Сура аль-Маида

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
5:54
О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий.

Все­выш­ний по­ведал о том, что Он аб­со­лют­но не нуж­да­ет­ся в Сво­их тво­рени­ях, и по­это­му че­ловек, от­ре­ка­ющий­ся от ве­ры, нис­коль­ко не вре­дит Ему, а при­чиня­ет вред толь­ко са­мому се­бе. Есть мно­го ис­крен­них ра­бов и прав­ди­вых му­жей, ко­торых Ми­лос­ти­вый и Ми­лосер­дный Гос­подь обя­зал­ся про­вес­ти пря­мым пу­тем. Эти лю­ди об­ла­да­ют са­мыми бе­зуп­речны­ми ка­чес­тва­ми, са­мыми стой­ки­ми сер­дца­ми и на­илуч­шим нравс­твен­ным об­ли­ком. Их са­мым боль­шим дос­то­инс­твом яв­ля­ет­ся то, что их лю­бит Ал­лах, и они лю­бят Его. Лю­бовь Ал­ла­ха к ра­бу дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся са­мой слав­ной ми­лостью, ко­торая мо­жет быть ока­зана ему, и ве­личай­шим дос­то­инс­твом, ко­торым он мо­жет быть поч­тен.

Ког­да Ал­лах лю­бит Сво­его ра­ба, пе­ред ним от­кры­ва­ют­ся боль­шие воз­можнос­ти, и Ал­лах об­легча­ет ему труд­ные на­чина­ния, вдох­новля­ет его на со­вер­ше­ние пра­вед­ных пос­тупков, по­мога­ет ему из­бе­гать пре­досу­дитель­ных де­яний и на­пол­ня­ет сер­дца ра­бов лю­бовью и дру­жес­ким от­но­шени­ем к не­му.

Но для то­го, что­бы зас­лу­жить лю­бовь сво­его Гос­по­да, раб дол­жен ду­шой и те­лом сле­довать пу­тем Божь­его пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, упо­доб­ля­ясь ему в ре­чи, пос­тупках и по­веде­нии. По это­му по­воду в Ко­ране ска­зано: «Ска­жи: “Ес­ли вы лю­бите Ал­ла­ха, то сле­дуй­те за мной, и тог­да Ал­лах воз­лю­бит вас и прос­тит вам ва­ши гре­хи, ведь Ал­лах — Про­ща­ющий, Ми­лосер­дный”» (3:31).

Для то­го что­бы зас­лу­жить лю­бовь Ал­ла­ха, раб дол­жен пос­то­ян­но приб­ли­жать­ся к Не­му пос­редс­твом обя­затель­ных и до­пол­ни­тель­ных пра­вед­ных де­яний. В од­ном из дос­то­вер­ных ха­дисов Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, со­об­ща­ет­ся, что Ал­лах ска­зал: «Са­мыми лю­бимы­ми де­яни­ями, пос­редс­твом ко­торых Мой раб приб­ли­жа­ет­ся ко Мне, яв­ля­ют­ся те, ко­торые Я вме­нил ему в обя­зан­ность. А бла­года­ря доб­ро­воль­ным об­ря­дам Мой раб про­дол­жа­ет приб­ли­жать­ся ко Мне до тех пор, по­ка Я не воз­люблю его. Ког­да же Я воз­люблю его, Я бу­ду слу­хом, ко­торым он слы­шит, и зре­ни­ем, ко­торым он ви­дит, и ру­кой, ко­торой он хва­та­ет, и но­гой, ко­торой он сту­па­ет. Ес­ли он поп­ро­сит Ме­ня, Я неп­ре­мен­но ода­рю его. А ес­ли он при­бег­нет к Мо­ему пок­ро­витель­ству, Я неп­ре­мен­но ук­рою его».

Для то­го что­бы зас­лу­жить лю­бовь Ал­ла­ха, не­об­хо­димо поз­нать Его и час­то по­минать Его. Ес­ли че­ловек не поз­нал Ал­ла­ха, то его лю­бовь к Не­му не­дос­та­точ­на. Бо­лее то­го, ее во­об­ще нет, хо­тя сам че­ловек мо­жет за­яв­лять об­ратное. Но ес­ли че­ловек дей­стви­тель­но воз­лю­бил Ал­ла­ха, то он неп­ре­мен­но ста­нет час­то по­минать Его, и ес­ли Ал­лах воз­лю­бил Сво­его ра­ба, то Он при­нима­ет от не­го да­же са­мые нез­на­читель­ные де­яния и про­ща­ет ему мно­гие ошиб­ки и прег­ре­шения.

Од­ним из ка­честв та­ких ра­бов яв­ля­ет­ся то, что они сми­рен­ны пе­ред ве­ру­ющи­ми, но неп­реклон­ны пе­ред без­божни­ками. Они не пре­воз­но­сят­ся пе­ред пра­вовер­ны­ми, по­тому что лю­бят их и ис­крен­не же­ла­ют им доб­ра. В об­ще­нии с ни­ми они мяг­ки, доб­ры, снис­хо­дитель­ны, ми­лосер­дны и ус­тупчи­вы, и пра­вовер­ные без тру­да до­бива­ют­ся от них же­ла­емо­го. Но в от­но­шени­ях с не­веру­ющи­ми, ко­торые от­верга­ют Ал­ла­ха, про­тивят­ся Его зна­мени­ям и счи­та­ют лже­цами Его пос­ланни­ков, они су­ровы и неп­реклон­ны. Они пол­ны ре­шимос­ти враж­до­вать с эти­ми не­чес­тивца­ми и де­ла­ют все воз­можное для то­го, что­бы одер­жать над ни­ми верх.

