Награда за чтение и изучение Корана

Чтение Священного Корана на арабском языке — один из самых славных обрядов поклонения, приближающих раба к его Господу. Всевышний приказал верующим читать Коран: «Читайте же из Корана то, что посильно для вас» (сура 73 «Закутавшийся», аят 20).

В хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран, потому что в день воскресения он придёт и заступится за своих. Читайте две цветущие суры — суры «Корова» и «Семейство ‘Имрана», — потому что в день воскресения они придут, словно два облака или словно две стаи птиц, выстроившихся рядами, и заступятся за своих. Читайте суру «Корова», потому что с ней — благодать, а без неё — горе, и колдунам не справиться с ней» [Муслим 804].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о той великой награде, которая уготована верующим, которые часто читают Коран. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто прочёл одну букву из Писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздаётся в десятикратном размере. Я не говорю, что алиф, лям, мим — это одна буква. Напротив, алиф — буква, лям — буква, и мим — буква» [Тирмизи 2910, Сахих аль-джами 6469].

Божий Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что чтение Корана благотворно влияет как на душу, так и на внешний облик человека. Если понаблюдать за поведением и нравом того, кто неразлучен с Кораном, то они окажутся самыми примерными, а если бы нам удалось проникнуть в его душу, то она оказалась бы чистой и непорочной. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, который приятен на вкус, но не имеет запаха. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, у которого нет запаха, а вкус горький» [Бухари 5427, Муслим 797].

Славный сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд поведал о том, что если человек возлюбил Коран и часто читает его, то Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, обязательно возлюбят его. Он сказал: «Кто хочет, чтобы его возлюбили Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, пусть посмотрит, любит ли он Коран. И если он любит Коран, то он обязательно любит Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха». Аль-Хайсами сказал, что передатчики этого хадиса заслуживают доверия [Муджам кабир 8657, Хайсами 11666].

В пречистой Сунне сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближёнными ангелами. Передают со слов матери верующих ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребудет с благородными и благочестивыми писцами, а тот, кто читает Коран с трудом, запинаясь, получит двойную награду». В версии имама аль-Бухари говорится: «Тот, кто читает Коран, зная его наизусть, пребудет с благородными и благочестивыми писцами, а тот, кто читает Коран с трудом, повторяя его, получит двойную награду» [Бухари 4937, Муслим 798].

До нас дошли свидетельства того, что ангелы собираются на чтение Корана и слушают его. Всевышний сказал: «Совершай молитвы с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура 17 «Ночной перенос», аят 78). А в достоверном хадисе сообщается, что Усайд ибн Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «Корова», его лошадь, которая была привязана рядом с ним, вдруг заволновалась и задёргалась. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. Его сын Яхья находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Когда же он подошёл к ней, то увидел над головой нечто вроде облака, в котором было что-то наподобие светильников. Это нечто поднялось в небо, а потом исчезло из виду. Он унёс ребёнка, а когда поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Он имел в виду, что Усайду не следовало прерывать чтение Корана. Усайд сказал: «Я остановился, потому что Яхья был рядом с лошадью, и я испугался, что она затопчет его. Тогда я и увидел нечто вроде облака, в котором было что-то наподобие светильников. Оно поднялось в небо и исчезло у меня из виду». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы собрались послушать тебя, и если бы ты продолжил читать, то утром люди увидели бы их и они не стали бы скрываться от них» [Бухари 5018, Муслим 796].

В другом хадисе, переданом со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть Писание Аллаха и вместе изучить его, то на них обязательно нисходит спокойствие, и милость покрывает их, и ангелы окружают их, и Аллах поминает их среди тех, кто возле Него» [Муслим 2699].

