Этикет чтения Корана

Всевышний Аллах предписал правоверным читать Священный Коран так, как его читал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В самом Коране по этому поводу говорится: «…и читай Коран размеренно» (сура 73 «Закутавшийся», аят 4). То есть читать Коран нужно степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчётливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. И достичь этой прекрасной цели можно, только соблюдая правила чтения Корана, которые называются таджвид. Этим правилам сподвижники обучились от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а затем передали их последующим поколениям. Они дошли до нас через множество путей, что не оставляет сомнений в их достоверности. А наряду с ними мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, называются этикетом чтения Корана.

1. Поскольку Священный Коран является лучшей формой поминания Аллаха и поскольку Пророку, мир ему и благословение Аллаха, не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуальной чистоты. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах.

Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности произнесения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструации. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафи‘и, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается произносить коранические откровения, даже если это всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые ханафитские имамы считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран [Найль аль-аутар [1]/161].

Это мнение опирается на ряд дошедших до нас преданий. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал нас Корану, когда не находился в состоянии полового осквернения» [Ахмад 627, Абу Давуд 229, ат-Тирмизи 146, Насаи 258, Ибн Маджа 594]. Также передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с ‘Али, и вдруг он направился к краю поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочёл немного из Корана. Затем он сказал: “Читайте Коран, если вы не в состоянии полового осквернения. Но если вы в состоянии полового осквернения, то не читайте ни одной буквы из Корана”» [Даракутни 418, Байхаки 417].

Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал произносить Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения ‘Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн ‘Аббас не считал предосудительным чтение Корана в состоянии полового осквернения [Бухари [1]/84]. Это мнение усиливается хадисом ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поминал Аллаха в любое время [Муслим 373]. Аль-Бухари тоже упоминает это сообщение в своём «Сахихе», но приводит его без иснада [Бухари [1]/160]. Это предание имеет самый широкий смысл, и конкретизировать его может только другой достоверный хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран (то есть произносить аяты и суры) в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис ‘Аиши [Фатх Аль-Бари 1/408]. Однако ранее мы уже отметили, что из почтения к Аллаху поминать Его и читать Коран лучше в состоянии ритуальной чистоты, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так, и кто почитает святыни Аллаха, тот [поступает] так из-за богобоязненности в сердце» (сура 22 «Хадж», аят 32).

Во-вторых, произносить аяты и суры из Корана в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поминал Аллаха в любом состоянии. Имам ан-Навави пишет, что имамы Абу аль-Ма‘али аль-Джувайни и Абу Хамид аль-Газали не считали произнесение Корана без омовения нежелательным, потому что достоверно известно, что он читал Коран без омовения [Маджму 2/82]. Тем не менее поминать Аллаха и читать Коран лучше в состоянии ритуальной чистоты. Передают со слов аль-Мухаджира ибн Кунфуза, что однажды он поприветствовал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие, пока не завершил омовение, а потом поприветствовал его и сказал: «Я не стал отвечать на твоё приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без омовения» [Ахмад 20779, Ибн Маджа 350, Сахих аль-джами 2405]. В версии ан-Насаи и Абу Давуда сообщается, что в это время Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мочился [Насаи 34, Абу Давуд 17].

В-третьих, между богословами есть разногласия по поводу дозволенности прикосновения к мусхафу в состоянии полового осквернения. Передают со слов кадия Абу Бакра ибн Мухаммада аль-Ансари, что в послании, которое Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил ‘Амру ибн Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых» [Даракутни 428]. Аль-Албани пишет, что эти слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дошли до нас через нескольких сподвижников, в том числе ‘Амра ибн Хазма, Хакима ибн Хизама, ‘Абдаллаха ибн ‘Умара и ‘Усмана ибн Абу аль-‘Аса. Комментируя последний хадис, он приходит к следующему заключению: «До нас дошло несколько версий этого хадиса, каждая из которых не лишена слабости, однако эта слабость незначительна. Ни в одной из них нет рассказчиков, обвиняемых во лжи. Недостатки хадиса сводятся к отсутствию звена в иснаде или плохой памяти одного из них. Поэтому я склоняюсь к мысли о достоверности этого хадиса, тем более что на него опирался имам Сунны Ахмад ибн Ханбаль» [Ирва аль-галиль 1/160-161].

Как пишет имам аш-Шаукани, этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к мусхафу разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого верующего. Чистым также можно назвать того, кто очистился от полового или малого осквернения. Чистым можно назвать и того, на чьём теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует аят: «Поистине, многобожники нечисты» (сура 9 «Покаяние», аят 28). Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обратившись к Абу Хурайре, сказал: «Верующий не бывает нечистым» [Бухари 283, Муслим 371]. В пользу второго толкования свидетельствуют слова Всевышнего: «А если вы в состоянии осквернения, то очиститесь, [искупавшись]» (сура 5 «Трапеза», аят 6). В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». В пользу четвёртого толкования свидетельствует единое мнение улемов: всё, что очищено от нечистот или того, что считается нечистым, можно назвать чистым. Некоторые считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями сразу, но по этому поводу есть известные разногласия. Тем не менее богословы единодушны в том, что к спискам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения, и только захиритский имам Давуд ибн ‘Али аль-Исфахани не разделял этого мнения.

