Сура аль-Араф

قَدِ افْتَرَيْنَا عَلَى اللَّهِ كَذِبًا إِنْ عُدْنَا فِي مِلَّتِكُمْ بَعْدَ إِذْ نَجَّانَا اللَّهُ مِنْهَا ۚ وَمَا يَكُونُ لَنَا أَنْ نَعُودَ فِيهَا إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّنَا ۚ وَسِعَ رَبُّنَا كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا ۚ عَلَى اللَّهِ تَوَكَّلْنَا ۚ رَبَّنَا افْتَحْ بَيْنَنَا وَبَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَأَنْتَ خَيْرُ الْفَاتِحِينَ
7:89
Мы возведем навет на Аллаха, если вернемся в вашу религию после того, как Аллах спас нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись в вашу религию, если только этого не пожелает Аллах, наш Господь. Наш Господь объемлет знанием всякую вещь. Мы уповаем только на Аллаха. Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по справедливости, ведь Ты — Наилучший из судей".

Будь­те сви­дете­лями про­тив нас, ес­ли мы сно­ва ста­нем ис­по­ведо­вать ва­шу ре­лигию пос­ле то­го, как Ал­лах из­ба­вил нас от нее и спас нас от ее ужас­ных пос­ледс­твий. Ес­ли мы пос­ту­пим так, то воз­ве­дем на Ал­ла­ха на­вет, пос­коль­ку нам прек­расно из­вес­тно, что са­мую ве­ликую ложь из­мышля­ют те, кто при­об­ща­ет со­това­рищей к Ал­ла­ху — Единс­твен­но­му, Веч­но­му и Са­модос­та­точ­но­му Гос­по­ду. Нет у Не­го ни суп­ру­ги, ни сы­на, и Он не раз­де­ля­ет свою власть с пар­тне­рами и со­това­рища­ми. Мы ни­ког­да не сог­ла­сим­ся вер­нуть­ся в язы­чес­кую ве­ру. Та­кое прос­то не­воз­можно!

Шу­айб ли­шил мно­гобож­ни­ков на­деж­ды на то, что он при­мет их ве­ру, и при­вел в под­твержде­ние сво­их слов нес­коль­ко до­водов. Во-пер­вых, ему бы­ло не­навис­тно язы­чес­тво. Во-вто­рых, он объ­явил язы­чес­кую ре­лигию лжи­вой и пред­ло­жил сво­им соп­ле­мен­ни­кам зас­ви­детель­ство­вать, что ес­ли он вмес­те с ос­таль­ны­ми пра­вовер­ны­ми об­ра­тит­ся в нее, то ста­нет лже­цом. В-треть­их, он приз­нал, что Ал­лах ока­зал им ве­ликую ми­лость, ког­да из­ба­вил их от мно­гобо­жия. В-чет­вертых, он за­явил, что их воз­вра­щение в ло­но язы­чес­тва пос­ле то­го, как Ал­лах нас­та­вил их на пря­мой путь, не­воз­можно. Его мне­ние скла­дыва­лось из то­го, что пра­вовер­ные ис­крен­не воз­ве­личи­вали Ал­ла­ха в сво­их сер­дцах и приз­на­вали се­бя Его ра­бами. Они ве­рили в то, что Он — Единс­твен­ный Бог, зас­лу­жива­ющий пок­ло­нения и не име­ющий со­това­рищей, и что бо­жес­тва языч­ни­ков бес­по­лез­ны и не зас­лу­жива­ют пок­ло­нения.

Он по­нимал, что Ал­лах ода­рил их здра­вым умом, бла­года­ря че­му они от­ли­чали ис­ти­ну от лжи, а пря­мой путь — от заб­лужде­ния. Он знал, что во­ля Ал­ла­ха неп­ре­мен­но ис­полня­ет­ся, и ник­то не спо­собен ук­ло­нить­ся от Его пре­доп­ре­деле­ния, да­же ес­ли сде­ла­ет для это­го все воз­можное и со­берет ог­ромную си­лу. Вот по­чему Шу­айб не ска­зал, что пра­вовер­ные ни за что пос­ту­пят так, как это угод­но языч­ни­кам, а сде­лал ого­вор­ку: «Не бы­вать то­му, что­бы мы вер­ну­лись в ва­шу ре­лигию, ес­ли толь­ко это­го не по­жела­ет Ал­лах! Ни мы, ни ос­таль­ные тво­рения не спо­соб­ны вос­про­тивить­ся Его во­ле, ко­торая под­чи­нена Его зна­нию и муд­рости. Он объ­ем­лет зна­ни­ем все су­щее, и Ему прек­расно из­вес­тно, в чем имен­но нуж­да­ют­ся Его ра­бы и как ими сле­ду­ет уп­равлять. Мы на­де­ем­ся, что Он ут­вердит на­ши сер­дца на пря­мом пу­ти и убе­режет нас от всех пу­тей, ве­дущих в Пре­ис­поднюю. И ес­ли че­ловек упо­ва­ет на Не­го, то Он из­бавля­ет его от нуж­ды и об­легча­ет ему лю­бые ду­хов­ные и мир­ские де­ла».

По­том пра­вовер­ные об­ра­тились с моль­бой к Ал­ла­ху: «Гос­подь наш! Рас­су­ди меж­ду на­ми и на­шим на­родом по спра­вед­ли­вос­ти! По­моги уг­не­тен­ным и оби­жен­ным при­вер­женцам ис­ти­ны одо­леть дес­по­тич­ных греш­ни­ков, ко­торые уп­ря­мо от­ка­зыва­ют­ся приз­нать ее! Во­ис­ти­ну, Ты — На­илуч­ший из су­дей!»

Ре­шения Ал­ла­ха бы­ва­ют двух ви­дов. К пер­во­му ви­ду от­но­сит­ся зна­ние, бла­года­ря ко­торо­му ис­ти­на от­ли­ча­ет­ся от лжи, пря­мой путь — от заб­лужде­ния, а пра­вед­ни­ки — от заб­лудших. Ко вто­рому ви­ду от­но­сят­ся Божьи при­гово­ры, сог­ласно ко­торым нес­пра­вед­ли­вых греш­ни­ков пос­ти­га­ет на­каза­ние, а пра­вед­ни­ки удос­та­ива­ют­ся спа­сения и по­чес­тей.

Ве­ру­ющие пос­ле­дова­тели Шу­ай­ба поп­ро­сили Ал­ла­ха рас­су­дить меж­ду ни­ми и их соп­ле­мен­ни­ками по спра­вед­ли­вос­ти. Они поп­ро­сили явить им зна­мения, бла­года­ря ко­торым ста­нет яс­но, кто при­вер­жен ис­ти­не, а кто ве­рит в ложь.