Сура аль-Маида

وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ ۖ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ أَنْ يُصِيبَهُمْ بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ ۗ وَإِنَّ كَثِيرًا مِنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ
5:49
Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами.

Су­щес­тву­ет мне­ние, что этот а­ят ан­ну­лиро­вал ко­рани­чес­кое от­кро­вение, в ко­тором го­ворит­ся: «Они охот­но выс­лу­шива­ют ложь и по­жира­ют зап­ретное. Ес­ли они явят­ся к те­бе, то рас­су­ди их или же от­вернись от них» (5:42). Од­на­ко, сог­ласно дос­то­вер­но­му мне­нию, это от­кро­вение не бы­ло ан­ну­лиро­вано. Из не­го сле­ду­ет, что Про­року Му­хам­ма­ду, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, бы­ло поз­во­лено ли­бо рас­су­дить лю­дей, ко­торые не име­ли на­мере­ния по­корить­ся спра­вед­ли­вому ре­шению, ли­бо от­ка­зать­ся от это­го. А из об­сужда­емо­го на­ми а­ята сле­ду­ет, что ес­ли Про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, сог­ла­шал­ся рас­су­дить меж­ду ни­ми, то ему по­лага­лось при­нимать ре­шение в со­от­ветс­твии с тем, что Ал­лах нис­послал в Ко­ране и Сун­не. Это есть та са­мая бес­пристрас­тность, о ко­торой Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Ес­ли ты от­вернешь­ся от них, то они нис­коль­ко не нав­ре­дят те­бе. Но ес­ли ты вы­несешь ре­шение, то су­ди их бес­пристрас­тно» (5:42).

Из все­го ска­зан­но­го сле­ду­ет, что бес­пристрас­тность зиж­дется на за­конах Ал­ла­ха. Они яв­ля­ют­ся в выс­шей сте­пени спра­вед­ли­выми и бес­пристрас­тны­ми, тог­да как все ос­таль­ные за­коны нес­пра­вед­ли­вы и дес­по­тич­ны.

За­тем Ал­лах еще раз зап­ре­тил пот­ворс­тво­вать по­роч­ным же­лани­ям лю­дей. Это пред­пи­сание име­ет ши­рокий смысл и рас­простра­ня­ет­ся как на при­нятие су­деб­ных ре­шений, так и на из­да­ние ре­лиги­оз­ных ука­зов, хо­тя в этом от­кро­вении речь идет толь­ко о су­деб­ных ре­шени­ях. Нес­мотря на это, в обо­их слу­ча­ях бо­гос­ло­вы обя­заны ос­те­регать­ся при­хотей, про­тиво­реча­щих ис­ти­не. По этой при­чине Ал­лах ве­лел Сво­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ос­те­регать­ся лю­дей, ко­торые мог­ли под­вер­гнуть его ис­ку­шению и от­вра­тить его от час­ти то­го, что бы­ло нис­посла­но Ал­ла­хом.

Из это­го сле­ду­ет, что пот­ворс­тво люд­ским при­хотям зас­тавля­ет че­лове­ка от­ка­зывать­ся от ис­ти­ны, ко­торой он обя­зан при­дер­жи­вать­ся. И ес­ли лю­ди от­ка­зыва­ют­ся сле­довать пу­тем пос­ланни­ка Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, и ру­ководс­тво­вать­ся ис­ти­ной, то сле­ду­ет знать, что та­кое по­веде­ние яв­ля­ет­ся на­каза­ни­ем для них. Так Ал­лах же­ла­ет по­карать их за не­кото­рые из их гре­хов.

Гре­хи об­ре­ка­ют че­лове­ка на на­каза­ние как при жиз­ни на зем­ле, так и пос­ле смер­ти, и од­ним из ве­личай­ших на­каза­ний за них яв­ля­ет­ся ис­ку­шение, в ре­зуль­та­те ко­торо­го от­каз от по­вино­вения Божь­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, пред­став­ля­ет­ся греш­ни­ку прек­расным пос­тупком. При­чина это­го кро­ет­ся в не­чес­тии лю­дей, и мно­гие из них дей­стви­тель­но яв­ля­ют­ся не­чес­тивца­ми, пос­коль­ку ук­ло­нение от по­вино­вения Ал­ла­ху и Его пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ле­жит в ос­но­ве их на­туры.