Богословы, которые запрещали прикасаться к мусхафу при половом осквернении, опирались на слова: «Прикасаются к ней только очищенные» (сура 56 «Неизбежное», аят 79). Этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в данном аяте относится к спискам Корана. Однако очевидно, что оно относится к Хранимой скрижали, которая упоминается в предыдущем аяте. А это значит, что под «очищенными» подразумеваются ангелы. Если мы признаём, что отсылка к мусхафу в данном случае является одним из возможных толкований, то это значит, что вывод, сделанный на основании этого предположения не является обязательным. То есть категоричного запрета на прикосновение к мусхафу при половом осквернении нет. Но даже если в этом аяте имеются в виду списки Корана, это всё равно не означает, что нельзя прикасаться к ним в состоянии полового осквернения, потому что очищенным называют того, кто не является нечистым. А известно, что верующего нельзя называть нечистым, потому что в хадисе говорится: «Верующий не бывает нечистым». Неправильно утверждать, что очищенными являются только те, кто очистился от полового осквернения, менструации, малого осквернения или нечистот. Напротив, очищенным считается каждый, кто не является многобожником. Об этом свидетельствуют и коранический аят «Поистине, многобожники нечисты», и упомянутый выше хадис, и хадис, в котором запрещается брать с собой мусхаф, отправляясь во вражескую страну. Следовательно, если чистым можно назвать и того, кто очищен от полового осквернения, и того, кто очищен от малого осквернения, то лучше принять общий смысл текста, а не конкретизировать его без аргументов. По словам Мухаммада ибн Ибрахима аль-Вазира, верующих нельзя назвать нечистыми в широком смысле этого слова, если даже они в состоянии полового или малого осквернения или если у женщины менструальное кровотечение. Это несправедливо ни в прямом, ни в переносном смысле, ни с точки зрения арабского языка.

Но если чистыми являются все, кроме многобожников, то как объяснить послание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, к византийскому императору Ираклию: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада владыке Рума Ираклию. Мир всем, кто следует верным путём! А затем… Я приглашаю тебя принять ислам. Прими ислам, и ты спасёшься. Прими ислам, и Аллах дарует тебе двойную награду. А если ты откажешься, то на тебя лягут даже грехи твоих хлебопашцев. «Скажи: “О люди Писания, давайте придём к единому слову для нас и для вас и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем никого придавать Ему в сотоварищи и не будем считать друг друга господами вместо Аллаха”. Если же они отвернутся, то скажите: “Будьте свидетелями, что мы — покорившиеся”» (3:64) [Бухари 4553, Муслим 1773]. Как объяснить это послание, если совершенно очевидно, что люди, которые придавали сотоварищей Аллаху и находились в состоянии ритуальной нечистоты, дотрагивались до коранических аятов?

Задаваясь этим вопросом, аш-Шаукани высказывает мнение, что многобожникам позволительно прикасаться к одному или двум аятам Корана, если в этом есть польза, например, если их призывают к исламу. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется и на тафсиры, в которых приводятся не только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к спискам Корана только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия существуют и по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ад-Даххак, Зайд ибн ‘Али, Давуд и другие разрешали прикасаться к мусхафу в состоянии малого осквернения, но большинство богословов не разрешали поступать так, опираясь на доводы, которые мы перечислили выше [Найль аль-аутар [1]/147-148].

2. Перед чтением Корана желательно почистить зубы и ротовую полость мисваком — веточкой дерева арак, которую используют как зубную щётку. Если мисвака нет, можно воспользоваться обычной зубной щёткой. Тем самым человек проявит уважение к Слову Аллаха, которое он намеревается прочесть. Передают со слов Зайда ибн Халида, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы я не [боялся] обременить моих последователей, то приказал бы им чистить зубы перед каждой молитвой и откладывать вечернюю молитву до [конца] первой трети ночи» [Ахмад 17073, Тирмизи 23, Сахих аль-джами 5316]. Ан-Навави  пишет: «Чистить зубы желательно в любое время, но особенно желательно в пяти случаях: перед молитвой, независимо от того, водой очистился человек или песком или вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; во время омовения; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту» [Шарх ан-Навави 3/181].

3. Читать Коран следует в чистой одежде и в чистом месте. Безусловно, самое лучшее место для поклонения Аллаху — это мечети. Тем не менее чтение Корана дома тоже является одним из богоугодных занятий, приносящим пользу рабам не только после смерти, но и в мирской жизни. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан избегает дома, в котором читают суру “Корова”» [Муслим 780]. А в другом хадисе, переданном со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, говорится: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобны живому и мёртвому» [Бухари 6407, Муслим 779].

