Сура ан-Ниса

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ ۚ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللَّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَىٰ مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِنْهُ ۖ فَآمِنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ ۖ وَلَا تَقُولُوا ثَلَاثَةٌ ۚ انْتَهُوا خَيْرًا لَكُمْ ۚ إِنَّمَا اللَّهُ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ سُبْحَانَهُ أَنْ يَكُونَ لَهُ وَلَدٌ ۘ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَكَفَىٰ بِاللَّهِ وَكِيلًا
4:171
О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: "Троица!" Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах — Единственный Бог. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

Все­выш­ний зап­ре­тил лю­дям Пи­сания из­ли­шес­тво­вать в ре­лигии, т.е. прес­ту­пать гра­ницы доз­во­лен­но­го и со­вер­шать не­закон­ные дей­ствия. Речь идет о хрис­ти­анах, ко­торые чрез­мерно воз­ве­личи­ва­ют про­рока Ису и при­писы­ва­ют ему ка­чес­тва Гос­по­да Бо­га, ко­торые при­сущи Ему од­но­му.

Ре­лигия зап­ре­ща­ет не толь­ко упу­щения и неб­режность, но и из­ли­шес­тво и чрез­мерность, и по­это­му Ал­лах при­казал го­ворить о Нем толь­ко прав­ду. Это выс­ка­зыва­ние зак­лю­ча­ет в се­бе сра­зу три пред­пи­сания: два зап­ре­та и од­но по­веле­ние. Ал­лах зап­ре­тил воз­во­дить на Не­го на­вет и го­ворить без вся­кого зна­ния о том, что ка­са­ет­ся Божь­их имен, ка­честв, за­конов и пос­ланни­ков. На­ряду с этим Ал­лах при­казал го­ворить по это­му по­воду толь­ко прав­ду.

Это пра­вило име­ет са­мый ши­рокий смысл, нес­мотря на то, что эти а­яты нис­посла­ны по по­воду про­рока Исы. Ал­лах по­велел го­ворить о нем толь­ко прав­ду, не упо­доб­ля­ясь и­уде­ям и хрис­ти­анам, и воз­вестил о том, что он был все­го лишь пос­ланни­ком Ал­ла­ха. Он дос­тиг со­вер­шенс­тва и взо­шел на са­мую вы­сокую сту­пень, на ко­торую толь­ко мо­жет под­нять­ся тво­рение. Он был поч­тен про­рочес­кой мис­си­ей, ко­торая и яв­ля­ет­ся той са­мой вы­сочай­шей сту­пенью и са­мой слав­ной наг­ра­дой. Он был сло­вом, ко­торое Ал­лах бро­сил Марь­ям, ведь он по­явил­ся на свет по од­но­му Его ве­лению. Он не был са­мим Сло­вом, но по­явил­ся на свет бла­года­ря ему. Он был ду­хом от Ал­ла­ха, пос­коль­ку его ду­ша бы­ла од­ной из тех душ, ко­торые Ал­лах сот­во­рил и ода­рил пре­вос­ходны­ми ка­чес­тва­ми и со­вер­шенным нра­вом. Ан­гел Джиб­рил, Дух Бо­жий, был пос­лан к Марь­ям и вдох­нул жизнь в ее ут­ро­бу, пос­ле че­го она по во­ле Ал­ла­ха за­бере­мене­ла.

Пос­ле разъ­яс­не­ния ис­тинных ка­честв, ко­торы­ми об­ла­дал про­рок Иса, Все­выш­ний Ал­лах при­казал лю­дям Пи­сания уве­ровать в не­го и во всех ос­таль­ных пос­ланни­ков и зап­ре­тил им ве­рить в тро­ицу. Имен­но так пос­ту­па­ют хрис­ти­ане, ко­торые счи­та­ют Ису ее пер­вой ипос­тасью, Марь­ям — вто­рой, а Ал­ла­ха — треть­ей. Ал­лах ве­лел им от­речь­ся от этих воз­зре­ний, пос­коль­ку так бу­дет луч­ше для них са­мих. Это — единс­твен­ный путь к их спа­сению, пос­коль­ку все ос­таль­ные до­роги ве­дут их к по­гибе­ли.

За­тем Ал­лах от­верг су­щес­тво­вание у Не­го со­това­рищей и де­тей. Он — Единс­твен­ный Бог, и Он один об­ла­да­ет бо­жес­твен­ны­ми ка­чес­тва­ми. Ник­то не зас­лу­жива­ет пок­ло­нения на­ряду с Ним. Он да­лек от лю­бых не­дос­татков, и все су­щес­тва на не­бесах и на зем­ле яв­ля­ют­ся Его ра­бами и нуж­да­ют­ся в Нем. Все это оз­на­ча­ет, что ни од­но тво­рение не при­ходит­ся Ему со­това­рищем или ре­бен­ком. А пос­ле упо­мина­ния о том, что Ему при­над­ле­жит власть над выс­шим и низ­шим ми­рами, Ал­лах на­пом­нил о том, что Он за­ботит­ся об ин­те­ресах Сво­их ра­бов в этом ми­ре и в Пос­ледней жиз­ни. Он обе­рега­ет их и неп­ре­мен­но воз­даст каж­до­му из них по зас­лу­гам.