Сура аль-Маида

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ وَإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ۚ وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ ۚ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَلَٰكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
5:6
О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны.

Этот ве­ликий а­ят со­дер­жит в се­бе мно­жес­тво пред­пи­саний, из ко­торых мы, по во­ле Ал­ла­ха, пос­та­ра­ем­ся пе­речис­лить не­кото­рые.

1. Вы­пол­не­ние всех пе­речис­ленных в этом а­яте пред­пи­саний от­но­сит­ся к обя­затель­ным тре­бова­ни­ям ве­ры, по­тому что он на­чина­ет­ся об­ра­щени­ем к уве­ровав­шим. Это зна­чит, что ве­ру­ющие обя­заны пос­ту­пать в со­от­ветс­твии с тре­бова­ни­ями ве­ры и вы­пол­нять то, что им при­каза­но.

2. Му­суль­ма­нин обя­зан со­вер­шать на­маз, пос­коль­ку Ал­лах со­об­щил о том, что сле­ду­ет де­лать, ког­да вста­ют на на­маз.

3. Для со­вер­ше­ния на­маза не­об­хо­димо на­мере­ние, по­тому что вста­вать на не­го мож­но толь­ко соз­на­тель­но и с твер­дым на­мере­ни­ем.

4. Очи­щение яв­ля­ет­ся обя­затель­ным ус­ло­ви­ем пра­виль­нос­ти на­маза, по­тому что Ал­лах при­казал очи­щать­ся пе­ред ним, а из­вес­тно, что лю­бое по­веле­ние счи­та­ет­ся обя­затель­ным пред­пи­сани­ем, по­ка не до­каза­но об­ратное.

5. Для очи­щения не­обя­затель­но, что­бы нас­ту­пило вре­мя обя­затель­но­го на­маза, а дос­та­точ­но на­мере­ние со­вер­шить на­маз.

6. Очи­щение яв­ля­ет­ся обя­затель­ным ус­ло­ви­ем лю­бого об­ря­да пок­ло­нения, ко­торый мож­но наз­вать на­мазом, будь то обя­затель­ные или доб­ро­воль­ные на­мазы, или на­мазы, ко­торые воз­ло­жены на му­суль­ман­скую об­щи­ну в це­лом, или за­упо­кой­ные мо­лит­вы. Мно­гие бо­гос­ло­вы счи­та­ют, что да­же зем­ные пок­ло­ны во вре­мя чте­ния Ко­рана и пок­ло­ны бла­годар­ности мож­но со­вер­шать толь­ко в сос­то­янии ри­ту­аль­но­го очи­щения.

7. Во вре­мя омо­вения обя­затель­но мыть ли­цо, т.е. пе­ред­нюю часть го­ловы от мес­та обыч­но­го рос­та во­лос до края че­люс­ти и под­бо­род­ка в дли­ну и от од­но­го уха до дру­гого в ши­рину. К мытью ли­ца так­же от­но­сит­ся по­лос­ка­ние рта и но­са, что под­твержда­ет­ся Сун­ной, и мытье бо­роды. Ес­ли бо­рода ред­кая, то во­да обя­затель­но дол­жна кос­нуть­ся ко­жи ли­ца. Ес­ли же бо­рода гус­тая, то дос­та­точ­но по­мыть ее пе­ред­нюю часть.

8. Му­суль­ма­нам при­каза­но мыть ру­ки до лок­тей. Боль­шинс­тво тол­ко­вате­лей Ко­рана счи­та­ет, что пред­лог иля (‘до’) здесь оз­на­ча­ет ‘вмес­те с’. В та­ком же зна­чении он ис­поль­зо­ван в а­яте: «Не по­жирай­те их иму­щес­тва вмес­те со сво­им иму­щес­твом» (4:2). Это под­твержда­ет­ся тем, что омо­вение не зас­чи­тыва­ет­ся, пока со­вер­ша­ющий его не по­мо­ет оба лок­тя це­ликом.

