Чтение Корана в молитве

Ранее мы коснулись важного вопроса о чтении Корана в молитве. Мусульманская молитва немыслима без чтения Корана, и молящийся читает аяты или суры из Корана во время стояния. Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет молитвы без чтения Корана». Потом Абу Хурайра сказал: «Коран читается в каждой молитве. Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран вслух, то мы читаем его для вас вслух, а если он читал его про себя, то мы читаем его про себя». Кто-то спросил его: «А если я не читаю ничего, кроме Матери Корана?» Он сказал: «Если ты прочтёшь после неё ещё что-нибудь, будет лучше, а если ограничишься ею, то этого будет достаточно» [Бухари 772, Муслим 396]. Мать Корана — это одно из названий суры «Открывающей». Она получила такое название, потому что в ней обозначены основные вопросы веры в Аллаха и вечную жизнь, которые подробно разъясняются в Коране.

1. В первом ракате чтение Корана предваряется мольбой о защите от проклятого шайтана. В хадисе Абу Са‘ида аль-Худри сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начинал ночные молитвы восхвалением и возвеличиванием Аллаха, а потом говорил: «Прибегаю к Аллаху Слышащему и Знающему от проклятого шайтана, от его наущений, дуновений и поплевываний /А‘узу би-Лляхи с-Сами‘и ль-‘Алими мин аш-шейтани р-раджими мин хамзи-хи ва нафхи-хи ва нафси-хи» [Ахмад 11491, Абу Давуд 775, Тирмизи 242, Сыфа ас-салят [1]/96]. Похожий хадис также приводится со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, и в нём приводятся пояснения ‘Абдаллаха:  «Его наущения — это одержимость, его дуновение — это высокомерие, а его поплёвывания — это стихи» [Ахмад 3828, Ибн Маджа 808]. Такое же толкование приводится со слов ‘Амра ибн Мурры аль-Джамали [Ахмад 16830, Ибн Маджа 807].

Одержимость названа наущением шайтана, потому что он продолжает наущать своих приспешников, пока не вводит их в заблуждение или не лишает рассудка. Высокомерие названо его дуновением, потому что надменный гордец кичливо задирает нос и смотрит на других свысока. Стихи названы поплёвыванием шайтана, потому что он вдохновляет поэтов восхвалять одних и оскорблять других, возвеличивать одних и унижать других, представляя истину ложью, а ложь — истиной, и придумывая то, чего нет в действительности.

Некоторые учёные считали, что искать защиту от шайтана в молитве обязательно, и есть сообщение, что такое мнение высказывал имам Ахмад. Некоторые ханбалиты считали, что поступать так обязательно в каждом ракате. Это мнение опирается на общий смысл слов Всевышнего: «А когда ты читаешь Коран, ищи защиты у Аллаха от шайтана изгнанного, побиваемого» (сура 16 «Пчёлы», аят 98). Но большинство законоведов, в том числе ханафитов, шафиитов и ханбалитов, относили это к желательным действиям. Среди шафиитов распространено мнение, что искать защиты у Аллаха желательно в каждом ракате, и есть сообщения о том, что так поступали Мухаммад ибн Сирин и Ибрахим ан-Наха‘и. Тем не менее имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и считали, что прибегать к защите Аллаха от шайтана следует только в первом ракате молитвы. Имам Малик же считал, что читать эту молитву в обязательных молитвах не нужно, но можно делать это в ночных молитвах в рамадане [Куртуби 1/135, Табьин аль-хакаик 1/107, Нихая аль-мухтадж 1/475, Мардави 2/119].

