Коран и современная наука

В этой главе мы рассмотрим соответствие коранических знаний достижениям современной науки — ещё один аспект, свидетельствующий о том, что это Писание не что иное, как откровение от Господа миров, Ведающего явное и сокровенное, Милостивого к Своим творениям. Безусловно, Коран не научный труд, посвящённый проблемам естественных или технических наук. Однако упомянутые в нём факты, связанные с географией, геологией, астрономией, астрофизикой, химией, физикой, биологией, гидрологией, эмбриологией, анатомией, физиологией и другими науками, заставляют современных учёных признать, что научный потенциал Корана многократно превосходил тот багаж научных знаний, который человечество накопило к периоду его ниспослания.

На рубеже VI—VII веков практически повсеместно господствовали бесчисленные суеверия и предрассудки. Например, считалось, что небесная сфера расположена на вершине «мировой горы» и держится благодаря ей. Как пишет Мирча Элиаде, в каждой мифологии есть своя священная гора, которая считается местом, где встречаются Небо и Земля. «Так, в месопотамской религии “Гора Стран” соединяет Небо и Землю, а в индийской мифологии гора Меру возвышается в Центре мира, и Полярная звезда излучает свой свет прямо над ней. У уралоалтайцев также есть центральная гора Сумбур, Сумур или Семеру, над которой находится Полярная звезда. Согласно верованиям иранцев, священная гора Хара-Беразаити (Харбурз) находится в центре Земли и прикреплена к Небу» [Элиаде. Очерки [1]/103-104].

Даже в Византии, которая в тот период находилась на пике своего культурного и интеллектуального влияния, представления об устройстве мира в значительной мере опирались на античную мифологию. Ошибочных взглядов придерживались не только язычники, но и образованные люди Писания — иудеи и христиане. Они были хорошо осведомлены о достижениях науки того времени, многие из которых были опровергнуты впоследствии. К сожалению, некоторые из тех ошибочных представлений нашли отражение и в их священных писаниях, которые они переписывали своими руками. Различия между этими записями и достоверными научными фактами стали выявляться в эпоху великих научных открытий. Вследствие этого Церковь резко выступила против учёных, принялась фанатично отстаивать свою позицию и прибегла к чудовищному орудию борьбы с передовой мыслью — судам инквизиции. Но невежество не могло долго противостоять знанию, которое захлёстывало умы людей, жаждущих узнать истину. Поэтому приверженцы Библии были вынуждены искать объяснения тому, как неверные и даже неправдоподобные научные и исторические сведения попали на страницы священных писаний. Существование таких сведений не отрицают даже авторитетные представители Церкви. В документах Второго Ватиканского собора (1962—1965) некоторые библейские тексты названы imperfecta et temporaria. В IV главе Догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum» сказано: «Эти книги, хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие, тем не менее показывают истинную Божественную педагогику» [Документы [1]/293].

Этот вопрос был и остаётся объектом исследований многих учёных. Одним из них был Морис Бюкай, французский врач, лауреат премии Французской академии. В своей книге «Библия, Коран и наука» он пишет: «Ветхий Завет содержит в себе различные описания одних и тех же событий, а также ряд противоречий, невероятных сведений, искажённых изложений исторических фактов и сведений, несовместимых с данными, точно установленными наукой. Всё это вполне естественно, поскольку Ветхий Завет написан людьми глубокой древности. С подобным просто невозможно не столкнуться, просматривая любые книги, написанные в тех же исторических условиях» [Бюкай [1]/81].

К аналогичному результату М. Бюкай приходит и после проведения  параллелей между текстами четырёх Евангелий и последними достижениями науки. Он пишет: «Фантасмагории Матфея, явные противоречия между Евангелиями, невероятности и несуразности, несовместимость с данными современной науки, последовательно вносимые в текст правки и дополнения, приводящие к искажению, — всё это лишний раз свидетельствует о том, что в Евангелиях содержатся моменты, являющиеся плодами человеческого воображения» [Бюкай [1]/157].

Перечисленные обстоятельства побудили многих передовых учёных усомниться в достоверности Библии и отказаться от веры в священные писания вообще. Эта тенденция привела к формированию в Европе и Америке обществ, в которых наука и религия считаются двумя совершенно несовместимыми вещами. И разрушение этого предрассудка, лежащего в основе так называемого «научного» атеизма и материализма, началось с проникновения ислама в христианский мир.

Священный Коран открыто бросает вызов тем, кто пытается опровергнуть истинность ниспосланных в нём откровений, опираясь на научные открытия, и возвещает о том, что новые великие открытия будут новыми свидетельствами его Божественного происхождения. Всевышний сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это истина» (сура 41 «Разъяснены», аят 53).

Коран изобличает лживость примитивных верований, призывает людей изучать науку и развеивает миф о несовместимости веры и научного знания. Коран доказывает, что вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и подтверждается современными научными открытиями и является единственно правильным взглядом на происхождение человека, смысл его существования и образ его жизни. Коранические знамения идеально сочетаются с развивающимися познаниями людей и сопровождают научно-технический прогресс, и поскольку Писание Аллаха охватывает многие сферы бытия, то люди разного уровня знаний могут понять его аргументацию и оценить его совершенство.

Ни для кого не секрет, что сегодня невозможно увидеть посох Мусы, знамения ‘Исы, могущество Сулеймана. Однако чудо Священного Корана не перестаёт изумлять умы благоразумных мужей и останется непревзойдённым вплоть до наступления Судного дня. Последняя небесная религия отличается от религий предыдущих пророков тем, что она универсальна и не потеряет своей значимости, пока не наступит конец света, и поэтому Аллах даровал людям каждой эпохи возможность увидеть свидетельства небесной истины.

Всевышний сказал: «У каждого сообщения — свой срок, и скоро вы узнаете» (сура 6 «Скот», аят 67). В эпоху научно-технической революции, когда учёные перестали быть объектами гонений и преследований и заняли высокое место в обществе, настало время для того, чтобы люди узнали о многочисленных научных фактах, заключённых в мудрых коранических аятах.

Шейх Мустафа Ахмад пишет: «В те времена, когда Пророк получил Откровение, арабы были весьма искусны в литературе и поэзии. Они часто устраивали поэтические конкурсы, доведя таким образом свой язык до самой высокой степени совершенства. Однако, услышав строки Корана, они были настолько изумлены непревзойдённым красноречием и выразительностью его языка, что некоторые учёные, описывая воздействие Корана на людей, указывали на его магическое влияние. Поскольку мастерство владения языком людей того времени достигло высокой степени совершенства, лингвистические особенности Корана были главным доказательством его божественного происхождения.
Мы же живём в век науки. В результате её быстрого развития человечество достигло многих успехов, и науку считают главным средством в поисках истины. Однако Коран благодаря непрерывности своей чудесной природы и заключённым в нём беспрецедентным объёмом знаний и сегодня доказывает, что это действительно Слово Создателя и ничто не скрыто от Его знания» [Коран и современная наука [1]/7-8].

Научный феномен Корана затрагивает широкий спектр знаний из разных областей. Не вдаваясь в научные подробности, мы приведём лишь несколько примеров того, как коранические аяты проливают свет на важнейшие вопросы мироздания, охватывающие сотворение Вселенной, происхождение жизни, появление человека и многое другое.

Расширение Вселенной

До начала XX века в науке доминировали представления о том, что Вселенная имеет статичную и неподвижную структуру. Даже Альберт Эйнштейн, сформулировав общую теорию относительности, не решился выступить против этой доктрины, несмотря на то, что его расчёты показывали, что Вселенная должна либо расширяться, либо сжиматься. Вместо этого он дополнил свои уравнения введением так называемой космологической постоянной, которая позволяла уравновесить силы гравитационного притяжения на больших расстояниях. Но уже в 1922 году советский физик Александр Фридман опубликовал научную работу, в которой описывал нестационарная модель Вселенной. Поскольку она предполагала, что космологическая постоянная искажает уравнения общей теории относительности, Эйнштейн поначалу подверг модель Фридмана критике, но спустя некоторое время признал свою ошибку. А в 1927 году бельгийский астроном Жорж Леметр объяснил так называемое красное смещение удалением галактик друг от друга. К тому времени учёные знали, что в излучении отдалённых галактик обычно наблюдается смещение спектральных линий в сторону красного участка спектра. Леметр же первым интерпретировал это явление как признак расширения Вселенной. Спустя два года его открытие нашло подтверждение в результатах наблюдений, опубликованных американским астрофизиком Эдвином Хабблом (1889—1953).

Описывая современные представления о расширении Вселенной, Стивен Вайнберг пишет: «Лучший вывод, который можно в настоящее время получить из программы Хаббла, заключается в том, что замедление далёких галактик кажется довольно маленьким. Это должно означать, что галактики движутся со скоростью, превышающей скорость отрыва, так что Вселенная открыта и будет продолжать расширяться всегда» [Вайнберг [1]/56]. Это утверждение находит отражение и в Священном Коране: «Мы воздвигли небо [Своим] могуществом, и Мы расширяем его» (сура 51 «Рассеивающие», аят 47). Таким образом, Коран оповестил мир о расширении Вселенной ещё тогда, когда астрономы не имели ни малейшего представления о разбегании галактик и излучаемых ими радиоволнах.

