Сура аль-Араф

قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلَّا تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ ۖ قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِنْهُ خَلَقْتَنِي مِنْ نَارٍ وَخَلَقْتَهُ مِنْ طِينٍ
7:12
Аллах сказал: "Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?" Иблис сказал: "Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины".

Ал­лах ска­зал Иб­ли­су: «По­чему ты от­ка­зал­ся пасть ниц пе­ред тем, ко­го Я сот­во­рил Сво­ими дву­мя Ру­ками? Я ока­зал ему ве­ликую честь, ко­торой не бы­ли удос­то­ены дру­гие тво­рения. По­чему же ты ос­лу­шал­ся Ме­ня и пре­неб­рег Мо­им при­казом?» Иб­лис воз­ра­зил Ему: «Я луч­ше не­го, пос­коль­ку Ты сот­во­рил ме­ня из ог­ня, а его — из гли­ны».

Его до­вод был оши­боч­ным: он пред­по­ложил, что тво­рение, соз­данное из ог­ня, луч­ше то­го, что соз­да­но из гли­ны, по­тому что огонь луч­ше гли­ны. Од­на­ко это — од­но из са­мых оши­боч­ных суж­де­ний по ана­логии, что под­твержда­ет­ся нес­коль­ки­ми до­вода­ми.

Во-пер­вых, Иб­лис опи­рал­ся на суж­де­ние, про­тиво­реча­щее Божь­ему при­казу пок­ло­нить­ся пе­ред Ада­мом, и ес­ли суж­де­ние по ана­логии про­тиво­речит нед­вусмыс­ленно­му при­казу, то оно, бес­спор­но, яв­ля­ет­ся оши­боч­ным. Опи­рать­ся на суж­де­ние по ана­логии мож­но в тех слу­ча­ях, ког­да нет од­нознач­но­го пред­пи­сания Ал­ла­ха, и тог­да один воп­рос мож­но срав­ни­вать с дру­гим воп­ро­сом, от­но­ситель­но ко­торо­го нам из­вес­тно од­нознач­ное пред­пи­сание Ал­ла­ха. Но ес­ли суж­де­ние по ана­логии про­тиво­речит нед­вусмыс­ленно­му при­казу, то приз­на­ние его пра­вомоч­ным под­ра­зуме­ва­ет от­каз от Божь­его пред­пи­сания. Вот по­чему та­кое суж­де­ние по ана­логии яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых сквер­ных суж­де­ний.

Во-вто­рых, од­но­го толь­ко ут­вер­жде­ния Иб­ли­са о том, что он луч­ше Ада­ма, впол­не дос­та­точ­но для то­го, что­бы изоб­ли­чить его по­роч­ность. Он го­ворил о сво­ем пре­вос­ходс­тве по при­чине сво­его вы­соко­мерия и са­модо­воль­ства, на­гова­ривая на Ал­ла­ха то, о чем у не­го не бы­ло ни­како­го зна­ния. А что мо­жет быть еще боль­шим не­дос­татком?!!

В-треть­их, он был не прав, ког­да за­явил о пре­вос­ходс­тве ог­ня над гли­ной и зем­лей, по­тому что зем­ля яв­ля­ет­ся сми­рен­ным и спо­кой­ным соз­да­ни­ем, при­год­ным для зем­ле­делия. Она при­носит мно­го благ, на ней рас­тут де­ревья и все­воз­можные рас­те­ния, тог­да как огонь — не­уго­мон­ное и без­рассуд­ное соз­да­ние, ко­торое сжи­га­ет и унич­то­жа­ет.