Сура аль-Маида

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ ۚ وَمَنْ قَتَلَهُ مِنْكُمْ مُتَعَمِّدًا فَجَزَاءٌ مِثْلُ مَا قَتَلَ مِنَ النَّعَمِ يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ هَدْيًا بَالِغَ الْكَعْبَةِ أَوْ كَفَّارَةٌ طَعَامُ مَسَاكِينَ أَوْ عَدْلُ ذَٰلِكَ صِيَامًا لِيَذُوقَ وَبَالَ أَمْرِهِ ۗ عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَفَ ۚ وَمَنْ عَادَ فَيَنْتَقِمُ اللَّهُ مِنْهُ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ ذُو انْتِقَامٍ
5:95
О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост, дабы он вкусил пагубность своего поступка. Аллах простил то, что было прежде, но если кто-нибудь вернется к этому, то Аллах отомстит ему. Аллах — Могущественный, Способный на возмездие.

Ал­лах зап­ре­тил уби­вать охот­ничью до­бычу, на­ходясь в их­ра­ме во вре­мя хад­жа или ма­лого па­лом­ни­чес­тва. Этот зап­рет рас­простра­ня­ет­ся на лю­бые пос­тупки, ко­торые мо­гут при­вес­ти к убий­ству охот­ничь­ей до­бычи, и по­это­му па­лом­ник в их­ра­ме не мо­жет при­нимать учас­тия в охо­те, ука­зывать на до­бычу или по­могать в ее убий­стве. Бо­лее то­го, он не име­ет пра­ва есть до­бычу, пой­ман­ную или уби­тую ра­ди не­го. Од­ним сло­вом, в их­ра­ме му­суль­ма­нину зап­ре­ща­ет­ся уби­вать и охо­тить­ся на жи­вот­ных, на ко­торых ему бы­ло поз­во­лено охо­тить­ся до вступ­ле­ния в их­рам, и этот зап­рет под­черки­ва­ет важ­ность это­го ве­лико­го об­ря­да.

Но ес­ли па­лом­ник пред­на­мерен­но убь­ет охот­ничью до­бычу, то в ка­чес­тве ис­купле­ния он дол­жен за­резать вер­блю­да, ко­рову или ов­цу, а за­тем раз­дать его в ка­чес­тве по­жер­тво­вания. При­несен­ная жер­тва дол­жна иметь сходс­тво с жи­вот­ным, ко­торое бы­ло уби­то на охо­те, и вы­нес­ти ре­шение от­но­ситель­но это­го дол­жны двое спра­вед­ли­вых му­суль­ман, ко­торые зна­ют ре­лиги­оз­ные за­коны и мо­гут ус­та­нав­ли­вать сходс­тво меж­ду жи­вот­ны­ми.

При этом сле­ду­ет опи­рать­ся на суж­де­ния спод­вижни­ков, ко­торые пос­та­нови­ли, что за убий­ство го­лубя сле­ду­ет при­нес­ти в жер­тву ов­цу, за убий­ство стра­уса — вер­блю­дицу, а за убий­ство ди­кой ко­ровы — ко­рову. Та­ким же об­ра­зом за каж­дое уби­тое жи­вот­ное сле­ду­ет при­нес­ти в жер­тву по­доб­ную ему ско­тину. Ес­ли же уби­тое жи­вот­ное не име­ет ни­како­го сходс­тва со ско­тиной, то в ка­чес­тве ис­купле­ния сле­ду­ет по­жер­тво­вать его сто­имость. Это пра­вило рас­простра­ня­ет­ся на лю­бую по­губ­ленную собс­твен­ность.

Ес­ли для ис­купле­ния это­го прег­ре­шения па­лом­ник со­бира­ет­ся со­вер­шить жер­твоп­ри­ноше­ние, то жер­твен­ное жи­вот­ное дол­жно быть за­реза­но в За­повед­ной ме­чети. Но вмес­то при­несе­ния в жер­тву ско­тины, ко­торая по­доб­на уби­тому жи­вот­но­му, раз­ре­ша­ет­ся на­кор­мить бед­ня­ков. Мно­гие бо­гос­ло­вы счи­тали, что пос­ле ус­та­нов­ле­ния ви­да ско­тины, ко­торую сле­ду­ет при­нес­ти в жер­тву, па­лом­ник дол­жен при­об­рести на ее сто­имость про­дук­ты пи­тания и на­кор­мить каж­до­го бед­ня­ка од­ним муд­дом пше­ницы выс­ше­го ка­чес­тва или по­лови­ной саа дру­гого про­дук­та. Вмес­то это­го ему раз­ре­ша­ет­ся пос­тить­ся один день за каж­до­го бед­ня­ка, ко­торо­го он дол­жен на­кор­мить. Та­кое воз­да­яние пред­пи­сано для то­го, что­бы че­ловек осоз­нал па­губ­ность сво­его пос­тупка.

В этом а­яте упо­мина­ет­ся толь­ко пред­на­мерен­ное убий­ство охот­ничь­ей жер­твы, хо­тя па­лом­ник обя­зан ис­ку­пить со­де­ян­ное да­же тог­да, ког­да он убил жи­вот­ное по ошиб­ке. Это пра­вило рас­простра­ня­ет­ся на всех, кто при­чиня­ет вред здо­ровью лю­дей или иму­щес­тву, ко­торое яв­ля­ет­ся неп­ри­кос­но­вен­ным. Ес­ли один че­ловек соз­на­тель­но на­нес увечье дру­гому или по­губил его иму­щес­тво, не имея пра­ва пос­ту­пать так, то он не­сет от­ветс­твен­ность за со­де­ян­ное, по­тому что Ал­лах ус­та­новил для та­ких слу­ча­ев со­от­ветс­тву­ющее на­каза­ние и воз­да­яние. Ес­ли же он со­вер­шил этот пос­ту­пок неп­редна­мерен­но, то он по­луча­ет толь­ко воз­да­яние и не по­луча­ет на­каза­ния. Это­го мне­ния при­дер­жи­валось боль­шинс­тво бо­гос­ло­вов. Тем не ме­нее, сог­ласно на­ибо­лее дос­то­вер­но­му мне­нию, опи­ра­юще­муся на яс­ный смысл это­го а­ята, неп­редна­мерен­ное убий­ство охот­ничь­ей до­бычи не яв­ля­ет­ся гре­хом, и па­лом­ник не дол­жен со­вер­шать за не­го ис­ку­питель­ные дей­ствия.