Сура аль-Маида

الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ ۖ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَهُمْ ۖ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِكُمْ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلَا مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ ۗ وَمَنْ يَكْفُرْ بِالْإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
5:5
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

Все­выш­ний еще раз воз­вестил о том, что бла­гая пи­ща яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ной, да­бы разъ­яс­нить лю­дям ока­зан­ную им ми­лость. Они же, в свою оче­редь, дол­жны быть бла­годар­ны­ми ра­бами и час­то по­минать сво­его Гос­по­да. Ведь Он поз­во­лил им пи­тать­ся бла­гами, в ко­торых они ис­пы­тыва­ют ос­трую нуж­ду и ко­торые мо­гут при­нес­ти им поль­зу.

Ал­лах так­же поз­во­лил му­суль­ма­нам есть жи­вот­ных, ко­торые бы­ли за­реза­ны людь­ми Пи­сания. Это не от­но­сит­ся к жи­вот­ным, за­резан­ным ос­таль­ны­ми не­веру­ющи­ми, и му­суль­ма­не не име­ют пра­ва упот­реблять их в пи­щу. При­чина это­го в том, что лю­ди Пи­сания счи­та­ют се­бя пос­ле­дова­теля­ми про­роков и при­вер­женца­ми Свя­щен­ных Пи­саний, а из­вес­тно, что все Божьи пос­ланни­ки зап­ре­щали со­вер­шать жер­твоп­ри­ноше­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, пос­коль­ку по­доб­ный пос­ту­пок яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем мно­гобо­жия. И­удеи и хрис­ти­ане приз­на­ют, что со­вер­шать жер­твоп­ри­ноше­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, ка­тего­ричес­ки зап­ре­щено, и по­это­му му­суль­ма­нам поз­во­лено есть мя­со жи­вот­ных, ко­торых они ре­жут. Этим они от­ли­ча­ют­ся от всех ос­таль­ных не­веру­ющих.

До­каза­тель­ством то­го, что под едой лю­дей Пи­сания здесь под­ра­зуме­ва­ют­ся за­резан­ные ими жи­вот­ные, яв­ля­ет­ся то об­сто­ятель­ство, что зер­но­вые и пло­ды лю­дей Пи­сания ни­чем не от­ли­ча­ют­ся от зер­но­вых и пло­дов ос­таль­ных не­веру­ющих. По­это­му му­суль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть зер­но­вые и пло­ды, вы­ращен­ные пред­ста­вите­лями лю­бого ве­ро­ис­по­веда­ния. Кро­ме то­го, в этом а­яте речь идет о еде, ко­торая свя­зана с людь­ми Пи­сания. Это зна­чит, что она ста­ла едой бла­года­ря то­му, что они за­реза­ли жи­вот­ное.

Мы не мо­жем ска­зать, что здесь речь идет о лю­бой еде, ко­торая при­над­ле­жит лю­дям Пи­сания, по­тому что му­суль­ма­нам не поз­во­лено на­силь­но от­ни­мать у них еду. За­тем Ал­лах со­об­щил, что еда му­суль­ман то­же доз­во­лена лю­дям Пи­сания. Это зна­чит, что му­суль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся де­лить­ся с ни­ми едой.

Пос­ле это­го Ал­лах поз­во­лил му­суль­ма­нам же­нить­ся на сво­бод­ных и це­ломуд­ренных ве­ру­ющих жен­щи­нах, а так­же на сво­бод­ных и це­ломуд­ренных жен­щи­нах из чис­ла лю­дей Пи­сания, т.е. на и­удей­ках и хрис­ти­ан­ках. Это от­кро­вение кон­кре­тизи­ру­ет сло­ва Все­выш­не­го: «Не же­нитесь на языч­ни­цах, по­ка они не уве­ру­ют» (2:221).

Из смыс­ла об­сужда­емо­го а­ята сле­ду­ет, что сво­бод­ные му­суль­ма­не не име­ют пра­ва же­нить­ся на ве­ру­ющих ра­бынях, и та­кой вы­вод яв­ля­ет­ся пра­виль­ным. Ес­ли ра­быня при­над­ле­жит к лю­дям Пи­сания, то сво­бод­ный му­суль­ма­нин не име­ет пра­ва же­нить­ся на ней ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах, по­тому что Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Кто не об­ла­да­ет дос­татком, что­бы же­нить­ся на ве­ру­ющих це­ломуд­ренных жен­щи­нах, пусть же­нит­ся на ве­ру­ющих де­вуш­ках из чис­ла не­воль­ниц, ко­торы­ми ов­ла­дели ва­ши дес­ни­цы» (4:25). Ес­ли же ра­быня — му­суль­ман­ка, то сво­бод­но­му му­суль­ма­нину раз­ре­ша­ет­ся же­нить­ся на ней толь­ко при на­личии двух ус­ло­вий: ес­ли он не об­ла­да­ет дос­татком и ес­ли он опа­са­ет­ся то­го, что без­бра­чие нав­ре­дит ему или под­тол­кнет его к пре­любо­де­янию.