Возникновение Вселенной

Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной было настолько убедительно, что даже его критики были вынуждены согласиться с ним. Но если Вселенная расширяется, то это также означает, что она имеет начало. Во время конференции, посвящённой связям между физикой и духовностью, состоявшейся в Лондоне в 1931 году, Леметр предположил, что Вселенная расширилась из первоначального шара ядерной материи в результате взрыва, который британский астроном Фред Хойл в 1949 году иронически назвал Большим взрывом [Стенджер [1]/179].

Ирония заключалась в том, что сам Хойл (совместно с Томасом Голдом и Германом Бонди) был автором стационарной модели Вселенной, которая исключает момент возникновения её и объясняет её расширение постоянным рождением новой материи. Альтернативой этому взгляду была модель «горячей Вселенной», которую в тот же период разработал советско-американский физик Георгий Гамов (1904—1968). В 1948 году Гамов и его коллеги Ральф Альфер и Роберт Херман предположили, что первичное вещество представляло собой плазму с немыслимо высокой плотностью и температурой. После взрыва Вселенная начала расширяться и остывать, и по мере её охлаждения нейтроны первичного вещества превращались в протоны путём радиоактивного распада. В какой-то момент расширения температура стала достаточно низкой для того, чтобы из протонов и нейтронов возникли ядра тяжёлых элементов, а на следующем этапе ядра и электроны смогли объединиться в атомы. Проанализировав соотношение лёгких и тяжёлых элементов в природе, учёные предположили, что значительное количество фотонов должно было остаться свободными. Иными словами, если их гипотеза была верна, то в космосе должен был наблюдаться определённый фон излучения [Вайнберг [1]/132]. Представленные ими расчёты и выводы широко не обсуждались до тех пор, пока в 1965 году американские физики Арно Пензиас и Роберт Вудро Вильсон не обнаружили шумовое излучение, происхождение которого они поначалу не могли установить. После консультаций с теоретиками из Принстонского университета учёные пришли к выводу, что это те самые потоки фотонов, которые после охлаждения Вселенной перестали взаимодействовать с заряженными частицами и продолжают перемещаться в пространстве [Вайнберг [1]/65-67].

Таким образом, недостающее звено в теории Большого взрыва было найдено, и в последующие десятилетия она стала основной космологической моделью, объясняющей раннее развитие Вселенной. Представления о том, что Вселенная имеет начало и в далёком прошлом была сжата, принципиально совпадают с кораническим утверждением о том, что небеса и земля были единым целым. Всевышний сказал: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были соединены, а Мы разделили их и сотворили всё живое из воды? Неужели они не уверуют?» (сура 21 «Пророки», аят 30). Примечательно, что эти научные факты были установлены не мусульманами, а людьми неверующими, на что и указывается в кораническом аяте. Всё сказанное, однако, не значит, что Коран признаёт теорию Большого взрыва в том виде, в каком её представляют себе современные космологи.

Согласно Корану, когда Всевышний приступил к сотворению небес и земли, Его Трон находился на воде. Всевышний сказал: «Он создал небеса и землю за шесть дней, — а Его Трон был на воде» (сура 11 «Худ», аят 7). То есть мусульманское вероучение признаёт существование вещества до Большого взрыва, если называть так начало расширения Вселенной. Мы не располагаем сведениями о том, как это вещество взаимодействовало с тем, что Аллах создавал в расширяющейся части Вселенной. Тем не менее мы не соглашаемся с тем, что Вселенная представляет собой только то, что возникло из сжатой и горячей плазмы. А Аллах знает лучше.

Образование звёзд

Несмотря на то, что ещё в конце XVII века английский физик и математик Исаак Ньютон предположил, что формирование звёзд и планет может быть результатом гравитационной нестабильности, прорыв в понимании процессов звёздообразования случился лишь во второй половине прошлого века. При помощи инфракрасных и радиотелескопов были обнаружены облака межзвёздного газа, которые сжимаются под воздействием собственной гравитации. Состоят эти облака в основном из молекул водорода и атомов гелия. Небольшие по астрономическим меркам облака в течение некоторого времени способны противостоять силе тяжести. Но если в результате слияния их масса увеличивается, то ключевую роль в их дальшейшей эволюции играет гравитация. Начав сжиматься под действием собственного тяготения, молекулярное облако уже не может вернуться к исходному состоянию равновесия. Причина этого в том, что с уменьшением размера облака сила тяготения нарастает значительно быстрее, чем противодействующая ей сила газового давления. Этот процесс продолжается сотни тысяч лет. Постепенно скорость сжатия и средняя плотность газа возрастают, а размер облака уменьшается. Его центральные области нагреваются больше всего, и через какое-то время давление в них становится настолько большим что сжатие прекращается, и внутри облака образуется гидростатически равновесное ядро — зародыш звезды, масса которой очень велика, но составляет лишь несколько процентов от массы первичного облака [Сурдин [1]/136-137].

Примерно так современная наука описывает процесс формирования звёзд, который происходил в период рождения Солнечной системы и продолжается по настоящее время. Стивен Хокинг пишет, что наше Солнце сформировалось «из облака вращающегося газа, которое содержало остатки более ранних сверхновых. Бóльшая часть газа в этом облаке пошла на образование Солнца или была выброшена вовне. Однако небольшое количество более тяжёлых элементов объединилось в небесные тела — планеты, подобные Земле, — которые обращаются теперь вокруг Солнца» [Теория всего [1]/79]. Столь убедительно говорить о таких гипотетически сложнейших проблемах учёным позволили открытия Арно Пензиаса и Роберта Вудро Вильсона, Субраманьяна Чандрасекара и Уильяма Алфреда Фаулера (все лауреаты Нобелевской премии). И хотя многие аспекты «рождения и жизни звёзд» до сих пор остаются нераскрытыми, главный вывод из многочисленных наблюдений за межзвёздными туманностями полностью совпадает с тем, что говорится в Коране о сотворении небес: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом» (сура 41 «Разъяснены», аят 11).

Движение небесных тел по орбитам

Во Вселенной неисчислимое количество галактик. Предполагается, что только в наблюдаемой части космоса, которая составляет крошечную часть Вселенной, существует до 100 миллиардов галактик. В больших спиральных галактиках, подобных Млечному Пути, может находиться несколько сот миллиардов звёзд. В этих звёздных системах есть планеты, вокруг которых вращаются спутники. Все эти небесные тела движутся по орбитам, что объясняется гравитационным взаимодействием между ними. Гравитация является фундаментальной силой, которая действует на все массы во Вселенной и притягивает их друг к другу. В Солнечной системе планеты движутся вокруг Солнца, спутники вращаются вокруг планет, а Луна — вокруг Земли. Даже звёзды в галактиках движутся по орбитам вокруг центра масс своей галактики. А есть ещё кометы, которые могут иметь гиперболические или параболические орбиты, то есть на каком-то этапе они движутся вокруг Солнца, а потом покидают Солнечную систему. Священный Коран указал на это во времена, когда люди не имели возможности наблюдать за небом при помощи мощных телескопов с поверхности Земли и со спутников. Всевышний сказал: «Он сотворил ночь и день, солнце и луну. Все [тела небесные] плывут по орбитам» (сура 21 «Пророки», аят 33).

Шарообразность Земли

Во времена ниспослания Корана Земля считалась плоской, и это утверждение не вызывало возражений даже у людей Писания. Несмотря на это, в коранических аятах есть указание на то, что наша планета имеет шарообразную форму. Всевышний сказал: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он день обволакивает ночью и ночь обволакивает днём» (сура 39 «Толпы», аят 5). Глагол каввара означает ‘свёртывать; придавать округлую форму’. По этой причине мусульманские географы и мореходы имели особый взгляд на устройство Земли. Уже в конце третьего века хиджры персидский учёный-энциклопедист Абу ‘Али Ибн Руста категорично утверждал, что Земля имеет шарообразную форму и делает полный оборот вокруг своей оси в течение дня и ночи [Ибн Руста [1]/8]. Вместе с тем на мусульманском Востоке имели хождение и взгляды античных философов на строение Земли. В частности, Мухаммад аль-Бируни вслед за Птолемеем говорит о неподвижности Земли и отсутствии у неё вращательного движения вокруг центра [Канон Масуда [1]/85].

В последние годы некоторые авторы в качестве аргумента в пользу эллипсоидной формы Земли приводят аят: «После этого Он распростёр землю» (79:30) [Ляух [1]/173]. Ранние комментаторы толкуют этот аят как указание на то, что Аллах придал поверхности Земли окончательный вид, создав реки и пастбища, после завершения сотворения семи небес [Табари 24/94]. Глагол даха означает ‘выравнивать; бросать; гнать’, и от него образовано слово удхиййа ‘ямка, в которую самка страуса откладывает яйца’ [Ибн Манзур 14/251]. Согласно Словарю современного арабского языка, выражение دَحاَ الله الأرْضَ означает, что Аллах придал земле яйцевидную форму и сделал её просторной, широкой и пригодной для заселения [Умар [1]/726]. Исследования в области геодезии позволили определить, что Земля не является полностью сферическим объектом: она слегка сплюснута с полюсов и немного вытянута у экватора. Считается, что этот процесс начался с образования Земли и является следствием её вращения, при котором более плотные и тяжёлые материалы смещаются ближе к экватору, образуя экваториальное «вздутие», а менее плотные остаются ближе к поверхности на полюсах [Vallis [1]/60].