4. Для чтения Корана желательно повернуться лицом к кибле. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди вещей любого рода бывает [одно] лучшее, и лучший способ сидеть — повернувшись лицом в сторону киблы» [Муджам аусат 2354, Сахих ат-таргиб 3085]. Ибн Муфлих пишет, что обращаться лицом в сторону киблы следует во время любых богоугодных дел, если только нет указания на обратное [Фуру 1/185].

5. Перед чтением Корана желательно попросить Аллаха о защите от проклятого шайтана, поскольку Всевышний сказал: «А когда ты читаешь Коран, ищи защиты у Аллаха от шайтана изгнанного, побиваемого» (сура 16 «Пчёлы», аят 98). По мнению большинства богословов, это предписание является желательным, но не обязательным. Ибн Кудама пишет, что искать защиты у Аллаха от шайтана перед чтением Корана во время молитвы желательно, и так считали аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата’, Суфьян ас-Саури, аль-Ауза‘и, аш-Шафи‘и, Исхак ибн Рахавайхи и последователи Абу Ханифы [Мугни 2/145, Куртуби 1/135].

6. Также желательно перед чтением Корана произнести басмалю, то есть слова «би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим», что означает: «[Я начинаю] с именем Аллаха Милостивого, Милующего». В хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любая важная речь или важное дело, которое не начинается поминанием Аллаха, лишено благого конца». В версии Ибн Маджи сказано: «…которое не начинается восхвалением Аллаха…» [Ахмад 8697, Ибн Маджа 1894, Даракутни 872]. Знатоки хадисов разошлись во мнениях относительно надёжности этого предания. Абу аль-Хасан ас-Синди сообщил, что Ибн ас-Салях и ан-Навави считали его хорошим. Аль-Албани назвал его слабым [Ибн Маджа [1]/610, Ирва аль-галиль [1]/30]. И хотя надёжных сообщений на эту тему нет, знатоки Корана имели обычай произносить басмалю, когда они начинали чтение Корана с начала какой-либо суры, кроме суры «Покаяние». Когда же они начинали чтение с середины суры, то произносили басмалю только мекканские чтецы, а большинство чтецов не делали этого [Макки. Табсыра [1]/249].

7. При чтении Писания Аллаха нужно проявлять смирение и покорность, размышляя над Его словами и их глубоким смыслом. В этом заключается величайшая цель чтения Корана, и благодаря этому душа становится чище, а рассудок — яснее. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или их сердца под замком?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24); «Мы ниспослали тебе [это] благословенное Писание, чтобы они размышляли над его аятами и чтобы вразумились обладающие разумом» (сура 38 «Сад», аят 29).

Читающий Коран не должен отвлекаться на праздные разговоры и занятия, смотреть по сторонам и забавляться. Ему надлежит задумываться над тем, что он произносит, вникать в смысл аятов и содержащихся в них повелений и запретов, размышлять над своими поступками. Вспомнив совершённые ранее грехи, он должен попросить прощения и покаяться. Услышав о праведных поступках, которые он ещё не совершает, он должен утвердить в душе намерение восполнить это упущение в ближайшее время. Читая аяты о милости и прощении Аллаха, ему следует радоваться и обращаться к Нему с молитвами и просьбами, а читая откровения о наказании и мучениях в Аду, он должен трепетать и молить Аллаха о защите. Встречая аяты о совершенных и возвышенных качествах Господа, он должен славить Его, подчёркивая Его абсолютное совершенство, а читая аяты с молитвами — смиряться и проникаться ими всем сердцем.

Безусловно, справиться с такой задачей может только мусульманин, знающий арабский язык и понимающий значения аятов, и поэтому верующему следует уделять должное внимание изучению арабского языка. А наряду с этим, нужно читать и даже заучивать краткие и достоверные толкования Корана, позволяющие ощутить дух небесного Писания при его чтении. Одно из таких толкований — великолепный труд «Облегчение от Великодушного и Милостивого» шейха ‘Абд-ар-Рахмана ибн Насыра ас-Са‘ди, переведённый на русский язык.

8. Читать Коран нужно степенно, неторопливо, выговаривая звуки и слова отчётливо, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша» (сура 17 «Ночной перенос», аят 106); «…и читай Коран размеренно» (сура 73 «Закутавшийся», аят 4). Такое чтение пробуждает сердца, готовит их к восприятию Откровения и заставляет их склониться перед Аллахом. Оно позволяет вникнуть в смыслы аятов и задуматься над ними. Ан-Навави пишет, что читать Коран торопливо нежелательно и лучше прочитать, например, один джуз медленно и вдумчиво, чем за то же самое время прочитать два джуза быстро и неосмысленно [Маджму 2/191].

9. Читающий Коран должен проявлять усердие и украшать чтение своим голосом. В «Сунане» Абу Давуда приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который читает Коран вслух и нараспев» [Бухари 5023, Муслим 892, Абу Давуд 1473]. Имам Ахмад сказал: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов “Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который читает Коран вслух и нараспев”» [Адаб шарийя 2/297]. В другом хадисе, также переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев» [Бухари 7527]. Также передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Украшайте Коран своими голосами». На эту тему также есть хадисы со слов Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и ‘Аиши [Ахмад 18517, Насаи 1089, Абу Давуд 1468, Ибн Маджа 1342, Сахих аль-джами 3580]. В другом хадисе, переданном с его же слов, говорится: «Я слышал, как во время вечерней молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл: «Клянусь смоковницей и оливой…», — и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него» [Бухари 7546, Муслим 464].