9. Му­суль­ма­нам при­каза­но об­ти­рать го­лову.

10. Обя­затель­но об­те­реть го­лову пол­ностью, пос­коль­ку пред­лог би здесь не оз­на­ча­ет то­го, что мож­но ог­ра­ничить­ся об­ти­рани­ем час­ти го­ловы. Он оз­на­ча­ет, что при об­ти­рании не­об­хо­димо ка­сать­ся го­ловы ру­ками и ох­ва­тить всю ее по­вер­хность.

11. Об­те­реть го­лову мож­но лю­бым спо­собом: обе­ими ру­ками, од­ной ру­кой, лос­ку­том ма­терии, кус­ком де­рева или дру­гим по­хожим пред­ме­том, по­тому что Ал­лах упо­мянул об­ти­рание в са­мом ши­роком смыс­ле. Ал­лах не ус­та­новил оп­ре­делен­ную фор­му об­ти­рания го­ловы, из че­го сле­ду­ет, что об­ти­рать ее мож­но лю­бым спо­собом.

12. Во вре­мя омо­вения обя­затель­но имен­но об­те­реть го­лову, и ес­ли че­ловек по­мыл го­лову, не про­ведя по ней ру­кой, то это­го не дос­та­точ­но, по­тому что он не вы­пол­нил при­каз Ал­ла­ха.

13. Ал­лах при­казал мыть но­ги до щи­коло­ток, и по это­му по­воду мож­но ска­зать то же, что бы­ло ска­зано по по­воду мытья рук.

14. Сог­ласно на­ибо­лее рас­простра­нен­но­му чте­нию, сло­во ар­джуль (‘но­ги’) сто­ит в ви­нитель­ном па­деже. Это оп­ро­вер­га­ет воз­зре­ния ра­фиди­тов и оз­на­ча­ет, что об­ти­рание об­на­жен­ных ног во вре­мя омо­вения не зас­чи­тыва­ет­ся.

15. В этом а­яте со­дер­жится ука­зание на за­кон­ность об­ти­рания ко­жаных нос­ков, пос­коль­ку су­щес­тву­ет чте­ние, в ко­тором сло­во ар­джуль (‘но­ги’) сто­ит в ро­дитель­ном па­деже. Каж­дое из двух чте­ний сле­ду­ет ис­толко­вывать в со­от­ветс­твии с его смыс­лом. Ес­ли но­ги об­на­жены, то их не­об­хо­димо по­мыть, сог­ласно чте­нию, в ко­тором это сло­во сто­ит в ви­нитель­ном па­деже. Ес­ли же на но­ги на­деты ко­жаные нос­ки, то их дос­та­точ­но об­те­реть, сог­ласно чте­нию, в ко­тором это сло­во сто­ит в ро­дитель­ном па­деже.

16. Во вре­мя омо­вения при­каза­но соб­лю­дать пос­ле­дова­тель­ность дей­ствий, пос­коль­ку Ал­лах пе­речис­лил их в оп­ре­делен­ной пос­ле­дова­тель­нос­ти. Об­ти­рание го­ловы в этом от­кро­вении упо­мина­ет­ся меж­ду мыть­ем дру­гих час­тей те­ла, и единс­твен­ным объ­яс­не­ни­ем это­му мо­жет быть не­об­хо­димость соб­лю­дения ука­зан­ной пос­ле­дова­тель­нос­ти.

17. Соб­лю­дение пос­ле­дова­тель­нос­ти от­но­сит­ся толь­ко к че­тырем дей­стви­ям, упо­мяну­тым в а­яте. Что же ка­са­ет­ся пос­ле­дова­тель­нос­ти меж­ду по­лос­ка­ни­ем рта и но­са и мыть­ем ли­ца, а так­же меж­ду мыть­ем пра­вых и ле­вых рук и ног, то соб­лю­дать ее не­обя­затель­но. Но же­латель­но по­лос­кать рот и нос пе­ред мыть­ем ли­ца, мыть пра­вую ко­неч­ность до ле­вой и об­ти­рать го­лову пе­ред об­ти­рани­ем ушей.