Подвижность земной коры

Несмотря на то, что объект изучения геологии намного ближе, чем звёздные галактики, научные представления о движении земной коры и образовании гор менялись на протяжении последних 350 лет. В конце XVIII века шотландский естествоиспытатель Джеймс Геттон (1726—1797) предположил, что отдельные участки земной коры поднимаются под влиянием подземного жара, в результате чего возникают горные цепи. При этом опусканию частей земной коры он не приписывал какой-нибудь роли в формировании рельефа земли [Павлов [1]/35]. Спустя почти столетие французский геолог Жан Батист Эли де Бомон (1798—1874) утверждал, что горные массивы формируются из-за горизонтального и вертикального сжатия земной коры, которое происходит под влиянием постепенного охлаждения Земли [Hallam [1]/40].

Эта концепция приобрела много сторонников и была развита американским геологом Джеймсом Дана (1813—1895), австрийским учёным Эдуардом Зюссом (1831—1914) и др. Однако она не давала ответа на ключевой вопрос: что заставляет земную кору сжиматься с последующим образованием горных систем? Первым гипотезу о том, что земная кора сжимается из-за смещения континентов, выдвинул в 1912 году немецкий геофизик Альфред Вегенер (1880—1930). Он считал, что возникновение современных материков и океанов началось в мезозое после того, как гигантский суперматерик раскололся на несколько фрагментов, которые начали расходиться в разные стороны. Вместе с тем Вегенер не сумел объяснить, какие силы заставляют материки дрейфовать, и это было главным недостатком его гипотезы [Hallam [1]/144-147].

Ответ на вопрос о силе, приводящей в движение материки, нашёл английский геолог Артур Холмс (1890—1965). В 1928 году он предположил, что тепло, выделяющееся внутри Земли из-за радиоактивного распада элементов, может вызывать конвективные потоки в мантии. Это объясняло, как смещение магматического материала приводит в движение литосферные плиты. И хотя Холмс подчёркивал, что его видение данного вопроса отличается от предложенного Вегенером, в целом он признавал его правоту [Holmes [1]/585]. Но потребовалось ещё тридцать лет для того, чтобы подвижность материковых плит признало остальное научное сообщество.

В Священном Коране мы находим указание на то, что горы вместе с тектоническими плитами, на которых они стоят, находятся в постоянном движении. Всевышний сказал: «И ты увидишь, что горы, которые ты считаешь застывшими, движутся, словно облака. Таково творение Аллаха, Который всё устроил безупречно» (сура 27 «Муравьи», аят 88). Видя неподвижные горные вершины, человеку трудно представить, что целые материки не стоят на месте, а перемещаются, пусть даже на несколько сантиметров в год. И не удивительно, что геологи с мировым именем, всеми уважаемые и признаваемые, так долго отказывались даже допустить возможность дрейфа материков.

Строение гор

В 1735 году Французская академия организовала две экспедиции с целью установления длины градуса меридиана на экваторе и вблизи от полярного круга. В состав экспедиции в экваториальную Америку вошёл известный физик и астроном Пьер Бугер (1698—1758). Проводя исследования в Андских Кордильерах, он обратил внимание на то, что во время замеров отвес отклоняется от вертикальной линии, что объясняется гравитационным полем горных массивов. Однако с учётом размеров гор и твёрдости горных пород, отклонение отвеса было почти в три раза меньше, чем следовало ожидать. Проще говоря, горы вели себя так, как будто внутри они имели меньшую плотность. Эту аномалию, впоследствии названную его именем, Бугер наблюдал в разных местах, в том числе на вулкане Чимборасо, одной из самых больших гор в Южной Америке [Bouguer [1]/368]. Но объяснение этому явлению было найдено лишь спустя столетие, когда британский математик и астроном Джон Пратт (1809—1871) столкнулся с ним в Индийских Гималаях.

В 1938 году Пратт, получивший математическое образование в Кембридже, присоединился к Британской Ост-Индской компании в качестве капеллана. Известный своими математическими трудами, он был также привлечён к масштабному геодезическому исследованию, которое британские учёные проводили в Индии в течение нескольких десятилетий. Дело в том, что вблизи от Гималаев результаты замеров, производимых с помощью секстанта, и расчётов, полученных методом триангуляции, сильно различались, что ставило картографов в затруднительное положение. Причина этого виделась в том, что во время астрономических измерений для выравнивания инструмента использовался отвес, который под влиянием гравитации отклонялся от истинной вертикали. Пратту было предложено изучить эту аномалию, и он начал рассчитывать дополнительную силу тяготения, действующую на отвес вблизи горных массивов. Каким же было его удивление, когда выяснилось, что гравитационное воздействие на прибор значительно меньше того, что можно ожидать при соответствующем рельефе! Но на этот раз аномалия, впервые обнаруженная Бугером, привлекла внимание многих учёных.

В 1855 году подробный отчёт Пратта о проделанной в Гималаях работе, опубликованный в научном журнале Лондонского королевского общества, был дополнен статьёй президента Королевского астрономического общества Джорджа Бидделя Эйри (1801—1892). Он выдвинул гипотезу о том, что земная кора «плавает» на расположенной под ней «плотной лаве», подобно тому как бревно плывёт по воде: чем больше бревно возвышается над поверхностью воды, тем глубже оно погружается в воду. Отталкиваясь от этого, Эйри предположил, что положительная гравитация, вызванная возвышающейся частью горы, компенсируется отрицательной гравитацией, причиной которой является та часть земной коры, которая погружена в лаву [Airy [1]/103].

Из-за отсутствия научных доказательств гипотеза Эйри была воспринята неоднозначно. Но с открытием тепловой конвекции в мантии Земли и тектоники литосферных плит она стала основным объяснением аномалии Бугера. Методами сейсмического исследования было также доказано, что в горных районах земная кора утолщается, погружаясь в мантию на величину, пропорциональную величине возвышения. Говоря другими словами, чем выше горы, тем глубже их «корни» проникают в верхние слои мантии. Указание на это мы находим и в Священном Коране: «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы — колышками?» (сура 78 «Весть», аяты 6-7). Хорошо известно, что большая часть колышка обычно погружается в землю, а над поверхностью земли остаётся лишь его небольшая часть. Такое описание идеально совпадает с тем, что установила современная наука.

Изостатическое равновесие

Как мы уже отметили, гипотеза Эйри не подкреплялась научными фактами, известными на тот период, хотя и была довольно привлекательной. Существование внутренних механизмов уравновешивания геодинамических процессов могло объяснить стабильность земной коры и пролить свет на причины сдвигов и смещений. В 1892 году американский геолог Кларенс Эдвард Даттон (1841—1912), рассуждая о строении Земли и её связи с вращением, выдвинул гипотезу изостатического равновесия. Суть её сводилась к тому, что в противовес гравитации, которая стремится уменьшить размеры планетарного тела, в природе существует «поднимающая сила», которую учёный не мог объяснить. Даттон робко предположил, что причиной её могло быть расширение и уменьшение плотности подземной магмы [Dutton [1]/369]. К доводам в пользу своей гипотезы Даттон отнёс и результаты наблюдений Пратта и других геодезистов, обнаруживших, что видимые массы гор оказывают на тела гравитационное воздействие в значительно меньшей мере, чем можно было бы ожидать. Однако, как и архидиакон Пратт, Даттон связал это с тем, что плотность земной коры в горных областях ниже, чем в низменностях [Pratt [1]/495, Dutton [1]/364].

Существование изостатической силы на протяжении десятилетий оставалось гипотезой, несмотря на то, что к ней обращались многие учёные. Американский инженер-геолог Бейли Уиллис (1857—1949) попытался связать принцип изостазии непосредственно с горообразованием, предположив, что разница в плотности материала обусловливает изостатическую компенсацию также в горизонтальном направлении, что является причиной образования горных складок [Willis [1]/279, Обручев [1]/80]. В 1931 году Роллин Томас Чемберлин из Чикагского университета пришёл к выводу, что принцип изостазии можно считать установленным, но его значение в горообразовании преувеличивают. По его мнению, силы изостазии играют в горообразовании второстепенную и подчинённую роль; они стремятся сохранить равновесие или восстановить его. Иными словами, иностазия не ускоряет, а замедляет процесс горообразования [Обручев [1]/92-93].

Современная наука объясняет изостатическое равновесие выталкивающей силой, действующей на блоки земной коры, которые «плавают» на вязком и пластичном веществе подложки. Только процессы изостазии осуществляются не в основании земной коры, как предполагал Эйри, а охватывают часть верхней мантии — астеносферу. И когда под действием каких-либо сил изостатическое равновесие нарушается, подкорковый материал перетекает в горизонтальном направлении из-под нагруженных участков. Одновременно с этим отдельные блоки земной коры перемещаются и по вертикали [Короновский [1]/77].