Красивый голос — это благо, которое Аллах дарует тем из Своих рабов, кому пожелает. Однако лишь немногие из них благодарят своего Господа и пользуются этим даром так, как Ему угодно. Передают со слов Абу Мусы, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Если бы ты видел меня вчера, когда я слушал, как ты читал Коран. Воистину, тебе дарована одна из свирелей семейства Давуда!» [Бухари 5048, Муслим 793]. Таким эпитетом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, охарактеризовал красивый голос своего сподвижника.

Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, нравилось слушать, как его сподвижники читали Коран, и это тоже относится к богоугодным деяниям. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Прочти мне Коран!» ‘Абдаллах сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!» В ответ Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я люблю слушать, как кто-то другой читает его». Тогда ‘Абдаллах начал читать суру «Женщины». А когда он дошёл до слов: «Что же будет, когда Мы приведём по свидетелю от каждой общины, а тебя приведём свидетелем против этой [общины]?» (4:41), Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Довольно!» ‘Абдаллах поднял голову и увидел, как из его глаз текли слёзы [Бухари 4582, Муслим 800].

Читать Коран нараспев не значит распевать его так, как поют песни. Кади ‘Ияд сказал: «Богословы разошлись во мнениях относительно мелодичного чтения Корана. Малик и большинство богословов считали это нежелательным, поскольку это отдаляет человека от основной цели Корана — смирения и размышления. Но Абу Ханифа и некоторые ранние улемы, опираясь на хадисы, разрешали это, потому что это смягчает сердца, вызывает трепетный страх и побуждает людей слушать чтение Корана». Ибн Таймийя сказал: «Мелодичное чтение Корана, подобное распеванию песен, нежелательно и является нововведением, о чём говорили Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль и другие имамы» [Адаб шарийя 2/302].

Ибн аль-Каййим пишет: «Каждый, кто знаком с путём первых мусульман, определённо знает, что они не имели ничего общего с напускным чтением Корана на музыкальный манер, когда выдерживаются ритм и такт определённого размера. Они не читали Коран подобным образом и не позволяли себе такое. Напротив, они читали Коран задушевно и с упоением, украшая его своими голосами. В их голосах звучали то печаль, то радость, то тоска. Потребность в этом заложена в человеческой душе, и законодатель не запретил поступать так, а напротив, призвал читать Коран такими способами и сообщил, что Аллах слушает тех, кто поступает так» [Зад аль-маад 1/474].

10. Стремление приукрасить чтение голосом не должно мешать соблюдению правил таджвида, таких как отчётливое произнесение (изхар), ассимиляция (идгам), фарингализация (тафхим), грассирование (таркик) и т. п. Читающий Коран должен правильно выговаривать каждый звук, удлинять гласные звуки там, где их следует удлинять, делать паузы там, где их нужно делать, и выполнять все остальные правила чтения, прописанные в мусульманской традиции. Рассказывают, что Анаса ибн Малика спросили: «Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран?» Он сказал: «Он удлинял определённые звуки». После этого он прочёл: «Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим», протяжно прочитав слова би-сми-ллях, ар-рахман и ар-рахим [Бухари 5046]. Эти способы чтения Корана подробно расписаны в литературе по таджвиду и кираатам, но до сих пор передаются из поколения в поколение изустным путём.

11. При чтении аятов о мучениях в Аду желательно просить у Аллаха избавления от наказания, при чтении аятов о вознаграждении в Раю следует молить Его о милости и щедрости, а при чтении молитв следует смиренно обращаться к Нему с этими молитвами. Хузайфа ибн аль-Яман рассказывал, что однажды ночью он молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он начал читать суру «Корова». Сначала Хузайфа думал, что он совершит поклон после ста аятов, но он читал дальше. Потом он решил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочтет её полностью за два раката, но он читал дальше. Потом он подумал, что он совершит поклон, закончив эту суру, но он начал читать суру «Женщины». Завершив её, он начал читать суру «Семейство ‘Имрана». Он читал её медленно. Прочитав аят, содержащий прославление Аллаха, он славил Его; прочитав аят, содержащий молитву, он взывал к Нему; а прочитав аят, содержащий мольбу о защите, он просил защитить его. Потом он совершил поясной поклон и сказал: «Пречист мой Великий Господь!» Его поясной поклон длился почти столько же, что и стояние. Потом он произнёс: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его! Господь наш, хвала Тебе!» Потом он долго стоял и простоял почти столько же времени, сколько он провёл в поясном поклоне. Потом он совершил земной поклон и сказал: «Пречист мой Высочайший Господь!» И его земной поклон длился почти столько же, что и стояние [Муслим 772].

