Сура аль-Араф

فَأَخَذَتْهُمُ الرَّجْفَةُ فَأَصْبَحُوا فِي دَارِهِمْ جَاثِمِينَ
7:78
Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах.
فَتَوَلَّىٰ عَنْهُمْ وَقَالَ يَا قَوْمِ لَقَدْ أَبْلَغْتُكُمْ رِسَالَةَ رَبِّي وَنَصَحْتُ لَكُمْ وَلَٰكِنْ لَا تُحِبُّونَ النَّاصِحِينَ
7:79
Он отвернулся от них и сказал: "О мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра".

Не­чес­тивцев по­рази­ло зем­летря­сение, и они бы­ли по­вер­гну­ты на ко­лени. Ал­лах унич­то­жил и ис­ко­ренил их. В тот мо­мент, ког­да на­каза­ние пос­тигло их, про­рок Са­лих от­вернул­ся от них. А ког­да они уже бы­ли унич­то­жены, он об­ра­тил­ся к ним со сло­вами уко­ра и по­рица­ния: «О мои соп­ле­мен­ни­ки! Я ведь до­вел до ва­шего све­дения все, с чем Ал­лах от­пра­вил ме­ня к вам. Я де­лал все воз­можное, что­бы нас­та­вить вас на пря­мой путь и об­ра­тить вас в пра­вую ве­ру, од­на­ко вы не воз­лю­били тех, кто же­лал вам доб­ра. Вы от­вер­гли сло­ва ис­крен­них доб­ро­жела­телей и по­кори­лись прок­ля­тому са­тане».

По мне­нию мно­гих ком­мента­торов, вер­блю­дица Са­лиха бы­ла сот­во­рена из твер­до­го и глад­ко­го кус­ка ска­лы. Ког­да са­мудя­не пот­ре­бова­ли от про­рока явить им чу­до, ку­сок ска­лы на гла­зах у всех соб­равших­ся слов­но ис­пы­тал ро­довые схват­ки, и из не­го выш­ла вер­блю­дица. Не­веру­ющие за­реза­ли ее, ког­да воз­ле нее был вер­блю­жонок. Он триж­ды за­ревел, пос­ле че­го го­ра рас­кры­лась пе­ред ним, и он во­шел в нее. Тог­да Са­лих ска­зал сво­им соп­ле­мен­ни­кам: «Вам от­пу­щено все­го три дня. Приз­на­ком приб­ли­жения на­каза­ния бу­дет то, что в пер­вый день ва­ши ли­ца по­жел­те­ют, во вто­рой день — пок­расне­ют, а на тре­тий день — по­чер­не­ют». Все про­изош­ло точ­но так, как он пред­ска­зал.

Этот рас­сказ пе­рес­ка­зыва­ли сы­ны Ис­ра­ила, од­на­ко та­кие ев­ре­из­мы не сле­ду­ет упо­минать при тол­ко­вании пи­сания Ал­ла­ха. Ко­рани­чес­кие от­кро­вения не сви­детель­ству­ют о его дос­то­вер­ности. Бо­лее то­го, ес­ли бы он был дос­то­вер­ным, то Все­выш­ний Ал­лах неп­ре­мен­но упо­мянул бы его, по­тому что он со­дер­жит уди­витель­ные зна­мения и по­учи­тель­ные на­зида­ния. Все­выш­ний не стал бы пре­неб­ре­гать ими и умал­чи­вать о них, зная, что они дой­дут до нас че­рез рас­сказ­чи­ков, ко­торые не зас­лу­жива­ют до­верия. Бо­лее то­го, ко­рани­чес­кие а­яты оп­ро­вер­га­ют часть это­го по­вес­тво­вания, по­тому что про­рок Са­лих ска­зал сво­им соп­ле­мен­ни­кам, что они бу­дут нас­лаждать­ся в сво­их жи­лищах еще три дня. Им бы­ло поз­во­лено нас­лаждать­ся от­пу­щен­ным им ко­рот­ким сро­ком, пос­ле че­го они ни­ког­да боль­ше не смо­гут нас­ла­дить­ся и по­лучить удо­воль­ствие. А ка­кое удо­воль­ствие мог­ли по­лучить от жиз­ни лю­ди, ко­торые ус­лы­шали от про­рока пред­ска­зание о ско­ром на­каза­нии и его приз­на­ках и с каж­дым днем все боль­ше убеж­да­лись в ис­полне­нии его про­рочес­тва? Как они мог­ли нас­лаждать­ся, ес­ли крас­но­та, жел­тизна и чер­но­та их лиц бы­ли частью их на­каза­ния? Раз­ве это не про­тиво­речит ко­рани­чес­ким тек­стам? Во­ис­ти­ну, Свя­щен­ный Ко­ран — вер­ное ру­ководс­тво, ко­торо­го впол­не дос­та­точ­но, что­бы лю­ди не нуж­да­лись ни в чем дру­гом.

Бе­зус­ловно, мы с го­тов­ностью при­нима­ем лю­бые дос­то­вер­ные ха­дисы пос­ланни­ка Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ко­торые ни­ког­да не про­тиво­речат Пи­санию. Бо­лее то­го, Ко­ран по­веле­ва­ет нам ру­ководс­тво­вать­ся дос­то­вер­ны­ми ха­диса­ми: «Бе­рите же то, что дал вам Пос­ланник, и сто­рони­тесь то­го, что он зап­ре­тил вам» (59:7).

Ра­нее мы уже го­вори­ли, что нель­зя ком­менти­ровать Ко­ран, опи­ра­ясь на ев­ре­из­мы. Ко­неч­но, ес­ли их не­дос­то­вер­ность не­оче­вид­на, то их мож­но пе­рес­ка­зывать. В та­ком слу­чае мы не мо­жет ни под­твер­дить их прав­ди­вость, ни от­вер­гнуть их. Но пи­сание Ал­ла­ха не мо­жет быть под­вер­гну­то сом­не­нию, и по­это­му сов­ме­щать ев­ре­из­мы с его тол­ко­вани­ем нель­зя.