­ва.

Ал­лах так­же вы­нес ре­шение от­но­ситель­но то­го, что го­ворит­ся в Пи­сании по по­воду оси­ротев­ших де­вушек, ко­торым не да­ют то­го, что им по­лага­ет­ся. Все­выш­ний со­об­щил о том, что та­кое име­ло мес­то во вре­мя нис­посла­ния а­ята. Не­кото­рые муж­чи­ны, на по­пече­нии ко­торых на­ходи­лись оси­ротев­шие де­вуш­ки, по­пира­ли их пра­ва и об­хо­дились с ни­ми нес­пра­вед­ли­во. Они прис­ва­ива­ли их иму­щес­тво це­ликом или час­тично и ли­шали их воз­можнос­ти вый­ти за­муж, что­бы те не мог­ли поль­зо­вать­ся их собс­твен­ностью. Они бо­ялись вы­пус­тить из рук иму­щес­тво де­вуш­ки пос­ле то­го, как та вый­дет за­муж, или при­бира­ли его к ру­кам при вы­даче ее за­муж на ос­но­вании до­гово­рен­ности или иным спо­собом. Они пос­ту­пали так, ес­ли не хо­тели же­нить­ся на этой де­вуш­ке. Ес­ли же они хо­тели же­нить­ся на ней из-за ее кра­соты или бо­гатс­тва, то не от­да­вали ей брач­ный дар, ко­торый ей при­над­ле­жал, или за­нижа­ли его сто­имость.

Это от­кро­вение зат­ра­гива­ет все пе­речис­ленные фор­мы нес­пра­вед­ли­вого от­но­шения к оси­ротев­шим де­вуш­кам, пос­коль­ку Ал­лах ска­зал, что муж­чи­ны пос­ту­пали так, раз­мышляя о же­нить­бе на них. Это зна­чит, что они ли­бо на­мере­вались же­нить­ся на них, ли­бо не же­лали де­лать это­го, что мы уже об­су­дили на кон­крет­ных при­мерах.

Ал­лах так­же вы­нес ре­шение от­но­ситель­но бес­по­мощ­ных де­тей и ве­лел от­да­вать им по­лага­ющу­юся им часть нас­ледс­тва и вы­пол­нять ос­таль­ные обя­зан­ности пе­ред ни­ми. Он зап­ре­тил прис­ва­ивать их иму­щес­тво, пос­ту­пая нес­пра­вед­ли­во и дес­по­тич­но.

Он ве­лел спра­вед­ли­во от­но­сить­ся к си­ротам, т.е. за­ботить­ся о них, по­буж­дать их вы­пол­нять по­веле­ния Ал­ла­ха и свои обя­зан­ности пе­ред Ним. Это зна­чит, что опе­куны си­рот не­сут от­ветс­твен­ность за них и дол­жны по­буж­дать их к вы­пол­не­нию обя­затель­ных пред­пи­саний ре­лигии. За­бота о си­ротах в мир­ских де­лах вклю­ча­ет в се­бя при­ум­но­жение их иму­щес­тва, ис­поль­зо­вание его на­илуч­шим об­ра­зом в ин­те­ресах ре­бен­ка и с са­мыми доб­ры­ми на­мере­ни­ями. Зап­ре­ща­ет­ся вы­давать оси­ротев­ших де­вушек за­муж и рас­по­ряжать­ся их судь­бой для то­го, что­бы уго­дить друзь­ям или дру­гим лю­дям, ес­ли при этом по­пира­ют­ся пра­ва са­мих де­вушек. Все­выш­ний са­мым убе­дитель­ным об­ра­зом приз­вал за­ботить­ся о тех, кто не в сос­то­янии по­забо­тить­ся о се­бе са­мос­то­ятель­но в си­лу то­го, что яв­ля­ет­ся сла­бым или ли­шил­ся сво­его от­ца. Тем са­мым Ал­лах еще раз про­явил ми­лость к Сво­им ра­бам.

Он приз­вал де­лать доб­ро в са­мом ши­роком смыс­ле это­го сло­ва. Что бы лю­ди ни сде­лали доб­ро­го си­ротам и всем ос­таль­ным тво­рени­ям, ка­кой бы пра­вед­ный пос­ту­пок, при­нося­щий поль­зу им са­мим или ок­ру­жа­ющим, они ни со­вер­ши­ли, Ал­ла­ху неп­ре­мен­но из­вес­тно об этом. Он зна­ет, кто со­вер­ша­ет мно­го доб­рых дел, кто пос­ту­па­ет пра­вед­но лишь из­редка, а кто пос­ту­па­ет со­вер­шенно на­обо­рот, и каж­дый неп­ре­мен­но по­лучит воз­да­яние, со­от­ветс­тву­ющее его пос­тупкам.