12. Похвально, когда читающий Коран плачет из страха перед Аллахом и благодарности Ему, размышляя о Его милости и своих грехах. Если же откровения не вызывают у него слёзы, он должен задуматься о своих поступках, вспомнить о смерти и будущей жизни и представить себя перед Господом в день воскресения, когда каждый грешник пожелает, чтобы между ним и его деяниями была непреодолимая пропасть. Ему следует осознать свою бесконечную нужду в милости и прощении Всевышнего и сделать всё, чтобы его сердце смягчилось, а на глазах его выступили слёзы, поскольку Господь миров любит, когда рабы плачут, вспоминая о Нём.

Всевышний сказал: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами из-за того, что они узнают истину» (сура 5 «Трапеза», аят 83); «Они падают ниц, касаясь земли кончиками бород и рыдая, и это увеличивает их смирение» (сура 17 «Ночной перенос», аят 109). Передают, что Абу Салих рассказывал: «Во времена Абу Бакра в [Медину] приехала группа людей из Йемена. Услышав чтение Корана, они заплакали, и Абу Бакр сказал: “Такими же были и мы, а потом наши сердца почерствели”» [Ибн Абу Шейба 36534, Фадаиль аль-Куран 164, Хилья аль-аулия 1/34]. Аль-Касим ибн Мухаммад, племянник матери верующих ‘Аиши, рассказывал, что по утрам он в первую очередь заходил к ней, чтобы поздороваться с ней. Однажды, когда он пришёл к ней, она молилась, повторяя аят: «…но Аллах оказал нам милость и защитил нас от мучений палящего ветра» (52:27). Она призывала Аллаха, плакала и повторяла этот аят. Аль-Касим сказал: «Я устал ждать и решил сходить на рынок, а когда я вернулся, она стояла на том же месте, молилась и плакала» [Сыфа ас-сафва [1]/293].

13. Если во время чтения Корана человек хочет зевнуть, то ему следует сдержать зевоту по мере возможности и прикрыть рот рукой. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнул и воздал хвалу Всевышнему Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен сказать: “Да помилует тебя Аллах!” Что же касается зевоты, то она — от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, ибо, когда любой из вас зевает, шайтан смеется над ним» [Бухари 6223]. В другом хадисе, переданном со слов Абу Са‘ида аль-Худри, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо шайтан может проникнуть в него» [Муслим 2995].

14. Читать Коран из мусхафа лучше, чем читать его по памяти, потому что при таком чтении мусульманин занимает поклонением не только своё сердце, но и своё зрение и слух. То есть все врата его сердца раскрываются для Слова Аллаха, и если он читает Коран сосредоточенно, то божественные смыслы овладевают его сердцем, исцеляют и направляют его. Ан-Навави пишет, что не знает разногласий между богословами по поводу превосходства чтения Корана из мусхафа и объясняет это тем, что смотреть в мусхаф само по себе является богоугодным занятием. Однако, добавляет он, это относится к тем, кто одинаково сосредоточенно читает Коран наизусть и из книги. Если же человек проявляет больше смирения и лучше вникает в смыслы аятов, когда читает их по памяти, то для него поступать так предпочтительнее [Маджму 2/191].

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отдавайте вашим глазам их долю из поклонения». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что есть их доля из поклонения?» Он сказал: «Смотреть в мусхаф, размышлять над ним и извлекать уроки из его удивительных [аятов]». Аль-Байхаки назвал иснад хадиса слабым [Азама [1]/226, Шуаб аль-иман 2030].

15. Читать Коран разрешается вслух и про себя, но тот, кто читает его про себя, обязательно должен произносить слова, шевеля языком и губами. Читать Коран мысленно или бегая про странице глазами, не произнося слов, неправильно, и это не называется чтением. Маликитский законовед Ибн аль-Хаджиб (ум. 646/1249) сказал: «Не разрешается читать Коран мысленно, не шевеля языком, потому что тот, кто не шевелит языком, не говорит, а думает» [Мавахиб Аль-Джалиль 1/488].

Выбирая между чтением Корана вслух или про себя, нужно прежде всего заботиться о том, чтобы чтение приносило тебе пользу, смягчало твоё сердце и побуждало тебя к размышлению над смыслами Книги Аллаха и к совершению праведных деяний. Если же мусульманин читает Коран в присутствии других людей, то он также должен приложить усилия, чтобы избежать показухи и самолюбования. Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читающий Коран вслух подобен тому, кто раздаёт пожертвования открыто, а читающий Коран про себя подобен тому, кто раздаёт пожертвования тайно». Похожий хадис передал аль-Хаким со слов Му‘аза ибн Джабаля [Насаи 2353, Абу Давуд 1333, Тирмизи 2919, Сахих аль-джами 3105].

Читая Коран в мечети или в другом месте, где собираются мусульмане, нужно также принимать во внимание положение тех, кто находится рядом, чтобы твоё чтение не доставляло им неудобство. Рассказывают, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что люди в мечети молятся и громко читают Коран во время молитвы. Тогда он сказал: «Поистине, молящийся обращается к своему Господу. Так размышляйте же над тем, что вы говорите Ему, и не перекрикивайте друг друга, читая Коран» [Малик [1]/80, Ахмад 19044].

