Разделение Корана на суры и аяты

Священный Коран состоит из тридцати частей — джузов. Каждый джуз в свою очередь делится ещё на две части, которые называются хизб. Каждый хизб состоит из четырёх четвертей — руб‘. Такое деление удобно для чтения Корана в течение тридцати ночей рамадана, когда в каждом ракате ночной молитвы читается одна четверть. Однако это не единственный способ деления священного текста на части. Например, некоторые делят его на семь частей для чтения всего Корана в течение семи дней. Однако самостоятельной единицей Священного Писания является сура.

Это арабское слово означает ‘высокое место’. Согласно одному толкованию, оно происходит от слова сур ‘забор’. Как забор состоит из кирпичей, которые лежат один на другом, поддерживают друг друга и позволяют достичь требуемой высоты, так и в сурах Корана слова и аяты складываются вместе до тех пор, пока не достигают того количества, которое угодно Аллаху. У каждой суры есть своё место и положение, и читающий их будто поднимается по ступеням, достигая новых высот. Согласно другому мнению, это название происходит от слова су’р ‘остаток воды в сосуде’ и указывает на то, что сура — это часть целого и его остаток [Абу Шухба [1]/321, Муфрадат [1]/248].

Разделение Корана на суры, которые отличаются друг от друга, в том числе размером и количеством аятов, заключает в себе великий смысл.

Во-первых, это облегчает запоминание Корана и осмысление его значений. Выучив суру целиком, человек ощущает, что он выучил самостоятельную часть Писания, которая не зависит от остальных его частей. Если бы Коран представлял собой сплошной текст, людям было бы трудно заучивать его наизусть и вникать в его смысл.

Во-вторых, разделение Священного Корана на суры указывает на суть и содержание отдельных частей Откровения. Так, одна сура целиком утверждает единобожие, другая подтверждает истинность пророческих посланий и защищает посланников, третья повествует о неизбежном воскрешении и т. д.

В-третьих, разделение Корана на суры является ещё одним вызовом тем, кто отказывается уверовать в его божественное происхождение. Всевышний Аллах словно говорит им: «Попытайтесь создать нечто подобное этим сурам! Вы не сумеете сделать этого! Большой размер не является обязательным условием для того, чтобы сура была чудесной, и маленький размер не препятствует тому, чтобы бросить вам вызов».

Коран начинается сурой «Открывающей» и заканчивается сурой «Люди», и каждая, даже самая короткая сура, является чудесной и неповторимой. Самая короткая сура, которая называется «Каусар», состоит всего из трёх аятов. А самая длинная сура — это сура «Корова», состоящая из 286 аятов, большинство из которых длинные. Согласно другим традициям, эту суру делят на 285 или 287 аятов [Иткан [1]/148]. В суре «Корова» находится и самый длинный коранический аят — «Аят о долге». Всего в Писании Аллаха сто четырнадцать сур.

Богословы делят суры Корана на четыре группы:

а) «длинные» (тываль). Из достоверной Сунны известно, что этот композиционный блок состоит из семи сур, но между улемами нет согласия относительно последней суры в нём. Согласно одному мнению, это сура «Юнус». Другие авторы — и таковых большинство — помещают на седьмое место связку сур «Военная добыча» — «Покаяние», которые близки в содержательном плане и не разделяются басмалей [Заркани 1/286];

б) «стоаятные» (ми’ун), состоящие из ста и более аятов;

в) «часто повторяемые» (масани), состоящие из менее чем ста аятов. Есть мнение, что такое название связано с тем, что эти суры обычно читают во время намазов, или с тем, что они вторят предыдущим, т. е. стоят после них. Возможно также, что они вторят древней истории, поскольку содержат рассказы о пророках и древних народах. Некоторые авторы называют «часто повторяемыми» все суры Корана и особенно суру «Открывающую» [Иткан [1]/139, Абу Шухба [1]/328];

г) «расчленённые» (муфассаль). Традиционно это название объясняют тем, что «расчленённые» суры состоят из коротких аятов и содержат мало отменённых положений. Улемы единодушны в том, что этот композиционный блок заканчивается последней сурой Корана, но относительно его начала существуют большие разногласия. Ас-Суюты приводит двенадцать мнений на этот счёт. Чаще всего первой «расчленённой» сурой называют 47-ю, 49-ю и 50-ю суры. Последнее суждение опирается на хадис Ауса ибн Хузайфы ас-Сакафи о том, как сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, делили Коран на части (см. ниже). В богословских сочинениях «расчленённые» суры обычно делят на длинные (до 78-й суры), средние (до 93-й суры) и короткие (до конца Корана) [Иткан [1]/140].