В свете теории изостазии обращает на себя внимание и роль гор в стабилизации колебаний и деформаций земной коры. В настоящее время этот вопрос не изучен полностью, хотя установлено, например, что совокупные процессы разрушения горных пород приводят к изостатическому поднятию щитов [Holmes [1]/189-193]. Учёные также пришли к заключению, что нарушение изостатического равновесия увеличивает напряжение внутри литосферы и может служить индексом уровня деформации земной коры и верхней мантии [Artemjev [1]/256, Berg [1]/777]. Из этого следует, что горы активно участвуют в обеспечении изостатического равновесия, и указание на эту функцию горных структур мы находим в Священном Коране: «Мы поместили на земле прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась вместе с ними, и проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путём» (сура 21 «Пророки», аят 31); «Он создал небеса без видимых опор, водрузил на земле прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась вместе с вами» (сура 31 «Лукман», аят 10).

Образование железа в звёздах

В 1859 году немецкие учёные Густав Кирхгоф (1824—1887) и Роберт Бунзен (1811—1899) установили, что каждый химический элемент имеет свой неповторимый линейчатый спектр. Это открытие оказало большое влияние на дальнейшие исследования окружающего мира и позволило дистанционно исследовать химический состав минеральных источников, горных пород и даже небесных светил. В 1868 году путём спектрального анализа хромосферы Солнца был обнаружен неизвестный до того времени науке химический элемент гелий, причём случилось это раньше, чем гелий был обнаружен на Земле. После открытия ядерной реакции было установлено, что на Солнце и в звёздах происходит непрерывный процесс образования химических элементов путём термоядерных реакций. Этот процесс, получивший название «нуклеосинтез», сопровождается выделением большого количества энергии и обеспечивает светимость звёзд в течение длительного времени. Так, гелий образуется в звёздах любой величины в результате ядерного горения водорода. Синтез углерода, азота и кислорода протекает в звёздах умеренных масс, а более тяжёлые элементы, включая железо, кобальт и никель, образуются в сверхгигантах, масса которых равна по меньшей мере двадцати массам Солнца [Засов [1]/178].

Любопытно, что железо и элементы группы железа занимают в этом ряду особое место, потому что это самые тяжёлые элементы, которые могут быть синтезированы внутри стабильных звёзд. Этот верхний предел термоядерных процессов внутри звёзд получил название «железный пик». Элементы с бóльшим числом протонов в атомном ядре наиболее активно образуются при вспышках сверхновых, сопровождающихся выбросом в межзвёздное пространство железа и других синтезированных элементов [Засов [1]/239, Thielemann [1]/408].

Явление взрывного нуклеосинтеза было открыто относительно недавно и до сих пор мало изучено. Однако то, что железо, никель и более тяжёлые металлы могут быть синтезированы только в звёздах с очень большой массой, является научно доказанным и не подлежащим сомнению фактом. Указание на него мы находим в словам Всевышнего: «Мы низвели железо, в котором могучая сила и польза для людей» (сура 57 «Железо», аят 25). Это значит, что железо на Земле имеет космическое происхождение. Как и другие более тяжёлые элементы, железо синтезируется вне Солнечной  системы и выбрасывается в космическое пространство, когда массивные звёзды исчерпывают свой ядерный топливный запас и достигают конца своей жизни.

Пульсация нейтронных звёзд

В Коране много аятов, призывающих человека всматриваться в небеса и задумываться об астрономических явлениях. В одном из них звёзды названы арабским словом тарик ‘сияющая звезда; ночное происшествие; ночной путник’. Это слово является действительным причастием глагола тарака ‘стучать; появляться ночью’. Он употребляется в выражениях ‘стучать в дверь’, ‘ковать железо’. Всевышний сказал: «Клянусь небом и ночным гостем! Откуда ты мог знать, что такое ночной гость? Это звезда, пронизывающая [небеса]» (сура 86 «Ночной гость», аяты 1-3). В ранних тафсирах отмечается, что звёзды названы так потому, что они появляются по ночам и исчезают днём [Табари 24/288]. Но в свете последних открытий в области радиоастрономии второе семантическое значение слова тарик — ‘стучащий’ — тоже очень точно описывает некоторые звёзды.

В августе 1967 году сотрудники обсерватории Кембриджского университета обнаружили странный космический «стук», который они сначала приняли за помехи, вызванные электрооборудованием, а потом — за сигналы от внеземной цивилизации. Некоторое время открытие держали в секрете, но в конце декабре в другой части звёздного неба был выявлен ещё один пульсирующий объект. Стало ясно, что радиосигналы из космоса имеют естественное происхождение, и в феврале 1968 года наблюдения британских учёных стали достоянием научной общественности. Астрофизики по всему миру стали искать пульсирующие объекты в космосе, и вскоре они пришли к общему мнению, что источником этих импульсов являются нейтронные звёзды с высокой частотой осевого вращения. Они были названы пульсарами [Ghosh [1]/2-3]. Эти звёзды посылают строго периодические импульсы с интервалами продолжительностью от 1/30 до 4 секунд. Правильно настроенный радиоприёмник улавливает эти импульсы и транслирует их в виде хлопков на очень низкой частоте [Del Re [1]/24]. Звук некоторых из них, например, звезды PSR B0329+54, очень близко напоминает обычный стук в дверь, и для описания такой звезды в арабском языке нет более подходящего слова, чем тарик.

Парность всего сущего

Коранические откровения свидетельствуют о том, что всё сотворённое имеет пару: «Свят Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают» (сура 36 «Йа, син», аят 36). В растительном мире встречаются мужские и женские цветки, мужские и женские шишки. Даже у некоторых водорослей, мхов и папоротников наблюдается половое размножение, в котором принимают участие сперматозоид (антерозоид) и яйцеклетка. В царстве животных различия между мужскими и женскими особями проявляются более выраженно и включают в себя анатомические, физиологические и поведенческие аспекты. Парность в некотором смысле существует и на молекулярном уровне: одни молекулы имеют симметричную структуру, другие — асимметричные молекулы — могут существовать в двух зеркальных формах.

С развитием квантовой механики учёные нашли объяснения многим явлениям, наблюдаемым на атомном и субатомном уровнях. В 1928 году британский физик Поль Дирак (1902—1984) вывел волновое уравнение движения электрона, которое с необходимостью предполагало, что существование какой-либо возмущающей силы обязательно создаст для частицы вероятность перехода из первоначального состояния с положительной кинетической энергией в состояние с отрицательной кинетической энергией. Это противоречило классической теории, но нашло экспериментальное подтверждение в 1932 году, когда американский физик Карл Андерсон и его коллеги открыли позитрон — античастицу электрона [Дирак 1/129-130]. В последующие годы было установлено, что не только электроны, но и другие элементарные частицы имеют свои античастицы.

Гравитационное замедление времени

Природа и сущность времени являются древними и универсальными вопросами для человечества. В античные времена философы задавались вопросами о том, что такое время, как оно измеряется и как оно воздействует на нашу жизнь и окружающий мир. Аристотель, например, рассматривал время как непрерывную величину, определяющую меру движения и покоя. По его мнению, время не бывает быстрым или медленным. «Поскольку оно непрерывно, оно долгое и короткое, поскольку оно число — большое и малое, а быстрым и медленным не бывает». Поэтому взятое в один какой-то момент время повсюду одно и то же [Аристотель 3/151]. Такое представление о времени как о равномерной величине близко к ньютоновскому понятию «абсолютное время». В механике Ньютона абсолютное время не может изменяться и не зависит от чего-либо внешнего, и поэтому продолжительность существования вещей одна и та же, независимо от того, покоятся они или движутся с высокой скоростью [Математические начала [1]/32].

Этот постулат не подвергался сомнению до тех пор, пока Альберт Эйнштейн не разработал новую концепцию времени и пространства. Согласно теории Эйнштейна, тяготение замедляет течение времени. Говоря проще, на первом этаже здания часы идут медленнее, чем на чердаке, и чем сильнее гравитационное поле, тем значительнее замедление времени. Однако на Земле этот эффект настолько мал, что подтвердить его опытным путём удалось лишь в конце 1950-х годов. Дело в том, что любой источник света можно рассматривать как часы. Атомы тоже излучают свет на определённых длинах волн или частотах, и по числу колебаний в секунду этого света можно измерять время. Американский физик Роберт Паунд (1919—2010) из Гарвардского университета и его аспирант Глен Ребка первыми осознали, что если радиоактивные изотопы излучают гамма-лучи с точно выдержанными частотами, то под воздействием гравитационного поля спектр их излучения может быть сдвинут в красную сторону — в сторону более длинных волн или низких частот (то есть число колебаний в секунду станет меньше). Поместив источник гамма-лучей в подвале лаборатории, а их поглотитель — на крыше здания, они установили, что частота поглощённых гамма-лучей уменьшилась в точности настолько, насколько предсказывалось теорией Эйнштейна [Кауфман 1/98].

