Сура аль-Анам

وَمَا لَكُمْ أَلَّا تَأْكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ ۗ وَإِنَّ كَثِيرًا لَيُضِلُّونَ بِأَهْوَائِهِمْ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِالْمُعْتَدِينَ
6:119
Почему вам не есть из того, над чем произнесено имя Аллаха, в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому? Воистину, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, без всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников.

Ал­лах под­чер­кнул, что пра­вовер­ные от­ли­ча­ют­ся от не­вежес­твен­ных лю­дей и не при­дер­жи­ва­ют­ся это­го сквер­но­го обы­чая, про­тиво­реча­щего за­конам Гос­подним. И по­чему пра­вовер­ные не дол­жны есть то, что за­коло­то с Его име­нем, ес­ли Он под­робно из­ло­жил и разъ­яс­нил Сво­им ра­бам, что им зап­ре­щено упот­реблять в пи­щу? В этом воп­ро­се нет ни­каких не­яс­ностей и сом­ни­тель­ных мо­мен­тов, по при­чине ко­торых ве­ру­ющие мог­ли бы опа­сать­ся, что они сог­ре­шат, ес­ли бу­дут есть доз­во­лен­ные про­дук­ты.

Из это­го прек­расно­го а­ята сле­ду­ет, что все ве­щи и про­дук­ты пи­тания счи­та­ют­ся доз­во­лен­ны­ми, по­ка не до­каза­но об­ратное. Ес­ли свя­щен­ные тек­сты не зап­ре­ща­ют ис­поль­зо­вать вещь, то она яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ной. Она так­же яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ной, ес­ли она во­об­ще не упо­мина­ет­ся в ша­ри­ат­ских тек­стах. Ал­лах под­робно разъ­яс­нил все, что зап­ре­щено, и по­это­му все, что не бы­ло упо­мяну­то Им, не яв­ля­ет­ся зап­ре­щен­ным.

Вмес­те с тем при ос­трой не­об­хо­димос­ти и силь­ном го­лоде че­лове­ку раз­ре­ша­ет­ся упот­реблять в пи­щу да­же те про­дук­ты, ко­торые зап­ре­щены Ал­ла­хом. Все­выш­ний ска­зал: «Вам зап­ре­щены мер­тве­чина, кровь, мя­со свиньи и то, над чем не бы­ло про­из­не­сено имя Ал­ла­ха [или: что бы­ло за­реза­но не ра­ди Ал­ла­ха], или бы­ло за­душе­но, или за­бито до смер­ти, или по­дох­ло при па­дении, или за­коло­то ро­гами или зад­ра­но хищ­ни­ком, ес­ли толь­ко вы не ус­пе­ете за­резать его, и то, что за­реза­но на ка­мен­ных жер­твен­ни­ках [или: для идо­лов], а так­же га­дание по стре­лам. Все это есть не­чес­тие. Се­год­ня не­веру­ющие от­ча­ялись в ва­шей ре­лигии. Не бой­тесь же их, а бой­тесь Ме­ня. Се­год­ня Я ра­ди вас усо­вер­шенс­тво­вал ва­шу ре­лигию, до­вел до кон­ца Мою ми­лость к вам и одоб­рил для вас в ка­чес­тве ре­лигии ис­лам. Ес­ли же кто-ли­бо бу­дет вы­нуж­ден пой­ти на это [на упот­ребле­ние зап­ре­щен­ных про­дук­тов] от го­лода, а не из склон­ности к гре­ху, то ведь Ал­лах — Про­ща­ющий, Ми­лосер­дный» (5:3).

За­тем Ал­лах пре­дос­те­рег пра­вовер­ных от мно­гих лю­дей, ко­торые спо­соб­ны ввес­ти дру­гих в заб­лужде­ние го­лос­ловны­ми ут­вер­жде­ни­ями, не имея ни­каких до­водов и до­каза­тель­ств. Пусть же ра­бы ос­те­рега­ют­ся лю­дей, от­ли­читель­ным ка­чес­твом ко­торых яв­ля­ют­ся про­пове­ди, не опи­ра­ющи­еся на убе­дитель­ные до­каза­тель­ства и свя­щен­ные тек­сты. Они се­ют сом­не­ния, опи­ра­ясь на свои по­роч­ные из­мышле­ния и не­дале­кие взгля­ды, — имен­но та­кими их пред­ста­вил Ал­лах. Они прес­ту­па­ют ша­ри­ат Ал­ла­ха и гре­шат про­тив Его ра­бов, а ведь Он не лю­бит прес­тупни­ков. Они со­вер­шенно не по­хожи на тех, кто сле­ду­ет пря­мым пу­тем и ве­дет им дру­гих, — на тех, кто при­зыва­ет к ис­ти­не и вер­но­му ру­ководс­тву и под­твержда­ет свои про­пове­ди ло­гичес­ки­ми до­вода­ми и убе­дитель­ны­ми тек­ста­ми, кто про­пове­ду­ет свои взгля­ды ис­клю­читель­но для то­го, что­бы снис­кать бла­гово­ление Гос­по­да и приб­ли­зить­ся к Не­му.