А в другом хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Всевышнего и Всеблагого Аллаха есть ангелы, которые заняты тем, что странствуют по земле и ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Когда они находят собрание, на котором поминают Аллаха, то усаживаются там и охватывают друг друга крыльями, пока не заполняют всё пространство между землёй и ближайшим небом. Когда же люди расходятся, они возносятся и поднимаются на небо. И спрашивает их Великий и Могучий Аллах, хотя ему прекрасно известно о них: “Откуда вы пришли?” Они отвечают: “Мы пришли от Твоих рабов на земле, которые славят и возвеличивают Тебя, которые свидетельствуют о единстве Твоём, возносят хвалу Тебе и просят Тебя!” Аллах спрашивает: “И о чём же они просят Меня?” Ангелы отвечают: “Они просят у Тебя Твоего Рая!” Аллах спрашивает: “А разве они видели Мой Рай?” Они отвечают: “Нет, Господи!” Тогда Аллах говорит: “Что же было бы, если бы они увидели Мой Рай?!” Ангелы говорят: “А ещё они ищут у Тебя защиты!” Аллах спрашивает: “Защиты от чего?” Они отвечают: “От Твоего Огня, Господи!” Аллах спрашивает: “А разве они видели Мой Огонь?” Они отвечают: “Нет”. Тогда Аллах говорит: “Что же было бы, если бы они увидели Мой Огонь?!” Ангелы говорят: “А ещё они молят Тебя о прощении”. Аллах говорит: “Я уже простил их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили защитить их!” Тогда ангелы говорят: “Господи, среди них был человек, грешный раб, который проходил мимо и просто сел рядом с ними”. Аллах же говорит: “Я и его простил, ведь это люди, сидящий рядом с которыми не будет несчастен”» [Бухари 6408, Муслим 2689].

Из достоверных хадисов также известно, что Всевышний разрешает мусульманам завидовать тем, кто обучился Корану и выполняет его предписания. Безусловно, речь идёт о так называемой «белой зависти», когда человек не желает зла своему ближнему, а лишь хочет походить на того, кто сумел обрести великое благо и приблизиться к своему Щедрому Господу. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днём, а его сосед слышит его и говорит: “О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он”, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек говорит: “О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он”» [Бухари 5026].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, призывал правоверных заучивать Коран наизусть, размышлять над его значениями, постигать его смыслы и руководствоваться его заповедями, поскольку выполнение этих повелений обеспечивает человеку величие как при жизни на земле, так и после смерти. Рассказывают, что Нафи‘ ибн ‘Абд-аль-Харис, которого ‘Умар назначил вали Мекки, встретил эмира верующих в Асфане. Он спросил ‘Умара: «Кого ты поставил над жителями Эль-Вади?» ‘Умар ответил: «Ибн Абзу». Нафи‘ спросил: «А кто такой Ибн Абза?» ‘Умар ответил: «Один из мавали». Он спросил: «Ты назначил правителем вольнотпущенника?» ‘Умар сказал: «Воистину, он знает Писание Великого и Могучего Аллаха и прекрасно разбирается в распределении наследства». Потом ‘Умар сказал: «Ваш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и опускает других”» [Муслим 817].

Также сообщается, что эмир верующих ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, которого многие историки называют «пятым праведным халифом», написал своим наместникам: «Не назначайте на должности никого, кроме знатоков Корана». Ему ответили: «Мы назначили на должности знатоков Корана, но они предали оказанное им доверие». Тогда он написал им: «Назначайте на должности только знатоков Корана, и если в них нет добра, то его тем более нет в остальных» [Адаб шарийя 2/316].

В другом хадисе сообщается, что чем больше коранических сур и аятов правоверный знает наизусть, тем выше его место в Раю. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто знает Коран наизусть, будет сказано: “Читай и поднимайся вверх! Читай его нараспев так, как ты читал в земном мире, и твоё место будет там, где ты прочтешь последний аят”» [Ахмад 6799, Насаи 8002, Абу Давуд 1464, Тирмизи 2914, Сахих аль-джами 8122].

Знание Корана наизусть является одним из факторов, способствующих избавлению от мучений в преисподней. Рассказывают, что Абу Умама аль-Бахили говорил: «Читайте Коран, и пусть эти висящие мусхафы не обольщают вас, потому что Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран» [Дарими 3362, 3363]. А ‘Абдаллах ибн Мас‘уд  говорил: «Поистине, этот Коран — угощение Аллаха, и кто попадает на него, тот в безопасности. И пусть возрадуется тот, кто возлюбил Коран!» [Дарими 3365, 3366].