Суть релятивистского замедления времени состоит в том, что пространство и время взаимосвязаны и не являются абсолютными и одинаковыми для всех наблюдателей. Наоборот, они зависят от скорости движения и гравитационного поля. Поэтому время на космическом корабле идёт медленнее, чем на Земле, и чем ближе скорость объекта к скорости света в вакууме, тем сильнее замедление времени для этого объекта относительно наблюдателей, находящихся в покое. Это явление было экспериментально подтверждено и учитывается при разработке космических миссий и GPS-навигации, где точность времени имеет большое значение.

В Священном Коране мы также находим ясные указания на то, что на небесах время течёт иначе, чем на Земле. Всевышний сказал: «Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете» (сура 22 «Хадж», аят 47); «Он управляет делами с неба до земли, а потом они опять восходят к Нему в течение дня, который равен тысяче годам по тому, как вы считаете» (сура 32 «Земной поклон», аят 5); «Ангелы и [Святой] дух восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (сура 70 «Степени», аят 4).

Строение облаков и образование дождя

Атмосферные явления издавна привлекали внимание философов, стремившихся познать и объяснить мир. Аристотель подробно описал явления, сопровождающие образование дождя, снега и града, полагая, что ветер, молния и гром возникают из сухих испарений земли, а дождь и снег — из влажных испарений вод [Аристотель 3/448-466]. Однако метеорология как наука возникла лишь после изобретения термометра и барометра в XVII веке. В 1780 году в Мангейме было создано первое метеорологическое общество, просуществовавшее до 1795 года. Оно охватывало одновременно более 30 метеорологических станций от Урала до Северной Америки [Cassidy [1]/8]. В 1802 году французский биолог Жан-Батист Ламарк (1744—1829) и британский химик-фармацевт Люк Говард (1772—1864) независимо друг от друга предложили классификацию облаков, которые до того считались чересчур изменчивыми для того, чтобы их классифицировать [Lamarck [1]/153-159, Howard [1]/3-15]. Но прошло ещё много десятилетий, прежде чем учёные научились понимать поведение воздушных потоков и облаков.

Согласно общепризнанной классификации, осадки подразделяются на три вида: обложные (выпадают из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков), ливневые (из кучево-дождевых облаков) и моросящие (из слоистых и слоисто-кучевых облаков). Такие погодные явления, как грозы, ливни, шквалы и град, связаны с кучево-дождевыми облаками. При благоприятных условиях кучево-дождевые облака развиваются до очень больших высот: в средних широтах до 10-11 км, а в южных — до 15-16 км и более. В верхней части облака сначала появляются переохлаждённые капли, а затем — кристаллы. За счёт капель кристаллы начинают расти, а достигнув больших размеров, когда вертикальные токи больше не могут удержать их в воздухе, выпадают на землю. На пути к земле кристаллы успевают растаять, и на землю проливается ливневый дождь [Богаткин [1]/84].

Примечательно, что этот сложный процесс точно описан в Коране. Всевышний сказал: «Аллах — Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Он простирает их по небу, как пожелает, и разрывает их в клочья. Потом ты видишь, как из их расщелин льётся дождь» (сура 30 «Ромеи», аят 48); «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает их в кучу? Потом ты видишь, как из их расщелин льётся дождь» (сура 24 «Свет», аят 43). В этих аятах обозначается роль воздушных потоков в поднятии влажного воздуха вверх, формировании кучевых облаков и последующем превращении их в кучево-дождевые облака. В продолжении последнего аята говорится о двух других атмосферных явлениях — граде и молнии. Всевышний сказал: «[Аллах] ниспосылает град с неба, с гор небесных, и поражает им того, кого пожелает, и отвращает его, от кого пожелает. Блеск его молний готов отнять зрение» (сура 24 «Свет», аят 43).

Тут подчёркивается, что осадки в виде града выпадают из высоких облаков, внешне напоминающих горы, и могут наносить существенный ущерб людям и хозяйству. Но почему слова «блеск его молний» в кораническом аяте относятся к граду? Означает ли это, что кристаллы льда внутри облаков играют какую-то роль в возникновении атмосферного электричества? Как пишет Сторм Данлоп, автор многих книг по метеорологии и астрономии, механизм разделения электрических зарядов до сих пор не вполне изучен, но, по всей видимости, «он связан с замерзанием воды и фрагментацией частичек льда в верхней части облака» [Данлоп [1]/86]. Интенсивные процессы конденсации и сублимации водяных частиц внутри грозового облака приводят к разделению зарядов. Отрицательные заряды обычно собираются в нижней части облака, а положительные заряды перемещаются в его верхнюю часть. В кучево-дождевых облаках этот процесс настолько интенсивен, что возникают огромные разности потенциалов. На пути в несколько километров разность потенциалов может достигать сотен миллионов вольт. И когда электростатическое равновесие внутри грозового облака или между облаком и землёй нарушается, разность потенциалов выравнивается посредством электрических разрядов — молний. Это происходит, когда напряжённость поля достигает некоторого критического значения или когда расстояние между движущимся облаком и землёй внезапно сокращается (например, из-за высокого здания или дерева на возвышенности). При этом сила тока в молнии достигает десятков тысяч ампер, а температура внутри канала — 25000-30000 градусов Цельсия, что значительно выше, чем температура на поверхности Солнца [Хромов [1]/334].

Выпадение осадков в меру

Учёные сравнительно недавно сумели оценить в количественном отношении среднегодовые и ежемесячные потоки водного цикла Земли. В 2015 году были опубликованы результаты масштабного исследования, в рамках которого были объединены и проанализированы данные, собранные в течение десяти лет. В созданных на основе этих данных моделях были учтены все составляющие круговорота воды, и было установлено, что ежегодно происходит испарение около 449,5 тысяч км3 воды с поверхности океанов и около 70,6 тысяч км3 воды с поверхностей на суше. В то же время объём осадков ежегодно составляет около 403,5 тысячи км3 над океанами и около 116,5 тысяч км3 — над поверхностью суши [Rodell [1]/8302]. То есть объём осадков, выпадающих на поверхность Земли, сопоставим с объёмом влаги, которая испаряется с поверхности планеты.

Поддержание такого равновесия жизненно важно для существования земной экосистемы, и нарушение его может повлечь за собой гибель многих живых организмов. В этой связи обращают на себя внимание аяты из Корана о том, что осадки на нашей планете имеют определённую меру. Всевышний сказал: «Он ниспослал с неба воду в меру, и ею Мы оживили мёртвую землю» (сура 43 «Украшения», аят 11); «Мы низвели с неба воду в меру и удерживаем её на земле. Поистине, Мы способны увести её» (сура 23 «Верующие», аят 18). Ибн Касир пишет: «В меру — значит сообразно необходимости, не больше, потому что это навредит земле и жизни на ней, и не меньше, потому что тогда воды не хватит для растений и плодов» [Ибн Касир 5/470].

Преграды между водами

В Священном Коране также приводятся удивительные сведения, касающиеся структуры океанов и морей. В частности, в нём говорится о существовании между морями преграды, за которую они не могут проникнуть. Всевышний сказал: «Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. Между ними преграда, за которую они не могут проникнуть» (сура 55 «Милостивый», аяты 19-20). Современные учёные не ставят под сомнение факт существования преград, разделяющих воды с различной температурой, солёностью и плотностью. Например, воды Средиземного моря тёплые и солёные, а плотность их меньше плотности вод Атлантического океана. Когда средиземноморские воды пересекают Гибралтарский подводный хребет и впадают в Атлантический океан, они внедряются в него на расстояние нескольких сот километров на глубине около 1000 метров, сохраняя при этом присущие им температуру, солёность и плотность. Даже на такой глубине воды Средиземного моря сохраняют свои качества [Ибрахим [1]/14-15].

Учёным удалось сделать это открытие лишь в XX в., когда в их распоряжении оказались точные приборы, позволяющие замерять температуру, плотность, солёность, содержание кислорода и другие характеристики воды. Во времена ниспослания Корана люди не могли даже предположить подобное, поскольку морские волны, сильные течения, регулярные приливы и отливы и многие другие факторы, на первый взгляд, делают такое практически невозможным. Несмотря на это, преграда между морями очень точно описывается в Коране.

В Писании Аллаха также говорится о преграде, разделяющей солёные и пресные воды. Однако в этом случае наряду с ней упоминается и «непреодолимое препятствие»: «Он смешал два моря: одно — приятное, пресное, а другое — солёное, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (сура 25 «Различение», аят 53). Почему же описания водораздела между двумя солёными морями и водораздела между солёным морем и пресной рекой различаются? Учёные установили, что в устьях рек солёность воды увеличивается постепенно, то есть между водными массами с пресной и солёной водой существует зона с осолонённой водой [Ketchum [1]/66]. Например, в рукавах дельты Роны под верхним слоем пресной или опреснённой воды расположен слой солёной или солоноватой воды, а между ними находится довольно резкая граница раздела, где плотность воды резко возрастает. И глубина границы раздела увеличивается с удалением от устьевого створа вдоль рукавов дельты [Михайлова [1]/444]. Этот слой, названный в Коране «непреодолимым препятствием», по своим характеристикам отличается как от пресной, так и от солёной воды.

Четырнадцать веков тому назад люди не имели глубоких познаний в области гидрологии и не могли знать о том, какие тайны скрывают морские глубины. Все это ещё раз доказывает чудесную природу Священного Корана — последнего небесного Откровения.

