Сура аль-Бакара

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ ۖ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ ۚ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِنْ بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ لَا انْفِصَامَ لَهَا ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
2:256
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий.

Это от­кро­вение под­черки­ва­ет со­вер­шенс­тво ис­ла­ма, ко­торый, бла­года­ря сво­им бе­зуп­речным до­каза­тель­ствам и яс­ным зна­мени­ям, яв­ля­ет­ся ре­лиги­ей ра­зума и зна­ний, не­пороч­но­го ес­тес­тва и муд­рости, пра­вед­ности и нас­тавле­ния, ис­ти­ны и вер­но­го ру­ководс­тва. Бла­года­ря сво­ему со­вер­шенс­тву и пол­но­му со­от­ветс­твию че­лове­чес­ко­му ес­тес­тву, ис­лам не нуж­да­ет­ся в при­нуж­де­нии. Обыч­но при­нуж­да­ют к то­му, к че­му че­лове­чес­кие сер­дца ис­пы­тыва­ют от­вра­щение, что про­тиво­речит ис­ти­не и не под­твержда­ет­ся оче­вид­ны­ми до­каза­тель­ства­ми и зна­мени­ями. Что же ка­са­ет­ся му­суль­ман­ской ве­ры, то от­верга­ют ее толь­ко упорс­тву­ющие без­за­кон­ни­ки. Раз­ни­ца меж­ду пря­мым пу­тем и заб­лужде­ни­ем оче­вид­на, и ник­то не смо­жет при­вес­ти убе­дитель­ное оп­равда­ние сво­ему вы­бору, ес­ли он от­вер­гнет пря­мой путь и от­ка­жет­ся сле­довать ис­ти­не.

Нуж­но от­ме­тить, что это от­кро­вение ни­ко­им об­ра­зом не про­тиво­речит мно­гочис­ленным а­ятам, обя­зыва­ющим му­суль­ман вес­ти свя­щен­ную вой­ну, по­тому что Ал­лах при­казал вес­ти джи­хад для то­го, что­бы лю­ди пок­ло­нялись од­но­му Ал­ла­ху и что­бы му­суль­ма­не мог­ли дать от­пор бес­чинс­тву­ющим про­тив­ни­кам ре­лигии.

Му­суль­ма­не еди­нодуш­ны в том, что джи­хад мож­но вес­ти за лю­бым пра­вите­лем, ес­ли да­же он — греш­ник, и что вес­ти джи­хад сло­вом и де­лом яв­ля­ет­ся обя­зан­ностью му­суль­ман во все вре­мена.

Не­кото­рые бо­гос­ло­вы счи­тали, что этот а­ят про­тиво­речит от­кро­вени­ям, по­веле­ва­ющим вес­ти джи­хад, и на­зыва­ли его ан­ну­лиро­ван­ным, од­на­ко это мне­ние яв­ля­ет­ся сла­бым и оши­боч­ным. Это яс­но каж­до­му, кто при­заду­мыва­ет­ся над ис­тинным смыс­лом это­го прек­расно­го а­ята, о ко­тором мы рас­ска­зали.

За­тем Ал­лах упо­мянул о том, что все лю­ди де­лят­ся на две груп­пы. В од­ну вхо­дят ве­ру­ющие, ко­торые уве­рова­ли в Еди­ного Ал­ла­ха, у Ко­торо­го нет со­това­рищей, и от­вер­гли всех лож­ных бо­гов. Сло­во та­гут (‘идол’) здесь оз­на­ча­ет мно­гобо­жие и все, что про­тиво­речит ве­ре в Ал­ла­ха. Ес­ли че­ловек об­ла­да­ет ка­чес­тва­ми та­ких ве­ру­ющих, то он ух­ва­тил­ся за на­деж­ную ру­ко­ять, ко­торая ни­ког­да не сло­ма­ет­ся. Он ис­по­веду­ет ис­тинную ре­лигию и сле­ду­ет пря­мым пу­тем, ко­торый при­ведет его к Ал­ла­ху и оби­тели Божь­ей ми­лос­ти.

О дру­гой груп­пе лю­дей мож­но су­дить по вы­водам из об­сужда­емо­го а­ята, и ес­ли че­ловек от­ка­зыва­ет­ся уве­ровать в Ал­ла­ха, от­да­ет пред­почте­ние не­верию и пок­ло­ня­ет­ся лож­ным бо­гам, то он об­ре­ка­ет се­бя на веч­ную по­гибель и бес­ко­неч­ное на­каза­ние.

Сре­ди прек­расных имен Ал­ла­ха — Слы­шащий и Зна­ющий. Он слы­шит го­лоса всех тво­рений, ко­торые об­ра­ща­ют­ся к Не­му на раз­ных язы­ках со все­воз­можны­ми прось­ба­ми. Он слы­шит, как мо­лящи­еся ра­бы взы­ва­ют к Не­му и сми­рен­но мо­лят­ся Ему. Он ве­да­ет о том, что скры­ва­ет­ся в сер­дцах, зна­ет о са­мых сок­ро­вен­ных по­мыс­лах и воз­да­ет каж­до­му че­лове­ку за его на­мере­ния и де­яния, о ко­торых Ему до­под­линно из­вес­тно.