18. Му­суль­ма­нам при­каза­но пов­то­рять омо­вение пе­ред каж­дым на­мазом, да­бы они в точ­ности вы­пол­ня­ли ко­рани­чес­кое по­веле­ние.

19. Пос­ле по­лово­го ос­квер­не­ния му­суль­ма­нин обя­зан ис­ку­пать­ся.

20. При ку­пании обя­затель­но по­мыть все те­ло, по­тому что Ал­лах при­казал очис­тить все те­ло и не свя­зал это по­веле­ние с его от­дель­ны­ми час­тя­ми.

21. При ку­пании пос­ле по­лово­го ос­квер­не­ния при­каза­но мыть не толь­ко по­вер­хность во­лос, но и их ос­но­вания.

22. Ма­лое ос­квер­не­ние вхо­дит в боль­шое ос­квер­не­ние, и для очи­щения от обе­их его форм дос­та­точ­но ут­вердить на­мере­ние и по­мыть все те­ло, по­тому что Ал­лах при­казал пос­ле по­лово­го ос­квер­не­ния очис­тить­ся и не при­казы­вал со­вер­шить пос­ле это­го омо­вение.

23. Че­ловек ока­зыва­ет­ся в по­ловом ос­квер­не­нии пос­ле се­мя­из­верже­ния, ес­ли оно про­изош­ло во вре­мя сна или бодрство­вания, и пос­ле по­лово­го ак­та, да­же ес­ли не бы­ло се­мя­из­верже­ния.

24. Ес­ли че­ловек пом­нит, что ему прис­ни­лось эро­тичес­кое сно­виде­ние, но не ви­дит вы­деле­ния спер­мы, то он не обя­зан ку­пать­ся, пос­коль­ку он не ос­квер­нился.

25. Все­выш­ний Ал­лах ока­зал Сво­им ра­бам ве­ликую ми­лость, ког­да поз­во­лил им очи­щать­ся пес­ком.

26. Очи­щать­ся пес­ком раз­ре­ша­ет­ся, в час­тнос­ти, при та­кой бо­лез­ни, при ко­торой ис­поль­зо­вание во­ды мо­жет нав­ре­дить здо­ровью. Пос­ту­пать так раз­ре­ша­ет­ся и во вре­мя по­ез­док, и пос­ле от­прав­ле­ния боль­шой или ма­лой нуж­ды, ес­ли че­ловек не мо­жет най­ти во­ду. Во вре­мя бо­лез­ни очи­щать­ся пес­ком раз­ре­ша­ет­ся да­же при на­личии во­ды, пос­коль­ку ис­поль­зо­вание ее мо­жет нав­ре­дить здо­ровью. Во всех ос­таль­ных слу­ча­ях очи­щать­ся пес­ком раз­ре­ша­ет­ся толь­ко тог­да, ког­да во­ды нет. Это от­но­сит­ся да­же к тем, кто на­ходит­ся в мес­те пос­то­ян­но­го про­жива­ния.

27. Вы­деле­ния из мо­че­ис­пуска­тель­но­го ка­нала и зад­не­го про­хода де­ла­ют омо­вение не­дей­стви­тель­ным.

28. Опи­ра­ясь на этот а­ят, не­кото­рые бо­гос­ло­вы ут­вер­жда­ют, что омо­вение ста­новит­ся не­дей­стви­тель­ным толь­ко пос­ле мо­че­ис­пуска­ния и де­фека­ции и не ста­новит­ся не­дей­стви­тель­ным пос­ле при­кос­но­вения к по­ловым ор­га­нам и не­кото­рых дру­гих дей­ствий.