Также не разрешается читать Коран громко в общественном транспорте, на рынках и в других местах, где люди собираются не для молитвы и поклонения Аллаху. Всевышний сказал: «Не молись громко и не молись шёпотом, а выбери среднее между этим» (сура 17 «Ночной перенос», аят 110). Сподвижникам нравилось, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран громко, но когда язычники слышали его чтение, то начинали ругать его. Поэтому Всевышний велел ему читать Коран так, чтобы его слышали те, для кого он предназначался, и не раздражать своим чтением язычников. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, Са‘ид ибн Джубайр и другие комментаторы [Табари 15/131-132]. Имам Мансур аль-Бухути (ум. 1051/1641) пишет: «Не разрешается громко читать Коран на рынках, где люди заняты торговлей и не слушают Коран, потому что это приводит к неуважительному отношению [к Корану]» [Шарх аль-мунтаха 1/528].

16. Многие поздние богословы считают нежелательным чтение Корана разными кираатами вперемешку. Ибн Таймийя пишет, что мусульмане единодушно не одобряют чтение Корана разными кираатами вперемешку ни в молитве, ни в другое время [Маджму аль-фатава 22/459]. Ибн Хаджар пишет, что в его время многие чтецы и законоведы придерживались этого мнения, а некоторые даже запрещали поступать так. Однако, по его мнению, это справедливо только в отношении тех, кто использует разные традиции чтения, но при этом утверждает, что читает Коран одним определённым кираатом [Фатх Аль-Бари 9/38]. Но если чтец не связывает своё чтение с именем какого-либо имама и читает Коран разными кираатами, имеющими надёжную основу в мусульманской традиции, то это не порицается.

Абу Шама пишет, что разрешается читать Коран разными способами, которые соответствуют достоверным кираатам, если совмещение их не приводит к нарушению смысла и правил арабской грамматики. Любой из достоверных способов чтения Корана опирается на один из семи харфов, которыми был ниспослан Коран, и не следует ограничивать то, что узаконено Всевышним, и в этом нет ничего плохого. Вместе с тем Абу Шама назвал нововведением повторение одного аята разными кираатами, потому что нет сообщений о том, что первые мусульмане поступали так [Абу Шама [1]/185].

17. Прочтение Корана целиком (хатм) относится к числу самых полезных и богоугодных деяний, и желательно читать суры в той последовательности, в которой они расположены в мусхафе. Тем не менее, если человек прочёл все суры Корана не в том порядке, в котором они расположены в мусхафе, это тоже засчитывается ему как прочтение Корана целиком. Ан-Навави пишет, что при чтении разрешается менять суры местами и читать их в обратном порядке, хотя лучше этого не делать, но не разрешается нарушать порядок аятов внутри какой-то отдельной суры или читать их в обратном порядке, потому что в таком случае текст лишается отдельных аспектов неподражаемости и некоторых смыслов [Маджму 2/191].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рекомендовал читать Коран регулярно и прочитывать его целиком не реже одного раза в сорок дней. Имам Ахмад сказал: «Чаще всего я слышал, что Коран следует читать полностью раз в сорок дней, а тот, кто читает Коран реже, забывает его и проявляет нерадение» [Мугни 2/611-612]. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читай Коран полностью за сорок дней» [Насаи 8014, Абу Давуд 1395, Тирмизи 2947]. В другой версии говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Перечитывай Коран каждый месяц». ‘Абдаллах сказал: «О Пророк Аллаха, я могу лучше». Он сказал: «Тогда перечитывай его каждые двадцать дней». ‘Абдаллах сказал: «О Пророк Аллаха, я могу лучше». Он сказал: «Тогда перечитывай его каждые десять дней». ‘Абдаллах сказал: «О Пророк Аллаха, я могу лучше». Он сказал: «Тогда перечитывай его каждые семь дней и не делай этого чаще, потому что у тебя есть обязанности перед твоей женой, перед твоими гостями и перед твоим телом» [Муслим 1159].

В хадисе ‘Абдаллаха ибн ‘Амра сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто читает Коран быстрее, чем за три дня, тот не понимает его» [Ахмад 6775, Абу Давуд 1394, Тирмизи 2949, Ибн Маджа 1347, Фадаиль аль-Куран 273, Сильсиля сахиха 1513]. Абу ‘Убайд передал со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не прочитывал Коран быстрее, чем за три дня [Фадаиль аль-Куран 272]. Поэтому Ахмад, Абу ‘Убайд, Исхак ибн Рахавайхи и другие имамы предпочитали не читать Коран быстрее, чем за три дня. Несмотря на это, многие праведные предшественники поступали так. Ан-Навави сказал: «Я считаю, что это зависит от самого человека. Тому, кто обладает хорошим умом и способностью размышлять, желательно ограничиваться тем сроком, который позволяет ему размышлять над аятами и делать из них выводы. Тому, кто приобретает знания или трудится на благо религии и мусульман, желательно читать Коран так, чтобы это не мешало ему заниматься своими делами. Если же человек не занят ничем из этого, то ему лучше читать как можно больше из Корана, но так, чтобы это не наскучивало ему и не превращалось в неосмысленное чтение. А Аллах знает лучше!» [Фатх Аль-Бари 9/97].

