Сура аль-Бакара

اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ ۖ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
2:255
Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий.

Как ска­зал Про­рок Му­хам­мад, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, это — ве­личай­ший из ко­рани­чес­ких а­ятов, по­тому что он со­дер­жит в се­бе сви­детель­ства еди­нобо­жия, а так­же ве­личия и без­гра­нич­ности ка­честв Все­выш­не­го Соз­да­теля.

Ал­лах об­ла­да­ет все­ми бо­жес­твен­ные ка­чес­тва и яв­ля­ет­ся Единс­твен­ным, Кто зас­лу­жива­ет обо­жест­вле­ния и пок­ло­нения, и по­это­му обо­жест­вле­ние дру­гих су­ществ нес­пра­вед­ли­во и бес­по­лез­но.

Жи­вой — од­но из прек­расных имен Ал­ла­ха. Оно оз­на­ча­ет, что Ал­лах объ­еди­ня­ет в Се­бе са­мые прек­расные приз­на­ки жиз­ни, сре­ди ко­торых — слух, зре­ние, мо­гущес­тво, во­ля и дру­гие ка­чес­тва, свя­зан­ные с Его сущ­ностью.

Под­держи­ва­ющий жизнь — еще од­но прек­расное имя Ал­ла­ха. Оно оз­на­ча­ет, что Он со­вер­ша­ет са­мые со­вер­шенные де­ла. Он яв­ля­ет­ся Са­модос­та­точ­ным Влас­те­лином и не нуж­да­ет­ся в тво­рени­ях, но соз­да­ет их, под­держи­ва­ет их су­щес­тво­вание и обес­пе­чива­ет их всем не­об­хо­димым.

Со­вер­шенная жизнь и са­модос­та­точ­ность Ал­ла­ха про­яв­ля­ют­ся в том, что Его ни­ког­да не одо­лева­ют ни дре­мота, ни сон. Эти яв­ле­ния свой­ствен­ны тво­рени­ям — им при­сущи ус­та­лость, сла­бость и бес­си­лие. Од­на­ко они со­вер­шенно чуж­ды Ал­ла­ху, об­ла­да­юще­му ве­личи­ем, мо­гущес­твом и ве­лико­лепи­ем.

Ал­лах со­об­щил, что Ему при­над­ле­жит власть над не­беса­ми и зем­лей. Все тво­рения — ра­бы Ал­ла­ха, и ник­то из них не спо­собен из­ба­вить­ся от этой за­виси­мос­ти. Все­выш­ний ска­зал: «Каж­дый, кто на не­бесах и на зем­ле, явит­ся к Ми­лос­ти­вому толь­ко в ка­чес­тве ра­ба» (19:93).

Ал­лах вла­де­ет Сво­ими ра­бами и об­ла­да­ет властью, мо­гущес­твом, ве­личи­ем и дру­гими ка­чес­тва­ми Влас­те­лина и Пра­вите­ля. Со­вер­шенс­тво Его влас­ти про­яв­ля­ет­ся в том, что ник­то не спо­собен хо­датай­ство­вать пе­ред Ним без Его поз­во­ления. Все слав­ные тво­рения и зас­тупни­ки яв­ля­ют­ся Его ра­бами и не мо­гут зас­ту­пить­ся за дру­гих, по­ка Ал­лах не поз­во­лит им сде­лать это. Все­выш­ний ска­зал: «Ска­жи: “Ал­ла­ху при­над­ле­жит зас­тупни­чес­тво це­ликом. Ему при­над­ле­жит власть над не­беса­ми и зем­лей, и к Не­му вы бу­дете воз­вра­щены”» (39:44).

Ал­лах поз­во­ля­ет хо­датай­ство­вать толь­ко за тех, кем Он до­волен, а до­волен Он толь­ко те­ми, кто ис­по­веду­ет еди­нобо­жие и сле­ду­ет пу­тем Его пос­ланни­ков, и ес­ли че­ловек не об­ла­да­ет эти­ми ка­чес­тва­ми, то для не­го нет ни­какой до­ли в зас­тупни­чес­тве.