29. При упо­мина­нии о неп­ри­ят­ных и сквер­ных ве­щах же­латель­но поль­зо­вать­ся на­мека­ми, пос­коль­ку Все­выш­ний наз­вал от­прав­ле­ние ес­тес­твен­ной нуж­ды воз­вра­щени­ем из убор­ной.

30. При­кос­но­вение к жен­щи­не с воз­бужде­ни­ем и удо­воль­стви­ем де­ла­ет омо­вение не­дей­стви­тель­ным.

31. От­сутс­твие во­ды яв­ля­ет­ся обя­затель­ным ус­ло­ви­ем за­кон­ности очи­щения пес­ком.

32. Очи­щение пес­ком ста­новит­ся не­дей­стви­тель­ным с по­яв­ле­ни­ем во­ды, да­же ес­ли че­ловек в это вре­мя со­вер­ша­ет на­маз, по­тому что Ал­лах поз­во­лил при­бегать к не­му толь­ко при от­сутс­твии во­ды.

33. При от­сутс­твии во­ды пос­ле нас­тупле­ния вре­мени на­маза че­ловек обя­зан от­пра­вить­ся на по­ис­ки во­ды поб­ли­зос­ти, по­тому что не най­ти во­ду мож­но толь­ко тот, кто ее ис­кал.

34. Ес­ли во­ды не хва­та­ет для очи­щения пол­ностью, то ее не­об­хо­димо ис­поль­зо­вать, и толь­ко пос­ле это­го мож­но очи­щать­ся пес­ком.

35. Очи­щать­ся во­дой, ка­чес­тва ко­торой из­ме­нились в ре­зуль­та­те по­пада­ния в нее чис­тых ино­род­ных ве­щей, пред­почти­тель­нее, не­жели очи­щать­ся пес­ком. Та­кая во­да ос­та­ет­ся чис­той и при­год­ной для очи­щения, по­тому что, нес­мотря на из­ме­нение ее ка­честв, она ос­та­ет­ся во­дой, а Все­выш­ний Ал­лах поз­во­лил очи­щать­ся пес­ком толь­ко при от­сутс­твии во­ды.

36. При очи­щении пес­ком не­об­хо­димо иметь твер­дое на­мере­ние, по­тому что гла­гол тай­ам­ма­ма оз­на­ча­ет ‘на­мере­вать­ся; стре­мить­ся’.

37. Для очи­щения пес­ком раз­ре­ша­ет­ся ис­поль­зо­вать пе­сок или лю­бой дру­гой зем­ля­ной грунт. Сог­ласно это­му тол­ко­ванию, по­веле­ние об­ти­рать зем­лей ли­цо и ру­ки объ­яс­ня­ет­ся тем, что ча­ще все­го на ее по­вер­хнос­ти име­ют­ся пе­сок и пыль, ко­торы­ми мож­но об­те­реть ли­цо и ру­ки. Это мож­но объ­яс­нить и тем, что Ал­лах ука­зал на на­ибо­лее пред­почти­тель­ный пос­ту­пок, и ес­ли есть воз­можность очис­тить­ся пес­ком или пыль­ной зем­лей, то луч­ше сде­лать это.

38. Очи­щение не­чис­тым пес­ком не­дей­стви­тель­но, пос­коль­ку очи­щать­ся сле­ду­ет толь­ко чис­тым пес­ком.

39. При очи­щении пес­ком сле­ду­ет об­ти­рать толь­ко ли­цо и ру­ки и нель­зя об­ти­рать ос­таль­ные час­ти те­ла.

40. Обя­затель­но об­ти­рать все ли­цо це­ликом, но нет не­об­хо­димос­ти брать пе­сок в рот, вды­хать его в нос и ка­сать­ся им ос­но­вания во­лос, да­же ес­ли бо­рода ред­кая.