Данная классификация опирается на хадис Васили ибн аль-Аска‘ о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вместо Торы мне были дарованы семь длинных сур, вместо Псалтиря — суры, состоящие из около ста аятов, вместо Евангелия — часто повторяемые суры, и вдобавок я получил расчленённые суры» [Ахмад 17023, Таялиси 1105, Сильсиля сахиха 1480].

Слово айа также имеет несколько значений и в Священном Коране употребляется в следующих из них:

а) чудо: «Спроси сынов Исраиля, сколько ясных знамений Мы дали им» (сура 2 «Корова», аят 211);

б) признак: «Знамением его царствия будет то, что к вам вернётся ковчег, в котором сакина от вашего Господа» (сура 2 «Корова», аят 248);

в) назидание: «Поистине, в этом знамение, но большинство из них не уверовало» (сура 26 «Поэты», аят 8).

Таким образом, аяты получили такое название, потому что они подчёркивают заключенный в них смысл и указывают на то, что они отделены от предыдущих и последующих аятов.

Поскольку во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, между богословами были разногласия по поводу количества аятов в Коране. Жители Мекки опирались на подсчёт Муджахида ибн Джабра и ‘Абдаллаха ибн Касира; жители Медины — на подсчёт Абу Джа‘фара аль-Махзуми и Шейбы ибн Нисаха аль-Махзуми, жители Куфы — на подсчёт Абу ‘Абд-ар-Рахмана ас-Сулями, который ссылался на ‘Али ибн Абу Талиба; жители Басры — на подсчёт ‘Асыма ибн аль-‘Аджжаджа аль-Джахдари, который по приказу аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа сосчитал количество аятов вместе с аль-Хасаном аль-Басри и Насром ибн ‘Асымом аль-Лейси; жители Шама — на подсчёт ‘Абдаллаха ибн ‘Амира аль-Яхсуби. Все они сошлись на том, что в Коране больше 6 200 аятов. В более точных цифрах между ними не было согласия. Абу Джа‘фар аль-Махзуми, например, считал, что в Коране 6 210 аятов, а Шейба ибн Нисах аль-Мазхуми — что их 6 214 [Аджаиб [1]/124-131]. Эти цифры не имеют принципиального значения, потому что касаются не самого текста Откровения, а лишь того, как его следует делить на аяты.

Уместно добавить, что, согласно расчетам ‘Аты’ ибн Ясара, в Коране 77 439 слов. Об этом сообщил аль-Фадль ибн Шазан. Что же касается количества букв в Коране, то ‘Абдаллах ибн Касир пересказывал слова Муджахида: «Мы насчитали в Коране 321 180 букв». Аль-Фадль ибн ‘Ата’ сказал, что в Коране 323 015 букв [Ибн Касир 1/98-99]. На этот счёт есть и другие сообщения. Различия между этими подсчётами связаны с тем, что в раннеисламском периоде арабская письменность не была стандартизирована и некоторые буквы опускались при письме.

Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это упорядочивание аятов Корана под руководством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, называлось таукиф. Ранее мы уже приводили хадис Ибн ‘Аббаса о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «Бывало, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылались части разных сур, состоящих из множества аятов, и когда ему ниспосылалось что-то, он звал к себе одного из тех, кто записывал для него, и говорил: “Поместите это в суру, в которой говорится о том-то”» [Ахмад 399, Насаи 7953, Абу Давуд 786, Тирмизи 3086].

В хадисе Ибн ‘Аббаса говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, узнавал о завершении суры, когда ему ниспосылались слова «С именем Аллаха Милостивого, Милующего» [Абу Давуд 788, Шарх ас-сунна 4/522]. Из этого следует, что запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана Пророком, например, читать суру с конца до начала.

Что же касается порядка сур, то богословы расходятся во мнениях относительно того, был ли он определён при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Следует знать, что упорядочивание сур в Коране принято называть та’лиф. Одни считают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам приказал расположить суры в таком порядке, и в пользу этого свидетельствуют несколько доводов.