За­тем Ал­лах по­ведал о Сво­ем без­гра­нич­ном и все­объ­ем­лю­щем зна­нии, бла­года­ря ко­торо­му Ему из­вес­тно обо всем, что ожи­да­ет тво­рения в бу­дущем, ка­ким бы да­леким оно не пред­став­ля­лось, и обо всем, что про­изош­ло с тво­рени­ями в прош­лом, ка­ким бы да­леким оно не бы­ло. Нич­то нель­зя ута­ить от Ал­ла­ха, Ко­торо­му из­вес­тно да­же то, что ук­радкой под­смат­ри­ва­ют взо­ры, и то, что сок­ры­то в сер­дцах. Что же ка­са­ет­ся тво­рений, то они спо­соб­ны пос­тичь из недр Божь­его зна­ния толь­ко то, что по­жела­ет Ал­лах. Он на­учил их ре­лиги­оз­ным пред­пи­сани­ям и все­лен­ским за­конам, од­на­ко эти поз­на­ния — все­го лишь кро­шеч­ная час­ти­ца, ко­торая бук­валь­но ис­че­за­ет в оке­ане бо­жес­твен­но­го зна­ния Ве­лико­го Твор­ца. Имен­но по­это­му пос­ланни­ки и ан­ге­лы, ко­торые луч­ше всех ос­таль­ных тво­рений ос­ве­дом­ле­ны об Ал­ла­хе, го­вори­ли: «Пре­чист Ты! Мы зна­ем толь­ко то, че­му Ты на­учил нас. Во­ис­ти­ну, Ты — Зна­ющий, Муд­рый» (2:32).

За­тем Ал­лах воз­вестил о Сво­ем мо­гущес­тве и ве­личии, сви­детель­ством ко­торо­го яв­ля­ет­ся Прес­тол, объ­ем­лю­щий не­беса и зем­лю. Ал­лах обе­рега­ет не­беса и зем­лю, а так­же на­селя­ющие их тво­рения бла­года­ря ус­та­нов­ленно­му все­лен­ско­му по­ряд­ку и оп­ре­делен­ным за­конам, по ко­торым жи­вут тво­рения. Од­на­ко это со­вер­шенно не об­ре­меня­ет Его, пос­коль­ку Его мо­гущес­тво со­вер­шенно, власть без­гра­нич­на, а пред­пи­сания пре­ис­полне­ны муд­рости.

Од­ним из Его прек­расных имен яв­ля­ет­ся имя Воз­вы­шен­ный. Сво­ей сущ­ностью Он на­ходит­ся над тво­рени­ями, Его ка­чес­тва пре­ис­полне­ны ве­личия, Его мо­гущес­тву по­кор­ны все соз­да­ния и су­щес­тва, Ему под­властны и пос­лушны все ра­бы. Еще од­ним Его име­нем яв­ля­ет­ся имя Ве­ликий. Он объ­еди­ня­ет в се­бе все ка­чес­тва ве­личия, по­чета, ве­лико­лепия и сла­вы, бла­года­ря че­му сер­дца про­ника­ют­ся к Не­му лю­бовью, а ду­ши — поч­те­ни­ем. Об­ла­да­ющие ис­тинным зна­ни­ем прек­расно зна­ют, что ве­личие лю­бого тво­рения, пусть да­же са­мого прос­лавлен­но­го и ве­лико­го, нич­тожно по срав­не­нию с ве­личи­ем Воз­вы­шен­но­го и Ве­лико­го Гос­по­да.

Этот а­ят дей­стви­тель­но об­ла­да­ет слав­ным и вос­хи­титель­ным смыс­лом и зас­лу­жива­ет на­зывать­ся са­мым ве­ликим из ко­рани­чес­ких а­ятов. И ес­ли че­ловек чи­та­ет его, раз­мышляя над его зна­чени­ем и пос­ти­гая его смысл, то его сер­дце на­пол­ня­ет­ся убеж­денностью, зна­ни­ем и ве­рой, бла­года­ря че­му он за­щища­ет се­бя от злых про­ис­ков са­таны.