2. После мольбы о защите Аллаха молящийся читает суру «Открывающую». По мнению большинства законоведов, в том числе маликитов, шафиитов и ханбалитов, чтение этой суры является одним из столпов молитвы, и если молящийся сознательно не прочёл суру «Открывающую» или хотя бы одну букву из неё, то его молитва недействительна, а если он не прочёл эту суру по ошибке в одном из ракатов, то он обязан совершить этот ракат заново [Мавахиб Аль-Джалиль 2/210, Нихая аль-мухтадж 1/476, Мугни 2/146]. Передают со слов Абу Катады, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал в первых двух ракатах полуденной молитвы суру «Открывающую» и ещё одну суру, а последних двух ракатах — только суру «Открывающую» и так же поступал во время послеполуденной молитвы [Бухари 759, Муслим 451]. Также передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочёл “Открывающую Писание”». В версии ад-Даракутни говорится: «Не засчитывается молитва того, кто не прочёл “Открывающую Писание”». Имам ад-Даракутни назвал этот хадис достоверным [Бухари 756, Муслим 394, Даракутни 1210]. А в хадисе Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел ему громко объявить: «Не совершил молитву тот, кто не прочёл “Открывающую Писание”, а кто прочёл больше, [тот поступил ещё лучше]» [Ахмад 9525, Абу Давуд 820]. Также передают с его слов, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Писания, то его [молитва] неполная, неполная, неполная, неполноценная» [Муслим 395].

Особое мнение по данному вопросу высказывали ханафитские имамы. Они считали, что обязательным является чтение хотя бы нескольких аятов из Корана в первых двух ракатах обязательных и во всех ракатах дополнительных молитв, включая молитву витр [Табьин аль-хакаик 1/105, Радд аль-мухтар 2/133]. При этом они опирались на слова Всевышнего: «Читайте же из Корана то, что посильно для вас» (сура 73 «Закутавшийся», аят 20). Кроме того, в хадисе Абу Хурайры о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обучил молитве человека, который молился неправильно, сообщается, что он сказал ему: «Потом повернись лицом к кибле, произнеси такбир и прочти то, что ты знаешь из Корана» [Бухари 6667, Муслим 397]. И поскольку сура «Открывающая» является такой же сурой из Корана, как и все остальные, молящемуся достаточно прочесть три коротких или один длинный аят из любой суры.

Что же касается собственно суры «Открывающей», то ханафиты относят её чтение и чтение трёх коротких аятов после неё к обязательным деяниям из категории ваджибат, причём полностью читать суру «Открывающую», по их мнению, необязательно и достаточно прочесть её большую часть. Если же молящийся не прочёл суру «Открывающую» и три коротких аята после неё или равноценный им фрагмент Корана в одном или нескольких ракатах, то он должен совершить земные поклоны в конце молитвы, и если он не совершил их, то он должен повторить молитву [Табьин аль-хакаик 1/105, Бахр раик 1/515-516, Радд аль-мухтар 2/146-149].

3. Если человек из-за старости или по другой причине не может выучить суру «Открывающую» наизусть и читать её в молитве, то ему разрешается вместо этого восхвалить и восславить Аллаха. В длинном хадисе Рифа‘а ибн Рафи‘ сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, обучая одного из мусульман молитве, сказал: «Если ты знаешь что-нибудь из Корана, то прочти его, а если нет, то воздай хвалу Аллаху, возвеличь Его и засвидетельствуй Его единство, а потом соверши поясной поклон и [некоторое время] останься в таком положении» [Насаи 1643, Абу Давуд 861, Тирмизи 302].

В другом хадисе, переданном со слов ‘Абдаллаха ибн Абу ‘Ауфы, сообщается, что какой-то мужчина пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я не могу запомнить ничего из Корана. Научи же меня тому, что мне зачтётся». Он сказал: «Скажи: “Субхана Ллах! Ва-ль-хамду ли-Ллях! Ва-ля иляха илля Ллах! Ва-Ллаху акбар! Ва-ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях!”» Эти слова означают: «Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Превелик Аллах! И нет силы и мощи, кроме как от Аллаха!» Он сказал: «О Посланник Аллаха, это — для Аллаха, а что же для меня?» Он сказал: «Говори: “Аллахумма, прости мне, помилуй меня, даруй мне благополучие, веди меня верным путём и надели меня”». Потом мужчина сжал кулаки, будто схватил что-то руками, и пошёл прочь, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У этого руки наполнились благом» [Ахмад 19133, Насаи 998, Абу Давуд 832].