Некоторые богословы отмечали, что после завершения чтения Корана целиком желательно сразу же начать читать его с начала. ‘Абдаллах ибн ‘Аббас рассказывал, что какой-то мужчина спросил: «О Посланник Аллаха, какое деяние Аллах любит больше всего?» Он ответил: «Когда путник останавливается и отправляется в путь заново». Мужчина снова спросил: «А что это за путник?» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто читает Коран от начала до конца, и каждый раз, завершив чтение, он начинает читать заново» [Тирмизи 2948, Сильсиля даифа 1834]. Иснад этого хадиса слабый, но многие богословы поступали в соответствии с ним. Ибн аль-Асир пишет, что мекканские чтецы, когда они завершали чтение Корана целиком, читали после этого суру «Открывающую» и первые пять аятов суры «Корова» [Нихая [1]/228].

Для праведных мусульман завершение чтения Корана было особым событием, и они знали о щедрой награде, обещанной тем, кто прочитывает Коран полностью. Передают, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «У того, кто прочитал Коран полностью, есть мольба, которая будет принята». И когда он завершал чтение Корана полностью, то собирал вокруг свою семью и взывал к Аллаху, а они говорили Аминь [Фадаиль аль-Куран 106]. Сообщается, что Анас ибн Малик тоже собирал свою семью, когда завершал чтение Корана полностью [Фадаиль аль-Куран 107, Ибн Абу Шейба 30539, Дарими 3517]. А известный таби Муджахид сказал: «Туда, где завершают чтение Корана полностью, спускается милость [Аллаха]» [Ибн Абу Шейба 30543].

Ан-Навави пишет: «Ибн Абу Давуд передал со слов таби ‘Амра ибн Мурры, что [сподвижники] предпочитали завершать чтение всего Корана в начале ночи или в начале дня. Другой славный таби Тальха ибн Мусарриф говорил: “Кто завершил чтение Корана днём, того ангелы благословляют до наступления вечера, а кто завершил чтение Корана среди ночи, того ангелы благословляют до наступления рассвета”. Похожее высказывание передают со слов Муджахида. Ад-Дарими в своём “Муснаде” приводит слова Са‘да ибн Абу Ваккаса: “Того, кто завершил чтение Корана в начале ночи, ангелы благословляют до наступления рассвета, а того, кто завершил чтение Корана в конце ночи, ангелы благословляют до наступления вечера”» [Навави. Тибьян [1]/63].

18. Некоторые богословы разрешают после прочтения Корана произнести фразу садака Ллаху аль-‘Азым, что означает «Правдив Великий Аллах». Аль-Хаким ат-Тирмизи пишет, что из почтения к Корану после его прочтения следует сказать: «Господи наш, Ты сказал правду, и Твои посланники передали послание, и мы свидетельствуем об этом. Аллахумма, сделай нас одними из тех, кто свидетельствует об истине и твёрдо придерживается её», а после этого можно обратиться к Аллаху с мольбами [Навадир аль-усуль 3/254]. Шафиитский имам Закарийя аль-Ансари (ум. 926/1520) пишет, что Ибн аль-‘Ираки спросили о положении молящегося, который сказал садака Ллаху ль-‘Азым после того, как имам завершил чтение Корана, и он сказал: «Это не нарушает его молитву, потому что это — слова поминания Аллаха, а не обращение к людям» [Асна аль-маталиб 1/179]. Другой шафиитский законовед Нур-ад-дин аш-Шабрамаллиси пишет, что если молящийся, завершив чтение Корана, произнёс слова садака Ллаху аль-‘Азым, то его молитва не нарушается [Нихая аль-мухтадж 2/43].

Однако достоверных сообщений о том, что так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, или кто-либо из его сподвижников, нет. Напротив, хадисы свидетельствуют об обратном. Мы уже упоминали хадис ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, как он прочёл Коран Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда он пожелал остановить его, то сказал: «Довольно!» [Бухари 4582, Муслим 800]. То есть в хадисах ничего не говорится о необходимости говорить «правдив Великий Аллах» после прочтения Корана, и такой поступок не относится к Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Но если человек прочёл или услышал аят из Корана, который пришёлся к месту, и после этого произнёс слова садака Ллаху аль-‘Азым, восхищаясь мудростью Всевышнего, то в этом нет ничего плохого. Передают со слов Абу Зарра, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постится в течение трёх дней каждый месяц, тот будто постится целую жизнь». Потом он сказал: «Аллах и Его Посланник сказали правду в Писании: “Тому, кто принесёт с собой добро, воздастся десятерицею”» (6:160) [Насаи 2730]. Также передают со слов Бурайды ибн аль-Хусайба, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь и увидел аль-Хасана и аль-Хусейна. Они шли, спотыкаясь, и на них были красные рубашки. Тогда он спустился с минбара, взял их на руки и посадил перед собой. Потом он сказал: «Аллах сказал правду. Ваше имущество и ваши дети всего лишь испытание (64:15). Когда я увидел, как эти мальчики идут, спотыкаясь, то не смог удержаться и прервал свой рассказ, чтобы взять их на руки» [Ахмад 23045, Насаи 1743, Абу Давуд 1109, Тирмизи 3774, Ибн Маджа 3600].

