Сура аль-Араф

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانْسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ
7:175
Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим.
وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ ۚ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِنْ تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَثْ ۚ ذَٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
7:176
Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются.
سَاءَ مَثَلًا الْقَوْمُ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا وَأَنْفُسَهُمْ كَانُوا يَظْلِمُونَ
7:177
Скверна притча о тех, которые считают ложью Наши знамения и поступают несправедливо по отношению к себе.

О Про­рок! По­ведай лю­дям ис­то­рию о че­лове­ке, ко­торо­го Ал­лах на­учил Пи­санию, бла­года­ря че­му он при­об­рел глу­бокие зна­ния в об­ласти ре­лигии, но впос­ледс­твии от­вернул­ся от ис­тинно­го зна­ния о Божь­их зна­мени­ях. Это зна­ние по­мога­ет лю­дям при­об­рести за­меча­тель­ные нравс­твен­ные ка­чес­тва, со­вер­шать пра­вед­ные де­яния и взой­ти на ве­ликие вы­соты, од­на­ко он бро­сил пи­сание Ал­ла­ха за спи­ну и пре­неб­рег нравс­твен­ны­ми ка­чес­тва­ми, к ко­торым при­зыва­ло Не­бес­ное От­кро­вение. Он сбро­сил с се­бя пок­ры­вало нравс­твен­ности по­доб­но то­му, как сбра­сыва­ют обыч­ную одеж­ду. И тог­да са­тана пос­ле­довал за ним и одо­лел его. Сто­ило ему вый­ти из бе­зопас­ной кре­пос­ти, как он пал на са­мое дно без­дны, и са­тана стал под­талки­вать его на мер­зкие зло­де­яния.

Преж­де он сле­довал пря­мым пу­тем и ука­зывал на не­го лю­дям, но те­перь он ока­зал­ся в чис­ле заб­лудших, пос­коль­ку Все­выш­ний Ал­лах ли­шил его Сво­ей под­дер­жки и пре­дос­та­вил его са­мому се­бе. Ес­ли бы Ему бы­ло угод­но, то Он неп­ре­мен­но вдох­но­вил бы его на пра­вед­ные де­ла, и тог­да этот бо­гос­лов об­рел бы ве­личие как при жиз­ни на зем­ле, так и пос­ле смер­ти. На­ряду с этим он су­мел бы убе­речь­ся от сво­их вра­гов и су­пос­та­тов. Од­на­ко он со­вер­шал пос­тупки, ко­торые по­буди­ли Ал­ла­ха ли­шить его Сво­ей под­дер­жки. Он нас­толь­ко при­ник к зем­ле, что стал по­такать низ­менным страс­тям и прес­ле­довал толь­ко ко­рыс­тные це­ли. Он ус­ту­пал сво­им же­лани­ям и пре­неб­ре­гал по­вино­вени­ем сво­ему Все­могу­щему Пок­ро­вите­лю. В сво­ем стрем­ле­нии об­рести мир­ские бла­га он был по­добен со­баке, ко­торая вы­совы­ва­ет язык, ког­да ты ее про­гоня­ешь, и про­дол­жа­ет вы­совы­вать его да­же тог­да, ког­да ты ос­тавля­ешь ее в по­кое. Она всег­да гу­ля­ет с вы­суну­тым язы­ком, и его то­же всег­да пе­репол­ня­ла ал­чность, от ко­торой раз­ры­валось его сер­дце. Нич­то не мог­ло удов­летво­рить его пот­ребнос­ти и же­лания.

Та­кова прит­ча о тех, кто счи­та­ет ложью зна­мения Ал­ла­ха пос­ле то­го, как Он по­казы­ва­ет им Свои зна­мения. Они не толь­ко от­ка­зыва­ют­ся по­корить­ся им, но и от­верга­ют их. Они пре­неб­ре­га­ют Его ве­лени­ями и по­така­ют сво­им же­лани­ям, не прис­лу­шива­ясь к вер­но­му ру­ководс­тву от Не­го.

Лю­дям сле­ду­ет слу­шать прит­чи о та­ких не­чес­тивцах, да­бы они при­заду­мались и сде­лали из них пра­виль­ные вы­воды. Ес­ли они при­заду­ма­ют­ся, то смо­гут при­об­рести по­лез­ные зна­ния, а ес­ли они при­об­ре­тут их, то ста­нут со­вер­шать пра­вед­ные де­ла. Что же ка­са­ет­ся не­веру­ющих, ко­торые счи­та­ют ложью зна­мения Ал­ла­ха и пос­ту­па­ют во вред се­бе, со­вер­шая все­воз­можные гре­хи, то прит­чи о них всег­да бу­дут са­мыми сквер­ны­ми и дур­ны­ми.

Су­щес­тву­ет мне­ние, что эти а­яты бы­ли нис­посла­ны по по­воду кон­крет­но­го че­лове­ка, ко­торо­му Ал­лах да­ровал зна­ние, а тот впос­ледс­твии стал ос­лушни­ком. Сог­ласно это­му тол­ко­ванию, Ал­лах рас­ска­зал нам его ис­то­рию, что­бы разъ­яс­нить ее смысл. Сог­ласно дру­гому мне­нию, в этих от­кро­вени­ях го­ворит­ся обо всех, кто от­ре­ка­ет­ся от зна­мений Ал­ла­ха пос­ле то­го, как Все­выш­ний Ал­лах ода­ря­ет их зна­ни­ем о них.

В этих а­ятах со­дер­жится при­зыв к со­вер­ше­нию пра­вед­ных дел на ос­но­вании ис­тинно­го зна­ния, ведь толь­ко бла­года­ря это­му Ал­лах пре­воз­но­сит Сво­их ра­бов. В них со­дер­жится пре­дос­те­реже­ние от пре­неб­ре­жения ис­тинны­ми поз­на­ни­ями, в ре­зуль­та­те че­го че­ловек мо­жет ока­зать­ся на са­мом дне и по­пасть под вли­яние са­таны. Из них так­же сле­ду­ет, что по­така­ние низ­менным же­лани­ям и по­роч­ным страс­тям яв­ля­ет­ся од­ной из при­чин, по ко­торым че­ловек ли­ша­ет­ся Божь­ей под­дер­жки.