Также передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, у кого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и достоверным, а Шу‘айб аль-Арнаут назвал его иснад слабым [Ахмад 1947, Тирмизи 2913].

Верующие, знающие и читающие Писание Аллаха, являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Господа. В хадисе, переданном со слов Анаса ибн Малика, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Всевышнего Аллаха есть Свои люди — знатоки Корана. Они являются людьми Аллаха и Его особыми рабами» [Ахмад 12301, Насаи 7977, Ибн Маджа 215, Сахих аль-джами 2165].

Всемилостивый Господь возвестил в ясном Писании, что рабы, которые без устали читают Коран днём и ночью, по утрам и вечерам, которые руководствуются его предписаниями и остерегаются нарушать его запреты, сполна получат заслуженное ими вознаграждение, которое будет многократно приумножено по милости Аллаха. Всевышний сказал: «Поистине, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и жертвуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, чтобы Он вознаградил их сполна и добавил от Своей милости. Поистине, Он — Прощающий, Благодарный» (сура 35 «Зиждитель», аяты 29-30).

В то же время Всемогущий Творец предостерёг каждого, кто пренебрегает Кораном и забывает об оказанной ему милости. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, он ускользает быстрее, чем верблюды, [избавивишиеся] от своих пут» [Бухари 5033, Муслим 791].

А в хадисе, переданном со слов Ибн ‘Умара, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, человек, знающий Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут» [Бухари 5031, Муслим 789].

Об ответственности того, кто не проявляет должной заботы к Писанию Аллаха, говорится во многих хадисах. Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их» [Абу Давуд 461, Тирмизи 2916, Даиф аль-джами 3700].

Правоверный не должен позволять себе такое, поскольку пренебрежение Священным Кораном — характерная особенность неверующих и невежественных людей. В Коране сообщается, что благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал о своих неверующих соплеменниках: «Господи, мой народ забросил этот Коран» (сура 25 «Различение», аят 30).

Но если такое произошло, мусульманин обязан вернуться на путь своего Господа и не говорить, что он позабыл Коран. Он должен проявлять почтение к Слову Аллаха и придерживаться этикета, которому обучил нас Посланник, мир ему и благословение Аллаха. В хадисе ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас скажет: “Я забыл такой-то и такой-то аят”. Его заставили позабыть его! Читайте Коран постоянно, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, [избавивишиеся] от своих пут» [Бухари 5032, Муслим 790].

Эти и многие другие тексты побуждают правоверных изучать Коран и заучивать его наизусть. И хотя это предписание не является обязательным для каждого мусульманина, оно вменено в обязанность мусульманской общине в целом. Во все времена среди мусульман должно быть достаточно знатоков Корана, чтобы Писание Аллаха никогда не покидало сердца верующих рабов и не искажалось врагами Милостивого. И если необходимая часть мусульман занимается этим, то остальные освобождаются от этой ответственности. Но, несмотря на это, каждый мусульманин должен стремиться изучить Писание Аллаха, чтобы лучше знать Своего Господа и приближаться к Нему.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, неустанно обучал своих сподвижников Корану и разъяснял им новые и новые откровения, как только они ниспосылались. Тем самым он выполнял приказ Всевышнего: «О Посланник! Передай то, что ниспослано тебе твоим Господом, а если ты не сделаешь этого, то не передашь Его послания» (сура 5 «Трапеза», аят 67).

Он призывал заучивать Священный Коран наизусть и напоминал верующим о награде за это. Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что однажды, когда они находились в суффе, к ним вышел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кто из вас хочет каждое утро отправляться в Бутхан или Эль-Акик и приводить оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Люди сказали: «О Посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром пришёл в мечеть и изучил или прочёл два аята из Писания Великого и Могучего Аллаха, то это для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты лучше трёх верблюдиц, четыре аята лучше четырёх верблюдиц, и чем больше аятов, тем больше верблюдов» [Муслим 803].