Первый из них — это факт предъявления Корана в рамадане. Имам аль-Багави пишет: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обучал сподвижников расположению ниспосылаемых коранических откровений в той последовательности, в которой они сейчас находятся в наших мусхафах. Его же этому обучал Джибриль, да благословит его Аллах» [Шарх ас-сунна 4/521-522]. Однако этот довод нельзя назвать бесспорным, поскольку не исключено, что во время предъявления Корана аяты читались в порядке их ниспослания.

Второй аргумент — тот факт, что мусульмане единодушно признали порядок сур, установленный в мусхафе ‘Усмана, и уничтожили остальные списки. Не возражали против такого порядка даже те, в чьих списках суры находились в иной последовательности [Заркани 1/288].

Третий аргумент — логически трудно объяснимое расположение некоторых сур. Например, суры, начинающиеся буквосочетанием ха-мим, располагаются последовательно, а между двумя сурами, открывающимися буквосочетанием та-син-мим (26-я и 28-я суры), находится сура «Муравьи», которая начинается формулой та-син и которая короче двух других сур. Кроме того, суры, начинающиеся прославлением Аллаха (мусаббихат), тоже располагаются некомпактно. Можно предположить, что если бы сподвижники опирались на собственные умозаключения, то суры с одинаковыми зачинами были бы расположены последовательно и в порядке убывания их длины [Иткан [1]/139].

Четвёртый аргумент — рассказ Ауса ибн Хузайфы ас-Сакафи о том, что он прибыл в Медину в составе делегации сакифитов, обратившихся в ислам. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к ним очень поздно и сказал: «Мне хотелось прочесть положенную мне часть Корана, и я решил не выходить, пока не закончу её». Тогда они спросили у сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Как вы делите Коран на части?» Те сказали: «Мы объединяем в части три суры, пять сур, семь сур, девять сур, одиннадцать сур, тринадцать сур, а часть, состоящая из расчленённых сур, включает в себя суры от “Каф” до конца Корана» [Ахмад 16211, Абу Давуд 1393, Ибн Маджа 1345, Даиф аль-джами 2072]. Из этого следует, что порядок расположения многих сур был установлен ещё при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но есть предположение, что это относится только к так называемым «расчленённым» сурам [Фатх Аль-Бари 9/43].

Согласно другому мнению, порядок расположения сур основан на самостоятельном суждении (иджтихад) сподвижников. В пользу этого свидетельствуют два обстоятельства.

Первое — расположение сур в списках некоторых сподвижников отличалось от такового в мусхафе ‘Усмана. Различия в расположении сур между списками были незначительными. Известно, что в мусхафе ‘Усмана суры располагаются не в порядке их ниспослания. На первом месте стоит сура «Открывающая Коран», за ней — «Корова», «Семейство ‘Имрана», «Женщины» и т. д. В списке ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда сура «Женщины» находится перед сурой «Семейство ‘Имрана», суры «Трапеза», «Скот» и «Ограды» расположены в обратном порядке, а сура «Юнус» — перед сурой «Покаяние». В списке Убайя ибн Ка‘ба суры располагались в следующем порядке: «Открывающая Коран», «Корова», «Женщины», «Семейство ‘Имрана», «Скот», «Ограды», «Трапеза», «Юнус», «Военная добыча», «Покаяние» и т. д. [Иткан [1]/141]. По некоторым сведениям, ‘Али ибн Абу Талиб в своём списке расположил суры в порядке ниспослания [Фатх Аль-Бари 9/42].

Второе — рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что он спросил ‘Усмана ибн ‘Аффана: «Почему вы поместили рядом суру “Военная добыча”, которая относится к часто повторяемым сурам, и суру “Покаяние”, которая относится к ясно изложенным сурам, и не поместили между ними строки “С именем Аллаха Милостивого, Милующего”? Вы фактически отнесли её к семи длинным сурам». ‘Усман ответил: «Бывало, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылались части разных сур, состоящих из множества аятов, и когда ему ниспосылалось что-то, он звал к себе одного из тех, кто записывал для него, и говорил: “Поместите это в суру, в которой говорится о том-то”. Ему ниспосылались аяты, а он говорил:Поместите эти аяты в суру, в которой говорится о том-то”. Потом ему ниспосылался другой аят, и он говорил: “Поместите этот аят в суру, в которой говорится о том-то”. Сура “Военная добыча” была одной из первых сур, ниспосланных в Медине, а сура “Отречение” была ниспослана под конец Корана, но их содержание похоже. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, умер, так и не сказав нам, что она является её продолжением. Я же считал их одной сурой и поэтому поместил их рядом, не отделив одну от другой словами “С именем Аллаха Милостивого, Милующего”» [Ахмад 399, Насаи 7953, Абу Давуд 786, Тирмизи 3086].

