Сура аль-Маида

مِنْ أَجْلِ ذَٰلِكَ كَتَبْنَا عَلَىٰ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنَّهُ مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا ۚ وَلَقَدْ جَاءَتْهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ ثُمَّ إِنَّ كَثِيرًا مِنْهُمْ بَعْدَ ذَٰلِكَ فِي الْأَرْضِ لَمُسْرِفُونَ
5:32
По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей , а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого излишествуют на земле.

Ис­то­рия о двух сы­новь­ях Ада­ма за­кон­чи­лась тем, что один из них убил сво­его бра­та и про­ложил до­рогу для тех, кто со­вер­ша­ет убий­ство пос­ле не­го. Из нее ста­новит­ся яс­но, что пе­чаль­ным пос­ледс­тви­ем убий­ства яв­ля­ют­ся ра­зоча­рова­ние и убы­ток как при жиз­ни на зем­ле, так и пос­ле смер­ти. По этой при­чине Ал­лах за­пове­дал сы­нам Ис­ра­ила, жив­шим по Не­бес­ным Пи­сани­ям, что убий­ство че­лове­ка не в от­мес­тку за убий­ство дру­гого и не за рас­простра­нение на зем­ле не­чес­тия, по­доб­но убий­ству всех лю­дей сра­зу. Это объ­яс­ня­ет­ся от­сутс­тви­ем раз­ли­чий меж­ду уби­тым и ос­таль­ны­ми людь­ми, а так­же тем, что уби­вать че­лове­ка раз­ре­ша­ет­ся толь­ко в том слу­чае, ес­ли ша­ри­ат пре­дос­тавля­ет лю­дям та­кое пра­во. Ес­ли же убий­ца ос­ме­лил­ся ли­шить жиз­ни то­го, кто не зас­лу­живал смер­ти, то это оз­на­ча­ет, что для не­го нет раз­ни­цы меж­ду уби­тым и ос­таль­ны­ми людь­ми и что он по­така­ет же­лани­ям ду­ши, ве­лящей ему тво­рить зло.

То же са­мое мож­но ска­зать о том, кто из стра­ха пе­ред Все­выш­ним Ал­ла­хом сох­ра­ня­ет жизнь че­лове­ку и не уби­ва­ет его, нес­мотря на то, что ду­ша ве­лит ему пос­ту­пить ина­че. Та­кой че­ловек слов­но сох­ра­ня­ет жизнь все­му че­лове­чес­тву, пос­коль­ку страх пе­ред Ал­ла­хом неп­ре­мен­но удер­жит его от убий­ства лю­бого че­лове­ка, не зас­лу­жива­юще­го смер­ти.

Из это­го а­ята сле­ду­ет, что уби­вать че­лове­ка раз­ре­ша­ет­ся в двух слу­ча­ях.

Во-пер­вых, ес­ли че­ловек со­вер­шил пред­на­мерен­ное убий­ство, не имея на то за­кон­ных ос­но­ваний, то его раз­ре­ша­ет­ся каз­нить, ес­ли он дос­тиг со­вер­шенно­летия и дол­жен нес­ти от­ветс­твен­ность за со­вер­шенное убий­ство, т.е. не яв­ля­ет­ся ро­дите­лем уби­того.

Во-вто­рых, ес­ли че­ловек рас­простра­ня­ет на зем­ле не­чес­тие, при­чиняя вред ре­лигии, жиз­ни или иму­щес­тву лю­дей. Это от­но­сит­ся к ве­ро­от­ступ­ни­кам, во­инс­тву­ющим не­веру­ющим и про­повед­ни­кам ере­си, ос­та­новить ко­торых мож­но толь­ко, каз­нив их. Это так­же от­но­сит­ся к гра­бите­лям на до­рогах и им по­доб­ным прес­тупни­кам, ко­торые на­пада­ют на лю­дей, уг­ро­жая их жиз­ни и ли­шая их иму­щес­тва.

За­тем Ал­лах со­об­щил, что лю­дям бы­ли по­каза­ны яс­ные зна­мения, ко­торые не поз­во­ля­ют им оп­равдать собс­твен­ное не­чес­тие. Нес­мотря на это, мно­гие лю­ди выс­лу­шива­ют не­оп­ро­вер­жи­мые до­воды, обя­зыва­ющие их сле­довать пря­мым пу­тем, но про­дол­жа­ют прес­ту­пать гра­ницы доз­во­лен­но­го, со­вер­шая гре­хи и про­тивясь Божь­им пос­ланни­кам, ко­торые при­нес­ли им яс­ные зна­мения и до­воды.