41. Об­ти­рать ру­ки нуж­но до за­пяс­тий, пос­коль­ку при упо­мина­нии о ру­ках без до­пол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний име­ют­ся в ви­ду толь­ко кис­ти рук. Ес­ли бы бы­ла не­об­хо­димость об­ти­рать ру­ки до пред­пле­чий, то Ал­лах разъ­яс­нил бы это, как это сде­лано при опи­сании по­ряд­ка со­вер­ше­ния омо­вения.

42. Очи­щение пес­ком из­бавля­ет че­лове­ка от ма­лого и боль­шо­го ос­квер­не­ния и да­же за­меща­ет уда­ление не­чис­тот с те­ла, по­тому что Ал­лах поз­во­лил очи­щать­ся пес­ком вмес­то очи­щения во­дой в са­мом ши­роком смыс­ле и не упо­мянул до­пол­ни­тель­ных ус­ло­вий. Тем не ме­нее, боль­шинс­тво бо­гос­ло­вов счи­тало, что уда­ление не­чис­тот с те­ла нель­зя воз­местить очи­щени­ем пес­ком, по­тому что в ко­рани­чес­ком а­яте речь идет толь­ко о раз­ных фор­мах ос­квер­не­ния.

43. При очи­щении пес­ком от боль­шо­го и ма­лого ос­квер­не­ния не­об­хо­димо об­ти­рать од­ни и те же учас­тки те­ла, т.е. толь­ко ли­цо и кис­ти рук.

44. Для очи­щения от обе­их форм ос­квер­не­ния дос­та­точ­но один раз очис­тить­ся пес­ком с со­от­ветс­тву­ющим на­мере­ни­ем, пос­коль­ку об­сужда­емый на­ми а­ят име­ет об­щий смысл.

45. Об­ти­рать ли­цо и ру­ки раз­ре­ша­ет­ся ру­ками или ка­ким-ни­будь пред­ме­том. Ал­лах при­казал об­ти­рать эти час­ти те­ла и не упо­мянул то, чем их сле­ду­ет об­ти­рать. Сле­дова­тель­но, об­ти­рание их лю­бым спо­собом бу­дет зас­чи­тано.

46. Как и во вре­мя омо­вения, при очи­щении пес­ком обя­затель­но соб­лю­дать пос­ле­дова­тель­ность, по­тому что Ал­лах упо­мянул об­ти­рание ли­ца пе­ред об­ти­рани­ем рук.

47. Все­выш­ний Ал­лах не сде­лал нис­послан­ные за­коны тя­желы­ми и об­ре­мени­тель­ны­ми для нас. Нап­ро­тив, Он сми­лос­ти­вил­ся над Сво­ими ра­бами и по­желал очис­тить их и до­вес­ти до кон­ца Свою ми­лость к ним.

48. Ма­тери­аль­ное очи­щение во­дой и пес­ком до­пол­ня­ет ду­хов­ное очи­щение пос­редс­твом приз­на­ния единс­тва Ал­ла­ха и ис­крен­не­го по­ка­яния.

49. Очи­щение пес­ком не при­носит чис­то­ты, ко­торую мож­но ощу­тить или уви­деть гла­зами. Это очи­щение яв­ля­ет­ся ду­хов­ным, и суть его зак­лю­ча­ет­ся в том, что че­ловек вы­пол­ня­ет при­каз Все­выш­не­го Ал­ла­ха.

50. Ра­бу сле­ду­ет раз­мышлять над муд­ростя­ми и та­инс­тва­ми за­конов Ал­ла­ха, свя­зан­ных с ри­ту­аль­ным очи­щени­ем и ос­таль­ны­ми пред­пи­сани­ями, пос­коль­ку бла­года­ря это­му он при­ум­но­жит свои поз­на­ния, на­учит­ся луч­ше бла­года­рить Ал­ла­ха и силь­нее воз­лю­бит Его за то, что Он ус­та­новил за­коны, поз­во­ля­ющие ра­бам дос­тичь боль­ших вы­сот.