Все­выш­ний ска­зал:
«При­готовь­те про­тив них сколь­ко мо­жете си­лы и бо­евых ко­ней, что­бы ус­тра­шить вра­га Ал­ла­ха и ва­шего вра­га, а так­же тех, ко­торых вы не зна­ете, но ко­торых зна­ет Ал­лах» (8:60);
«Му­хам­мад — пос­ланник Ал­ла­ха. Те, ко­торые вмес­те с ним, су­ровы к не­веру­ющим и ми­лос­ти­вы меж­ду со­бой. Ты ви­дишь, как они кла­ня­ют­ся и па­да­ют ниц, стре­мясь к ми­лос­ти от Ал­ла­ха и до­воль­ству» (48:29).

Су­ровость по от­но­шению к вра­гам Ал­ла­ха от­но­сит­ся к ка­чес­твам, ко­торые приб­ли­жа­ют ра­ба к Не­му, пос­коль­ку он гне­ва­ет­ся на них вмес­те со сво­им Гос­по­дом. Од­на­ко су­ровое и неп­реклон­ное от­но­шение к не­веру­ющим не дол­жно ме­шать му­суль­ма­нам при­зывать этих лю­дей к ис­лам­ской ре­лигии са­мым дос­той­ным об­ра­зом. Му­суль­ма­не дол­жны сов­ме­щать су­ровое от­но­шение к ним с мяг­костью во вре­мя про­пове­дей, пос­коль­ку оба эти ка­чес­тва не­об­хо­димы­ми и по­лез­ны.

За­тем Ал­лах со­об­щил, что пра­вовер­ные сра­жа­ют­ся на Его пу­ти, жер­твуя сво­им иму­щес­твом и рис­куя сво­ими жиз­ня­ми. Они ве­дут эту борь­бу сло­вом и де­лом и не опа­са­ют­ся уко­ров по­рица­ющих. Нап­ро­тив, они стре­мят­ся снис­кать бла­гово­ление сво­его Гос­по­да и бо­ят­ся Его по­рица­ния боль­ше, чем уко­ров тво­рений. Это сви­детель­ству­ет об их це­ле­ус­трем­леннос­ти и твер­дой ре­шимос­ти, ибо ма­лодуш­ные лю­ди ли­ша­ют­ся ре­шимос­ти, ког­да ок­ру­жа­ющие на­чина­ют по­рицать их, и те­ря­ют си­лы, ког­да их на­чина­ют уко­рять. В их сер­дцах жи­вет прек­ло­нение пе­ред тво­рени­ями, сте­пень ко­торо­го за­висит от то­го, ка­кое вни­мание они уде­ля­ют мне­нию лю­дей и нас­коль­ко они го­товы прис­лу­шивать­ся к их одоб­ре­ни­ям и по­рица­ни­ям, пре­неб­ре­гая по­веле­ни­ями Ал­ла­ха. Че­ловек не смо­жет очис­тить свое сер­дце от прек­ло­нения пе­ред тво­рени­ями, по­ка он ра­ди Ал­ла­ха не пе­рес­та­нет бо­ять­ся уко­ров по­рица­ющих.

Пос­ле то­го как Все­выш­ний Ал­лах пох­ва­лил пра­вовер­ных за прек­расные и воз­вы­шен­ные ка­чес­тва, ко­торы­ми Он же ода­рил их, ко­торые обя­зыва­ют их со­вер­шать все ос­таль­ные пра­вед­ные пос­тупки, не упо­мяну­тые в этом от­кро­вении, Ал­лах со­об­щил о том, что все это — Божья ми­лость по от­но­шению к ним. Пра­вовер­ные не дол­жны оболь­щать­ся со­бой и обя­заны бла­года­рить Ал­ла­ха, Ко­торый ока­зал им та­кую ве­ликую ми­лость, и ес­ли они бу­дут бла­годар­ны, то Он ода­рит их еще боль­ши­ми бла­гами. А все ос­таль­ные лю­ди дол­жны знать, что они не ли­шены воз­можнос­ти об­рести ми­лость Все­выш­не­го Ал­ла­ха, Ко­торый ода­ря­ет ею, ко­го по­жела­ет.

Он об­ла­да­ет без­гра­нич­ной щед­ростью. Он объ­ем­лет Сво­им ми­лосер­ди­ем все су­щее и осе­ня­ет Сво­их воз­люблен­ных ра­бов ми­лостью, ко­торой не удос­та­ива­ют­ся все ос­таль­ные. Ему из­вес­тно о том, кто зас­лу­жива­ет Его ми­лос­ти, и Он ода­ря­ет их ею. Ему луч­ше знать, кто дос­то­ин вы­пол­нить про­рочес­кую мис­сию и кто дос­то­ин быть пос­ле­дова­телем Его про­роков.