Сура аль-Маида

إِنَّا أَنْزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ ۚ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُوا لِلَّذِينَ هَادُوا وَالرَّبَّانِيُّونَ وَالْأَحْبَارُ بِمَا اسْتُحْفِظُوا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ وَكَانُوا عَلَيْهِ شُهَدَاءَ ۚ فَلَا تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ وَلَا تَشْتَرُوا بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلًا ۚ وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
5:44
Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.

Ал­лах нис­послал То­ру про­року Му­се, сы­ну Им­ра­на. Она ука­зыва­ла лю­дям путь к ве­ре и ис­ти­не, обе­рега­ла их от заб­лужде­ния и ос­ве­щала им путь во мра­ке не­вежес­тва, смя­тения, сом­не­ния, не­уве­рен­ности и низ­менных вле­чений. По это­му по­воду Все­выш­ний ска­зал: «Мы да­рова­ли Му­се [Мо­исею] и Ха­руну [А­аро­ну] раз­ли­чение [спо­соб­ность раз­ли­чать ис­ти­ну от лжи], си­яние [Та­урат] и на­поми­нание для бо­гобо­яз­ненных» (21:48).

Ру­ководс­тву­ясь этим Пи­сани­ем, про­роки су­дили и­уде­ев и вы­носи­ли для них ре­лиги­оз­ные пос­та­нов­ле­ния. Эти про­роки бы­ли по­кор­ны Ал­ла­ху и вы­пол­ня­ли Его по­веле­ния. Их по­кор­ность и пре­дан­ность пре­вос­хо­дили по­кор­ность всех ос­таль­ных лю­дей, пос­коль­ку они бы­ли из­бра­ны Ал­ла­хом из чис­ла Его ра­бов.

Ес­ли же бла­город­ные про­роки и луч­шие пред­ста­вите­ли че­лове­чес­тва ру­ководс­тво­вались за­пове­дями То­ры, вы­пол­ня­ли их и по­коря­лись им, то по­чему през­ренные греш­ни­ки из чис­ла и­уде­ев от­ка­зыва­ют­ся ру­ководс­тво­вать­ся ими? Что зас­тавля­ет их от­вергать од­но из са­мых слав­ных пред­пи­саний То­ры и не ве­рить в Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, нев­зи­рая на то, что без этой ве­ры Ал­лах не при­нима­ет ни од­но де­яние, со­вер­ша­емой ду­шой или те­лом? С ко­го они бе­рут та­кой при­мер? Они бе­рут его с бо­гос­ло­вов, ко­торые при­вык­ли ис­ка­жать Пи­сание, пра­вить людь­ми и на­живать­ся на сок­ры­тии ис­ти­ны и рас­простра­нении лжи. Та­кие бо­гос­ло­вы при­зыва­ют лю­дей к заб­лужде­нию и ув­ле­ка­ют их в Ад­ское пла­мя.

За­тем Ал­лах ска­зал, что рав­ви­ны и пер­восвя­щен­ни­ки так­же вы­носи­ли ре­шения на ос­но­вании То­ры. Рав­ви­нами на­зыва­ли бо­гос­ло­вов, ко­торые пос­ту­пали в со­от­ветс­твии со сво­ими зна­ни­ями и обу­чали им дру­гих. Они да­вали лю­дям на­илуч­шее вос­пи­тание и ве­ли их пу­тем бо­гобо­яз­ненных про­роков. Пер­восвя­щен­ни­ками на­зыва­лись вы­да­ющи­еся сре­ди бо­гос­ло­вы, к чь­им сло­вам прис­лу­шива­лись ос­таль­ные лю­ди, ко­торые ос­тавля­ли пос­ле се­бя зна­читель­ный след в ис­то­рии и доб­рую па­мять сре­ди сво­их соп­ле­мен­ни­ков.

Та­кие уче­ные вы­носи­ли ре­шения, со­от­ветс­тву­ющие ис­ти­не, опи­ра­ясь на то, что им бы­ло по­руче­но сох­ра­нить из пи­сания Ал­ла­ха. Он до­верил им бе­речь Свя­щен­ное Пи­сание, ко­торое ос­та­валось у них. Им бы­ло при­каза­но обе­регать его от лю­бых до­бавок, убав­ле­ний и ис­ка­жений и обу­чать ему тех, кто не зна­ком с ним. Имен­но они сви­детель­ство­вали о Свя­щен­ном Пи­сании, по­тому что лю­ди об­ра­щались толь­ко к ним, ког­да у них воз­ни­кали воп­ро­сы или не­яс­ности по по­воду не­го.