Из этого следует, что последовательность аятов в сурах была установлена самим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, тогда как при определении расположения сур сподвижники иногда прибегали к самостоятельным суждениям.

В любом случае порядок сур в мусхафе ‘Усмана является наилучшим, поскольку он был одобрен всеми сподвижниками. Это подтверждается и следующим хадисом, переданным со слов Юсуфа ибн Махака. Он рассказывал, что находился возле матери верующих ‘Аиши, когда к ней подошёл мужчина из Ирака и спросил: «Какой саван лучше?» Она ответила: «Горе тебе! Разве он может навредить тебе?» Он сказал: «О мать верующих! Покажи мне твой мусхаф». Она спросила: «Для чего он тебе?» Он сказал: «Я хочу составить по нему свой Коран, потому что в моём нет порядка». Она сказала: «Нет никакой разницы, что ты будешь читать первым, потому что самой первой была ниспослана одна из коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди обратились в ислам, были ниспосланы откровения о дозволенном и запрещённом. Если бы вначале был ниспослан запрет на употребление вина, то они сказали бы: «Мы никогда не откажемся от вина!» И если бы вначале был ниспослан запрет на прелюбодеяние, то они сказали бы: «Мы никогда не прекратим прелюбодействовать!» Но в Мекке Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, было ниспослано: «[Судный] час — вот назначенный им срок, и час этот — самый тяжкий и горький» (сура 54 «Луна», аят 46). Я тогда была ещё девочкой и любила играться. А вот сура «Корова» была ниспослана ему, когда я уже жила с ним». Затем она вытащила мусхаф и продиктовала ему аяты коранических сур [Бухари 4993].

Комментаторы хадисов отмечали, что человек, который подошёл к ‘Аише, был жителем Ирака и обучался Корану по мусхафу Ибн Мас‘уда. Известно, что Ибн Мас‘уд отказался уничтожить свои записи, когда ‘Усман разослал размноженные экземпляры Корана в провинции. Тем не менее мусульманам было известно, что последовательность сур в его свитке была несовершенной, и поэтому тот мужчина сказал, что в его свитке нет порядка. Возможно также, что он попросил ‘Аишу разъяснить ему не только порядок сур в Коране, но и начало и конец коранических аятов, потому что в хадисе сообщается, что она продиктовала ему аяты сур [Фатх Аль-Бари 9/40].

Из всего сказанного следует, что порядок расположения некоторых сур был определен самим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, тогда как последовательность остальных сур установили сподвижники, опираясь на самостоятельное суждение. Ас-Суюты пишет: «Но вселяет уверенность мнение аль-Байхаки о том, что последовательность всех сур была определена Пророком, мир ему и благословение Аллаха, кроме сур “Покаяние” и “Военная добыча”, и если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал суры в какой-то последовательности, это не значит, что именно в таком порядке они располагаются в Коране» [Иткан [1]/139].

Известный маликитский богослов Абу аль-Хасан Ибн Батталь (ум. 449/1057) сказал: «Мы не знаем никого, кто считал бы обязательным соблюдать последовательность сур при чтении Корана в молитве или в другое время. Наоборот, разрешается, например, прочесть суру “Пещера” до суры “Корова”, а суру “Хадж” — до суры “Пещера”. Что же касается высказываний первых мусульман, запрещавших читать Коран в обратном порядке, то под этим подразумевается чтение суры с конца до начала. Некоторые поступали так, сочиняя касыды, чтобы лучше запоминать Коран и чтобы он легче ложился на язык. Но наши предшественники не разрешали поступать так с Кораном, и это запрещено» [Фатх Аль-Бари 9/40].