Глубинные моря и внутренние волны

Обычный человек без специальной подготовки и соответствующего снаряжения не может погрузиться на глубину больше 40 метров. Даже на такой глубине увеличенное давление может угрожать его здоровью. Несмотря на это, Священный Коран предоставил человечеству описание подводного мира на глубине, где царит полный мрак. Всевышний сказал: «Или же они подобны потёмкам в морской пучине, которую покрывает волна, над ней — другая волна, а над ней — облака. Один мрак поверх другого. Если он вытянет руку, то едва ли увидит её. Кому Аллах не даровал света, тому нет света» (сура 24 «Свет», аят 40).

Установлено, что граница сумрачной зоны в морях и океанах зависит от времени года и прозрачности воды и в среднем располагается на глубине около 200 метров. Ниже этой границы света недостаточно даже для фитопланктона, который путём фотосинтеза выделяет кислород, необходимый ему для дыхания. На глубине 1000-1500 м света нет совсем [Верещака [1]/358]. Для этого открытия учёным понадобились подводные лодки, батискафы и другие глубоководные аппараты. Кто же открыл эту истину Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха? Что позволило человеку, не знавшему даже грамоты, уверенно говорить о том, что творится на глубине 1000 метров? Ответ прост: его обучил Господь небес и земли, и он не сомневался в правдивости ниспосланных ему откровений. Он говорил истину и пророчествовал так, как это делали его предшественники — Божьи пророки и посланники.

В вышеупомянутом аяте также упоминаются волны, над которыми есть другие волны, над которыми — облака. Очевидно, что во втором случае речь идёт о поверхностных волнах, потому что над ними — облака. Что же касается низлежащих волн, то об их существовании учёные стали догадываться лишь в середине XIX века. В 1847 году британский физик Джордж Габриель Стокс (1819—1903) выдвинул концепцию внутренних (пограничных) волн, возникающих на границе двух идеальных жидкостей различной плотности. В 1904 году она была успешно использована шведским физиком Вагном Экманом (1874—1954) для объяснения почти мистического явления, известного как «мёртвая вода». Дело в том, что в норвежских фьордах суда иногда неожиданно застывают на месте, не испытывая на себе какого-либо воздействия ветра или течения на открытой воде. В конце 1898 года норвежский физик Вильгельм Бьеркнес (1862—1951) предположил, что сопротивление судам оказывают невидимые волны, возникающие на границе солёной и более лёгкой опреснённой воды. А спустя несколько лет Экману удалось доказать это экспериментальным путём в лаборатории [Gill [1]/119-123].

В последующие годы было установлено, что в толще океанических вод присутствуют и другие виды внутренних волн. Они возникают в результате взаимодействия морского течения с неровностями дна, под воздействием приливов или сейсмических явлений. На больших глубинах, где имеют место резкие скачки градиентов давления, температуры и солёности, также образуются внутренние волны. Они поддерживаются ритмическими изменениями распределения плотности: одна или несколько изобарических поверхностей на промежуточной глубине остаются ровными, а наклоны изобарических поверхностей выше или ниже ровной поверхности имеют противоположные направления [Sverdrup [1]/399]. Такие волны легко перемещают жидкие частицы по вертикали на сотни метров, и в зависимости от локальной скорости увеличения плотности они распространяются вниз горизонтально или наклонно. В настоящее время понимание этих процессов достигается в лабораторных условиях, потому что технических возможностей наблюдать эти явления в океане пока нет [Maas [1]/6].

Головной мозг

В аятах Корана содержатся указания и на некоторые особенности физиологии человека, которые тоже стали известны науке сравнительно недавно. Например, в Коране чуб грешника назван «лживым, грешным». Всевышний сказал: «Нет, если он не перестанет, Мы схватим его за чуб, чуб лживый, грешный» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 15-16). Ранние комментаторы объясняли это переносом названия с одного предмета на другой, в данном случае — с части на целое. То есть лживым и грешным в данном аяте назван сам человек, совершающий такие поступки [Табари 24/536, Куртуби 22/385]. Подобные обороты, известные как кинайа, часто используются в арабской речи и не исключают возможности их буквального понимания. К такому буквальному пониманию богословы приблизились в свете открытия функций, которые выполняют отдельные участки коры головного мозга.

В 1870 году немецкие учёные Густав Фрич (1838—1927) и Эдуард Гитциг (1838—1907) установили, что раздражение передней центральной извилины мозга вызывает двигательную реакцию. В первой половине XX века учёные произвели подробное картирование коры головного мозга человека на основании тщательного анализа неврологических и психических нарушений, возникающих при местных повреждениях. В частности, было установлено, что медиальная префронтальная кора отвечает за побуждение и мотивацию [Физиология человека [1]/129-130]. Говоря проще, именно этот участок головного мозга отвечает за планирование и мотивацию поступков, отсюда расходятся электрохимические импульсы с командами совершить какой-нибудь поступок. И если человек совершает скверные деяния, то переднюю часть его головы совершенно точно можно назвать «лживой и грешной».

Рецепторный аппарат кожи

Ещё одно кораническое знамение, связанное с физиологией, было раскрыто, когда учёные установили, что в коже располагаются болевые рецепторы, благодаря которым человек ощущает боль. Понимание того, что боль как ощущение вызывается периферическим раздражением присутствовало уже в античном мире. При этом Аристотель полагал, что болевой центр располагается в сердце, а Платон помещал его в головной мозг. Тем не менее споры о природе боли продолжались вплоть до XVII века. Одним из первых научное объяснение боли предложил Рене Декарт, связав болевое раздражение с существованием малых волокон, которые исходят из самой глубины мозга и составляют сердцевину нервов [Schwartz [1]/2, Человек 1/30-31]. Последующее систематическое изучение нервной системы, открытие функций спинного мозга, строения и функций нервных окончаний привело учёных к более глубокому пониманию механизмов боли и работы болевых рецепторов.

Между тем в Священном Коране мы находим указание на важную роль кожи в процессе восприятия болевого раздражения. Всевышний сказал: «Поистине, тех, кто отверг Наши знамения, Мы сожжём в огне. Всякий раз, когда их кожа выгорит, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения» (сура 4 «Женщины», аят 56). То есть сгоревшая кожа грешников в Аду время от времени будет заменяться новой кожей для того, чтобы они оставались собой и при этом ощущали страдания в полной мере.

Внутриутробное развитие человека

Особое внимание в Коране уделяется и развитию человека, которое начинается с момента его зачатия. Коран призывает человека задуматься над тем, как он появился на свет, и разъясняет, что началом его является «смешанная капля». Всевышний сказал: «Пусть же взглянет человек, из чего он создан. Он создан из жидкости изливающейся» (сура 86 «Ночной гость», аяты 5-6); «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2); «Разве Мы не сотворили вас из презренной жидкости и не поместили её в надёжном месте до известного срока?» (сура 77 «Посылаемые», аяты 20-22). Наряду с этим в Коране также подробно описываются стадии внутриутробного развития зародыша и его становление «другим творением». Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили человека из выделенной глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, потом превратили сгусток крови в разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, а потом облачили кости в мясо. Потом Мы вырастили его другим творением. Благословен же Аллах, лучший из творящих» (сура 23 «Верующие», аяты 12-14).

По мере развития эмбриологии эти чудесные аяты стали привлекать внимание учёных, и в 1983 году профессор Университета Торонто Кит Мур осуществил третье издание своего труда The Developing Human с исламскими дополнениями, подготовленными йеменским богословом ‘Абд-аль-Маджидом аз-Зиндани. В этой книге подчёркивается точность коранического описания стадий развития человеческого эмбриона и проводятся параллели с научной периодизацией эмбриогенеза. В предисловии профессор Мур отмечает, что в течение трёх лет он сотрудничал с Университетом короля ‘Абд-аль-‘Азиза в Джидде, помогая саудовским специалистам лучше понять многие тексты Корана и Сунны, относящиеся к размножению и пренатальному развитию человека [Moore [1]/viii c].

Но прежде чем перейти к разбору аятов и хадисов на эту тему, давайте сделаем краткий экскурс в историю эмбриологии и посмотрим, какими были представления о возникновении зародыша и его дальнейшем развитии в античном мире и как эти представления менялись в последующие столетия. Нам очень мало известно о том, какие взгляды на рождение человека от человека имели хождение в Древнем Египте или Древней Индии, но древнегреческие авторы уже рассуждают об особенностях мужских и женских зародышей, о том, из чего и как образуются органы и части тела. Первый медицинский трактат приписывается Алкмеону Кротонскому, предположительно жившему в V веке до н. э. С его же именем связывают появление практики анатомических вскрытий. Но первые подробные описания зародышей и рассуждения об их возникновении, питании и дыхании связаны с именем Гиппократа Косского. В приписываемом ему трактате «О семени и природе ребёнка» отмечается, что и у мужчины, и у женщины есть как мужское, так и женское семя, причём мужское семя сильнее женского. Поэтому, если от обоих отойдёт более сильное семя, то рождается мальчик, а если более слабое — девочка, а если они будут разными, то какое из двух превзойдёт по количеству, такое и родится. Там же высказывается мнение, что семя как женщины, так и мужчины происходит из всего тела: из слабых частей — слабое, а из сильных — сильное. А рост оно получает от крови матери, потому что у беременной женщины уже не выходят месячные очищения [Гиппократ 1/228-234].