Ес­ли же жен­щи­на не яв­ля­ет­ся це­ломуд­ренной и со­вер­ша­ет пре­любо­де­яния, то му­суль­ма­нам зап­ре­щено же­нить­ся на ней, не­зави­симо от то­го, яв­ля­ет­ся она му­суль­ман­кой или при­над­ле­жит к лю­дям Пи­сания, пос­коль­ку Все­выш­ний ска­зал: «Пре­любо­дей же­нит­ся толь­ко на пре­любо­дей­ке или мно­гобож­ни­це, а на пре­любо­дей­ке же­нит­ся толь­ко пре­любо­дей или мно­гобож­ник. Ве­ру­ющим же это зап­ре­щено» (24:3).

За­тем Ал­лах со­об­щил о том, что же­нить­ся на жен­щи­нах раз­ре­ша­ет­ся пос­ле вып­ла­ты им брач­но­го да­ра, и ес­ли муж­чи­на воз­на­мерил­ся не вып­ла­чивать брач­ный дар, то ему не поз­во­ля­ет­ся же­нить­ся. Ал­лах при­казал вып­ла­чивать брач­ный дар са­мой жен­щи­не, ес­ли она дос­тигла со­вер­шенно­летия. В про­тив­ном слу­чае муж дол­жен пе­редать его опе­куну не­вес­ты.

Упо­мина­ние о том, что брач­ный дар яв­ля­ет­ся воз­награж­де­ни­ем жен, ука­зыва­ет на то, что при­даное це­ликом яв­ля­ет­ся собс­твен­ностью жен­щи­ны. Ник­то не име­ет пра­ва прис­во­ить его се­бе, ес­ли толь­ко жен­щи­на по доб­рой во­ле не пе­редаст его сво­ему му­жу, опе­куну или лю­бому дру­гому че­лове­ку.

За­тем Ал­лах при­казал мужь­ям за­ботить­ся о це­ломуд­рии сво­их жен, из­бе­гая по­ловой бли­зос­ти с дру­гими жен­щи­нами. На­ряду с этим Ал­лах зап­ре­тил рас­путс­тво­вать, со­вер­шая пре­любо­де­яния с лю­быми жен­щи­нами, и со­житель­ство­вать с лю­бов­ни­цами. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что сре­ди не­вежес­твен­ных лю­дей есть рас­путни­ки, ко­торые го­товы со­вер­шить пре­любо­де­яние с лю­бой жен­щи­ной, и та­кие, ко­торые со­вер­ша­ют пре­любо­де­яния с под­ру­гами или воз­люблен­ны­ми. Все­выш­ний Ал­лах со­об­щил, что все по­доб­ные пос­тупки не­сов­мести­мы с це­ломуд­ри­ем и что всту­па­ющий в брак муж­чи­на не дол­жен быть пре­любо­де­ем.

За­тем Ал­лах со­об­щил, что ес­ли че­ловек от­ка­зыва­ет­ся уве­ровать в Не­го, Свя­щен­ные Пи­сания или пос­ланни­ков, в ко­торых обя­зан уве­ровать каж­дый че­ловек, ес­ли он на­мерен­но от­верга­ет ка­кой-ли­бо из ре­лиги­оз­ных за­конов, то все его де­яния ока­жут­ся тщет­ны­ми и бес­по­лез­ны­ми. Од­на­ко это про­изой­дет в том слу­чае, ес­ли он ум­рет не­веру­ющим. В по­хожем от­кро­вении Все­выш­ний ска­зал: «А ес­ли кто из вас от­сту­пит от сво­ей ре­лигии и ум­рет не­веру­ющим, то его де­яния ока­жут­ся тщет­ны­ми как в этом ми­ре, так и в Пос­ледней жиз­ни. Они яв­ля­ют­ся оби­тате­лями Ог­ня и ос­та­нут­ся там веч­но» (2:217). В Пос­ледней жиз­ни та­кие лю­ди ока­жут­ся сре­ди по­тер­певших урон. С нас­тупле­ни­ем Дня вос­кре­сения они по­теря­ют са­мих се­бя, ли­шат­ся сво­его бо­гатс­тва и сво­их се­мей и на­веч­но ос­та­нут­ся нес­час­тны­ми.