В на­ши дни Все­выш­ний Ал­лах то­же воз­ло­жил на бо­гос­ло­вов обя­зан­ности, ко­торые не воз­ло­жены на не­вежес­твен­ных лю­дей. Они дол­жны ис­прав­но вы­пол­нять свой долг и не брать при­мер с не­вежд, пре­дава­ясь без­делью и ле­нос­ти. Они не дол­жны ог­ра­ничи­вать­ся об­ря­дами пок­ло­нения, ко­торые при­носят поль­зу толь­ко са­мому че­лове­ку, та­кими как по­мина­ние Ал­ла­ха, на­маз, за­кят, па­лом­ни­чес­тво или пост, пос­коль­ку со­вер­ше­ние толь­ко этих об­ря­дов по­мога­ет об­рести спа­сение всем, кро­ме них. Что же ка­са­ет­ся их, то на­ряду с вы­пол­не­ни­ем этих об­ря­дов от них тре­бу­ет­ся обу­чать лю­дей и на­поми­нать им о по­ложе­ни­ях ре­лигии, в зна­нии ко­торых они нуж­да­ют­ся. В на­иболь­шей сте­пени это от­но­сит­ся к ос­новным по­ложе­ни­ям ис­ла­ма и тем воп­ро­сам, ко­торые ча­ще все­го воз­ни­ка­ют у лю­дей.

Бо­гос­лов не дол­жен бо­ять­ся лю­дей, а дол­жен бо­ять­ся толь­ко сво­его Гос­по­да и не про­давать Его зна­мения за нич­тожную це­ну. Он не дол­жен скры­вать ис­ти­ну и про­пове­довать ложь ра­ди при­об­ре­тения нич­тожных мир­ских благ. Ес­ли ему уда­ет­ся из­бе­жать этих не­дос­татков, то он сле­ду­ет пря­мым пу­тем. Он смо­жет об­рести счастье толь­ко в том слу­чае, ес­ли все его по­мыс­лы бу­дут свя­заны с при­об­ре­тени­ем зна­ний и обу­чени­ем лю­дей. Он дол­жен по­нимать, что Ал­лах по­ручил ему сох­ра­нить то зна­ние, ко­торым он на­делен, и сде­лал его сви­дете­лем об ис­ти­не. Он обя­зан бо­ять­ся толь­ко Его, и страх пе­ред людь­ми не дол­жен ме­шать ему ис­прав­но вы­пол­нять свои обя­зан­ности. Кро­ме то­го, он не дол­жен от­да­вать пред­почте­ние мир­ским бла­гам пе­ред ре­лиги­ей.

Но иног­да зна­ния при­носят че­лове­ку нес­частье. Это от­но­сит­ся к бо­гос­ло­вам, ко­торые пре­да­ют­ся без­делью, не вы­пол­ня­ют сво­их обя­зан­ностей. Они не при­да­ют зна­чения то­му, что Ал­лах по­ручил им сох­ра­нить. Они пре­неб­ре­га­ют зна­ни­ями и пре­да­ют их заб­ве­нию, про­да­ют ре­лигию за мир­ские бла­га и да­же бе­рут взят­ки за вы­несе­ние ре­лиги­оз­ных суж­де­ний. Они на­жива­ют­ся на том, что из­да­ют ре­лиги­оз­ные ука­зы, и обу­ча­ют лю­дей зна­ни­ям толь­ко за пла­ту и воз­награж­де­ние. Ал­лах ока­зыва­ет та­ким лю­дям ве­ликую ми­лость, од­на­ко они про­яв­ля­ют неб­ла­годар­ность. Он на­деля­ет их ог­ромным уде­лом, а они ли­ша­ют его ос­таль­ных лю­дей. Мы же про­сим Ве­лико­душ­но­го Ал­ла­ха на­делить нас зна­ни­ем, ко­торое при­несет нам поль­зу, и де­яни­ями, ко­торые бу­дут при­няты, ода­рить нас про­щени­ем и из­ба­вить нас от лю­бых нес­частий!

За­тем Ал­лах ска­зал, что ес­ли че­ловек не опи­ра­ет­ся на оче­вид­ную ис­ти­ну, ко­торая бы­ла нис­посла­на Им, и вы­носит за­ведо­мо лож­ные ре­шения ра­ди дос­ти­жения ко­рыс­тных це­лей, то он — не­веру­ющий. При­нятие ре­шения воп­ре­ки то­му, что нис­послал Ал­лах, яв­ля­ет­ся од­ним из де­яний, при­сущих не­веру­ющим. В не­кото­рых слу­ча­ях та­кой пос­ту­пок вы­водит че­лове­ка из ло­на ис­ла­ма, и это от­но­сит­ся к тем, кто счи­та­ет доз­во­лен­ным вы­носить ре­шения воп­ре­ки за­конам Ал­ла­ха. В дру­гих слу­ча­ях та­кой пос­ту­пок яв­ля­ет­ся тяж­ким гре­хом и про­яв­ле­ни­ем не­верия, за ко­торый че­ловек удос­та­ива­ет­ся су­рово­го на­каза­ния.