Эти идеи в значительной степени были заимствованы древнеримским врачом Галеном, чьи труды изучались в медицинских школах Европы до эпохи Возрождения и даже дольше. Но ещё большее распространение в античную и раннехристианскую эпохи получил другой взгляд на развитие зародыша, высказанный Аристотелем. Вслед за Гиппократом он анатомировал и изучал зародыши различных животных, наблюдал развитие куриного эмбриона на разных стадиях, вероятно, имел возможность изучить абортированный зародыш человека. Однако, в отличие от гиппократиков, Аристотель не признаёт предсуществование в отцовском и материнском семени всех частей будущего плода и вообще отрицает существование у женской особи какого-либо семени. При этом свои выводы, касающиеся зачатия и внутриутробного развития, он делает отчасти на основании наблюдений, а отчасти — из общих логических соображений. В частности, по его мнению, менструальная кровь является материей, из которой возникает зачаток, а мужское семя придаёт ему форму и «вследствие присущей ему способности преобразует известным образом материю и пищу, находящуюся в самке» [О возникновении животных [1]/80-86].

С распространением христианства развитие эмбриологии было сильно ограничено, потому что отцы церкви считали, что зародыш уже на ранней стадии обретает душу и его жизнь является священной. Лишь немногие авторы в те времена касались внутриутробного развития, чаще всего отталкиваясь от наследия Аристотеля. Например, Фома Аквинский, рассуждая о том, какую роль играет семя в порождении человека человеком, соглашается с утверждением философа о том, что женская особь только предоставляет материю зародыша, которая изменяется силой, присутствующей в мужском семени [Сумма теологии 2/628].

В целом представления о возникновении и развитии зародыша, основанные на трудах Гиппократа, Аристотеля и Галена, не претерпели существенных изменений вплоть до середины XVI века. Это почти в равной степени относится как к средневековой Европе, так и к мусульманскому Востоку. С той лишь разницей, что в исламском мире доминировал коранический взгляд на возникновение зародыша в результате «смешения» двух капель — мужской и женской. В первой половине IX века врач-христианин из Багдада Юханна ибн Масавайхи в своём трактате «О зародыше и его нахождении в матке» пишет: «Человек берёт начало от двух капель, которые соединяются в утробе женщины. Одна из них — от мужчины, другая — от женщины». Тем не менее правильное истолкование коранических указаний на морфологию эмбриона и стадии его развития было затруднено невозможностью наблюдать процессы внутри организма. Поэтому неудивительно, что далее Ибн Масавайхи повторяет утверждения античных философов о том, что через семь дней зачаток начинает питаться менструальной кровью, и т. п. [Саляса расаиль [1]/63].

Человечеству понадобилось много веков, прежде чем учёные сумели доказать, что развитие человека начинается со «смешанной капли», образующейся в результате слияния сперматозоида и яйцеклетки. Споры о «женском семени» и её роли в зачатии не прекращались даже после того, как Ренье де Грааф (1641—1673) подробно описал пузырьки внутри яичников млекопитающих, ошибочно приняв их за яйцо. Вскоре после обнаружения в семенной жидкости сперматозоидов, которые Антони ван Левенгук назвал «семенными зверьками», появилась гипотеза о том, что зародыш возникает из сперматозоида после того, как он проникает в яйцо, которое служит для него источником питания. Некоторые авторы (например, Андри, Даленпатиус и Готье) даже утверждали, что, рассматривая сперматозоиды под микроскопом, они видели в них миниатюрных человечков с руками, ногами и головой [Нидхэм [1]/237].

На протяжении следующих нескольких десятилетий роль сперматозоидов в зачатии оставалась неясной, и были учёные, которые полагали, что зародыш образуется только из материнского яйца, а мужское семя создаёт необходимую среду для его развития. Под влиянием таких взглядов находился, в частности, итальянский натуралист Ладзаро Спаланцани (1729—1799), который считал сперматозоиды «семенными паразитами». И только в 1824 году французские учёные Жан-Батист Андре Дюма и Жан-Луи Прево сумели доказать, что сперматозоиды животных и человека непосредственно участвуют в оплодотворении яйца [Andrade‑Rocha [1]/245]. Это открытие во многом определило направление дальнейших исследований в области эмбриологии.

Что же касается периодизации эмбриогенеза, то первые попытки классифицировать зародыши человека в соответствии со стадиями развития были предприняты в конце XIX века. В 1914 году Франклин Молл из Института Карнеги в Вашингтоне разделил эмбриональное развитие человека на 14 стадий, подкрепив свои выводы фотографиями 266 эмбрионов. В последующие годы результаты его исследований были дополнены, а современная периодизация эмбриогенеза, учитывающая возраст, размеры и морфологические особенности эмбрионов, была предложена в 1973 году Ронаном О’Райлли [O’Rahilly [1]/2-3].

Примечательно, что упомянутые в Коране стадии развития человеческого эмбриона тоже основываются на его морфологическом описании. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили человека из выделенной глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, потом превратили сгусток крови в разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, а потом облачили кости в мясо. Потом Мы вырастили его другим творением. Благословен же Аллах, лучший из творящих» (сура 23 «Верующие», аяты 12-14). Это значит, что начало человека — это «капля», которая помещается в надёжном месте, то есть закрепляется в матке, где она находится в безопасности и где созданы идеальные условия для её дальнейшего роста. Потом капля превращается в нечто похожее на сгусток крови, который спустя некоторое время становится похож на что-то разжёванное. Потом начинается формирование костей, а следом к костям начинают прикрепляться мышцы. На определённом этапе развития зародыш приобретает внешние черты, характерные только для человека, и становится «другим творением».

Итак, согласно Корану, человек рождается из «капли». Эта стадия охватывает выделение спермы и яйцеклетки, их соединение с образованием оплодотворённой зиготы, деление зиготы на дочерние клетки и превращение её в бластулу, а также имплантацию последней в матку. Таким образом, стадия капли включает в себя пять последовательных фаз.

1 фаза — семяизвержение. Общеизвестно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в словах Аллаха: «Пусть же взглянет человек, из чего он создан. Он создан из жидкости изливающейся» (сура 86 «Ночной гость», аяты 5-6). Употребление слова дафик ‘изливающийся’ указывает на активный характер процесса извержения, то есть на подвижность извергаемой жидкости. Сегодня известно, что сперматозоиды подвижны и весьма активны. «Излияние» происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости.

В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, имеющихся в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, благодаря чему сперматозоиды получают доступ к её защитной мембране.

2 фаза — отбор основной субстанции из жидкостей, которые выделяются у мужчин и женщин. Всевышний сказал: «…потом создал его потомство из выделенной презренной жидкости» (сура 32 «Земной поклон», аят 8). Иными словами, создание человека из презренной жидкости происходит путём особого отбора, на который указывает арабский термин суляля. Буквально это слово означает ‘нечто извлечённое, аккуратно отделённое от чего-то другого’. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов — один-единственный сперматозоид, который, растворив оболочку яйцеклетки, легко проникает в неё. Сразу после этого в клеточной мембране происходят физико-химические процессы, которые запирают вход для остальных половых клеток.

3 фаза — оплодотворённая яйцеклетка (зигота). В Коране по этому поводу говорится: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). В этом выражении слово нутфа ‘капля’ употреблено в единственном числе, а слово амшадж ‘смешанный’ — во множественном, что ставило в тупик ранних комментаторов Корана. Но сегодня известно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой сложную систему органелл и генетической информации, полученной от обоих родителей. В процессе развития зиготы происходит деление клеток, называемых бластомерами. Через четыре дня после зачатия они образуют скопление клеток сферической формы — морулу. На пятый день, по мере деления клеток морулы на две части, из неё формируется многоклеточное образование — бластула. В этот период бурного деления клеток термин амшадж очень точно характеризует зиготу.

4 фаза — предопределение. На ранней стадии формирования зиготы хромосомы обоих родителей сливаются и образуют диплоидный набор хромосом. Новая комбинация генов определяет характер развития ребёнка и его пол. Всевышний сказал: «Из чего [Аллах] сотворил его? Он сотворил его из капли и определил ему меру» (сура 80 «Нахмурился», аяты 18-19). Он также сказал: «Он сотворил пару — мужчину и женщину — из капли, когда она извергается» (сура 53 «Звезда», аяты 45-46). Арабский глагол мана имеет несколько значений и в данном контексте обычно понимается как ‘проливать, испускать семя’. Но он употребляется и в выражении منَى اللهُ الأمرَ ‘Аллах предопределил это дело’. То есть упомянутые выше аяты можно понимать как указание на то, что пол будущего ребёнка определяется семенем мужчины, и на то, что дальнейшее развитие человека предопределяется на стадии «капли». Как показывают исследования, по меньшей мере 15 процентов зигот погибают в течение первой недели развития из-за хромосомных аномалий [Moore [1]/37].