19. К широко распространенным поступкам, которых должны избегать мусульмане, также относится целование мусхафа. Ни Коран, ни Сунна не велят мусульманам поступать так, и достоверно известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не целовал листы с аятами Корана. Следовательно, такой поступок является нововведением, которое отвергается Всевышним. Передают со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто привнесёт в это наше дело то, что не относится к нему, будет отвергнут». А в версии имама Муслима говорится: «Тот, кто совершит деяние, которое мы не приказывали, будет отвергнут» [Бухари 2697, Муслим 1718]. Поэтому, если даже человек целует мусхаф, чтобы возвеличить Слово Аллаха и выказать смирение перед Ним, этот поступок всё равно не принесёт ему пользы, а лишь навредит ему, ведь Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не делал этого и не пытался приблизиться к Аллаху таким путём. Безусловно, он лучше нас знал, как можно снискать благоволение Господа, и ему не составило бы труда поцеловать листы с кораническими аятами, если бы в этом был прок. Однако он не делал этого, и мусульмане должны брать с него пример и не совершать поступков, которые противоречат его прямой дороге.

Единственным предметом, который Пророк, мир ему и благословение Аллаха, целовал ради приближения к Аллаху, был Чёрный камень, заложенный в одном из йеменских углов Каабы. Ислам поощряет целование этого камня во время обхода вокруг Каабы, что подтверждается достоверными хадисами. Передают со слов ‘Аббаса ибн Раби‘а, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб поцеловал Чёрный камень и сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень и ты не приносишь ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал тебя, то я бы не стал делать этого» [Бухари 1597, Муслим 1270]. Что же касается целования Корана, то оно не имеет основания в пречистой Сунне.

20. Слушающим Коран также полагается придерживаться определённых правил. Они должны вести себя смиренно, внимательно слушать Слово Аллаха и размышлять над ним, соблюдать тишину, избегать празднословия и смеха до тех пор, пока чтение Корана не будет завершено. Всевышний сказал: «Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (сура 7 «Ограды», аят 204).

Шейх ас-Са‘ди пишет: «Это предписание распространяется на каждого, кто слышит чтение Писания Аллаха. Он обязан слушать его и хранить молчание. Хранить молчание — значит прекратить разговоры и занятие тем, что мешает слушать Коран, а слушать Коран — значит внимать ему сосредоточенно и размышлять над услышанным. Тот, кто выполняет эти два требования, когда рядом с ним читают Писание Аллаха, обретает великое благо, приобретает большие познания, обновляет свою веру, укрепляется на прямом пути и становится более проницательным в делах своей религии. Именно поэтому Аллах связал обретение Божьей милости с этими двумя предписаниями. Это также означает, что тот, кто не прислушивается к Корану, когда его читают возле него, и не хранит молчание, лишается доли милости и великого блага. Ещё более важным является предписание слушать Коран и хранить молчание во время молитв, и когда имам читает Коран вслух, молящиеся позади него должны молча и внимательно слушать его. Некоторые даже считали, что молчать для них предпочтительнее, чем читать суру “Открывающую”» [Сади [1]/356].

Отдельно нужно коснуться вопроса, который возникает у мусульман в связи с распространением аудиозаписей с чтением коранических сур. Этот вопрос задали шейху Мухаммаду Насыр-ад-дину аль-Албани: «Каково отношение шариата к поведению людей, которые беседуют друг с другом и не слушают чтение Священного Корана, воспроизводимое с помощью магнитофона? Совершает ли грех кто-либо из присутствующих, или же его совершает тот, кто включил магнитофон?» Шейх сказал: «Ответ на этот вопрос зависит от рода собрания, на котором воспроизводят чтение Корана при помощи магнитофона. Если это происходит на собрании, где изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, то присутствующие обязаны внимательно слушать его. А всякий, кто не делает этого, совершает грех, потому что противится сказанному Всевышним и Всеблагим Аллахом в Коране: “Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют” (7:204). Если же это происходит не на собрании, на котором изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, например, если человек работает дома, или занимается, или читает, то в этом случае не разрешается включать магнитофон и воспроизводить запись Корана так громко, чтобы её могли слышать присутствующие в доме или на собрании. В таком положении они не обязаны слушать чтение Корана, потому что они не собрались с этой целью. Ответственность несёт тот, кто прибавляет звук магнитофона так, чтобы его слышали другие, потому что он ставит людей в трудное положение и заставляет их слушать Коран тогда, когда они не готовы к этому» [Кайфа нуфассиру [1]/17-18].