5 фаза — имплантация, то есть внедрение бластулы в толщу эндометрия матки. Этот процесс начинается на седьмой день после зачатия и длится 40 часов. В Коране имплантация сравнивается с возделыванием почвы, а выстилка матки — с почвой, в которой развивается зародыш. Всевышний сказал: «Ваши жёны — пашня для вас. Приходите же на вашу пашню, как пожелаете» (сура 2 «Корова», аят 223). После имплантации развивающийся организм принято называть зародышем, или эмбрионом. Эмбриональный период развития характеризуется не только активным делением клеток и увеличением размера зародыша, но и дифференциацией клеток для последующего образования органов и тканей.

В Коране об этом сказано: «Потом Мы превратили каплю в сгусток крови». Арабское слово ‘аляка означает ‘сгусток крови; пиявка; нечто подвешенное’. Установлено, что в течение первой недели после имплантации развитие собственно эмбриона протекает медленно. В эти дни происходит образование амниотического пузыря и других внезародышевых органов, которые обеспечивают питание и дыхание эмбриона и предохраняют его от механических повреждений. Лишь на 14-й день, когда первичное образование внезародышевых органов завершается, в эмбрионе разворачиваются процессы миграции и дифференциации клеток. В течение следующей недели он вытягивается, внутри него образуются осевые зачатки, из которых будут развиваться ткани, органы и системы. К концу третьей недели после зачатия эмбрион приобретает внешнее сходство с пиявкой. На временной промежуток между имплантацией бластулы и тем, как зародыш превратится в нечто похожее на пиявку, указывает слово сумма ‘потом’. Как мы увидим дальше, последующие три стадии плавно переходят одна в другую, и поэтому при их описании в Коране вместо слова сумма употребляется частица фа.

Сходство эмбриона на этой стадии с пиявкой также усматривается в том, что эмбрион получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Кроме того, он прикрепляется к стенке хорионического мешка и находится как бы в подвешенном состоянии, окруженный амниотической жидкостью, подобно тому как пиявка окружена водой. Наконец, зародыш на этой стадии имеет сходство со сгустком крови, потому что с третьей недели развития внутри него начинается образование кровеносных сосудов, которые пока ещё не объединены в общую кровеносную систему, то есть кровь по ним ещё не циркулирует. Таким образом, коранический термин ‘аляка полностью соответствует внешнему виду эмбриона с 20-го по 25-й день после зачатия, состоянию его кровеносной системы, а также способу его питания и крепления к поверхности матки.

Следующая стадия развития эмбриона — «разжёванный кусочек». Слово мудга означает ‘нечто разжёванное’. Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её, а потом сравнить её с эмбрионом на стадии мудга, то сходство между ними будет очевидно. Причина этого в том, что сомиты, располагающиеся в спинной (дорсальной) части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванном кусочке резинки. Сомиты начинают образовываться примерно на 20-й день, и впоследствии из них развиваются кости и хрящи скелета, поперечно-полосатая скелетная мускулатура и соединительнотканная часть кожи.

Переход от стадии ‘аляка к стадии мудга происходит быстро: она начинается уже на 26-27 день. Поэтому в словах Всевышнего «…потом превратили сгусток крови в разжёванный кусочек» использована частица фа, указывающая на то, что перечисляемые события быстро сменяют друг друга. К концу четвёртой недели у эмбриона начинает биться сердце, устанавливается циркуляция крови, обозначаются зачатки конечностей. На протяжении 5-6 недель увеличивается размер головы, обозначаются черты лица, голова начинает приподниматься и отходит от груди. Наряду с этим становятся узнаваемыми области локтей и запястий, на пластинах кистей появляются гребни, обозначающие будущие пальцы, развиваются системы внутренних органов.

Развитие эмбриона на этой стадии имеет определённые особенности:

а) внешний вид сомитов постоянно меняется подобно тому, как изменяются отпечатки зубов во время жевания;

б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания;

в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки;

г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов начинает преобразовываться в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что также нашло отражение в Коране: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжёванного кусочка, сформировавшегося и несформировавшегося» (сура 22 «Хадж», аят 5).

Согласно коранической периодизации, вслед за этим начинается «образование костей». Развитие скелета конечностей идёт очень быстро. В начале шестой недели зачатки конечностей и соответствующих поясов представлены лишь неясно очерченными скоплениями мезенхимы. А к концу шестой недели эти предхрящевые скопления уже сформированы настолько, что можно различить некоторые главные кости. Окостенение хрящевых закладок начинается в проксимальных отделах конечностей и распространяется в дистальном направлении, постепенно охватывая зачатки мелких костей. Ключица окостеневает уже к восьмой неделе, в начале девятой недели выраженные центры оссификации появляются в лопатках и в подвздошной кости [Пэттен [1]/272-274]. Этот процесс продолжается в течение всего периода эмбрионального и фетального развития, а также в первые годы после рождения, когда кости продолжают расти и укрепляться.

Вслед за оссификацией начинается стадия «облачения костей мясом». Как мы уже отметили, скелетная мускулатура формируется из мезодермальных сомитов, причём этот процесс протекает одновременно с дифференциацией костей. Отдельные элементы мезодермы располагаются дорсально или вентрально от развивающихся частей скелета, и первые в дальнейшем становятся разгибателями, а вторые — сгибателями. Впоследствии, прежде чем мышцы начнут крепиться к костям посредством сухожилий, некоторые мышцы меняют своё положение относительно костей [Пэттен [1]/301]. Таким образом, хотя основные элементы будущих мышц и костей развиваются параллельно, прикрепление мышц к костям происходит только после того, как обозначились центры оссификации.

К концу восьмой недели зародыш человека располагает зачатками всех основных систем органов и приобретает явный человеческий вид. Поэтому начиная с девятой недели развивающийся организм больше не называют эмбрионом. Теперь это — плод, который нельзя спутать с зародышами других млекопитающих. Это — «другое творение», о котором сказал Всевышний: «Потом Мы вырастили его другим творением» (сура 23 «Верующие», аят 14).

Примечательно, что при описании предыдущих стадий используется глагол халяка ‘создавать’, а на начало нового периода указывает глагол анша’а ‘растить; начинать’. На этом этапе продолжается развитие скелета и мышц, созревание внутренних органов, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, происходит дифференциация наружных половых органов. Со временем у плода появляются координированные рефлексы, он начинает сжимать кулачки, поворачивать голову, реагировать на звуки, свет и прикосновения. Возможно, человеческий эмбрион превращается в «другое творение» не на девятой, а на 18-й неделе после зачатия, когда ангел вдыхает в него душу. Мусульманские учёные были единодушны в том, что это происходит после завершения четырёх месяцев [Мугни 3/460, Фатх Аль-Бари 11/484].

Как видим, кораническое описание внутриутробного развития человека является всесторонним, несмотря на его лаконичность. Оно безупречно и полностью совпадает с научными фактами, установленными сравнительно недавно, несмотря на то, что в период ниспослания Корана человечество не обладало потенциалом для таких научных открытий и придерживалось совершенно иных воззрений. Всё это не может не восхищать благоразумных людей и является ярким свидетельством неподражаемости Корана и его чудесного происхождения.

Мы привели лишь несколько примеров того, как Священный Коран излагает истины, подтверждённые современной наукой. Примечательно, что среди упомянутых в Коране научных сведений нет ничего, что противоречило бы достоверным научным знаниям, подтверждённым путём исследований, опытов и экспериментов. Как мы уже отметили, Коран не является научным трудом и законы мироздания не разъясняются в нём в той форме, в которой мы привыкли видеть их в научных статьях или монографиях. Упоминания об этих законах и тонкие указания на них призваны напомнить людям о милости Господа, дабы они смирились пред Его бесконечным могуществом, осознали Его безграничную мудрость и устремились к Нему всем сердцем.

Здравомыслящие люди видят эти знамения и понимают, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, живший четырнадцать веков тому назад, не знавший грамоты и не имевший никаких представлений об астрофизике, эмбриологии и многих других науках, мог получить подобные достоверные сведения только от Творца небес и земли. Это особенно ясно учёным и образованным людям, осведомлённым об истории науки и о том, какими познаниями обладало человеческое общество в конце VI — начале VII веков. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Пусть знают те, кому дано знание, что это — истина от твоего Господа, чтобы они уверовали в неё, а их сердца смирились перед ней. Поистине, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура 22 «Хадж», аят 54).

И только упрямцы, не желающие признавать истину и следовать ей, придумывают сотни небылиц, пытаясь объяснить появление в Коране этих чудесных знамений и оболгать Божьего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Словно в подтверждение этого далее Всевышний Господь сказал: «А неверующие не перестанут сомневаться в ней, пока внезапно их не настигнет [Судный] час или мучения не постигнут их в бесплодный день» (сура 22 «Хадж», аят 55).

Научные знамения Корана, истинность которых подтверждается современными открытиями в области естественных, технических и иных наук, не является последним свидетельством неподражаемости Писания Аллаха. К числу его изумительных особенностей относятся и доподлинные описания событий в будущем, и некоторые из них уже произошли именно так, как это было предсказано в Коране. Если на то будет воля Аллаха, об этом мы поговорим в следующей главе.