4. По мнению маликитов, шафиитов и ханбалитов, читать суру «Открывающую» обязательно в каждом ракате [Шарх ан-Навави 4/137, Фатх Аль-Бари 2/242, Найль аль-аутар [1]/372]. Ибн ‘Абд-аль-Барр сообщил, что этого мнения придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, Джабир ибн ‘Абдаллах, аль-Хасан аль-Басри, ‘Ата’ ибн Абу Рабах, аш-Ша‘би и Са‘ид ибн Джубайр. В то же время Абу Ханифа, ас-Саури, аль-Ауза‘и и некоторые куфийские законоведы считали, что читать суру «Открывающую» в третьем и четвёртом ракатах необязательно. Передают слова Суфьяна ас-Саури: «Славить Аллаха в двух последних ракатах мне нравится больше, чем читать [Коран]». Ибрахим ан-Наха‘и считал, что молитва засчитывается, даже если молящийся не прочёл суру «Открывающую» и не славил Аллаха в последних двух ракатах, то есть во время стояния в них [Истизкар 4/197-198]. Мнение большинства в данном вопросе является более надёжным, тем более что нет сообщений о том, чтобы Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не читал суру «Открывающую» в каком-либо из ракатов. И сами же ханафитские учёные признают, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не оставлял те обязательные деяния, которые они относят к категории ваджибат [Касани 1/682].

5. Законоведы были согласны в том, что в первых двух ракатах пятничной, рассветной, закатной и вечерней молитв желательно, чтобы имам читал Коран вслух. Это также относится к тем, кто молится один [Маратиб аль-иджма 1/60, Маджму 3/355]. Но между ними есть разногласия по поводу того, должен ли читать Коран молящийся позади имама. Ханафиты считают, что молящийся позади имама не должен читать Коран ни тогда, когда имам читает Коран вслух, ни тогда, когда он читает Коран про себя [Бахр раик 1/599]. Они опираются на хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь молится вместе с имамом, то чтение имама засчитывается ему» [Ахмад 14684, Ибн Маджа 850, Сахих аль-джами 6487].

Зайд ибн ‘Али, Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавайхи считали, что молящийся позади имама не должен читать Коран, включая суру «Открывающую», когда имам читает Коран вслух. Всевышний сказал: «Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (сура 7 «Ограды», аят 204). Ибн ‘Аббас сказал: «Это относится к обязательным молитвам». Муджахид сказал, что это относится к чтению Корана в молитве вообще [Ибн Касир 3/537].

В пользу этого мнения также свидетельствует несколько хадисов. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Имам назначается для того, чтобы вы следовали за ним, и если он возвеличивает Аллаха, то и вы возвеличивайте Аллаха, если он читает Коран, то вы молчите и слушайте, а если он говорит: “Аллах слышит того, кто восхваляет Его”, — то говорите: “Господи наш, хвала Тебе!”» [Насаи 995, Сахих аль-джами 2358].

В другом хадисе Абу Хурайры говорится: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил молитву, в которой прочёл Коран вслух, а затем сказал: “Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной сейчас?” Один мужчина сказал: “Да, о Посланник Аллаха!” Он сказал: “А я думаю, почему мне так трудно читать Коран!” Услышав это от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, люди перестали читать Коран вместе с ним, когда он читал Коран вслух» [Ахмад 7806, Насаи 993, Абу Давуд 826, Тирмизи 312, Ибн Маджа 849, Сыфа ас-салят [1]/99].

Это сильное мнение, но все перечисленные доводы конкретизируется хадисами о необходимости чтения суры «Открывающей» даже тогда, когда имам читает Коран вслух. Поэтому богословы шафиитского мазхаба считают, что молящийся позади имама обязан читать суру «Открывающую» во всех ракатах, независимо от того, читает имам Коран вслух или про себя. То есть, если имам читает Коран про себя, то молящиеся позади него должны прочесть суру «Открывающую» и могут прочесть другие суры. Если же имам читает Коран вслух, то они должны прочесть про себя только суру «Открывающую» и ограничиться этим. Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита: «В одной из молитв Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран вслух и запутался. Завершив молитву, он повернулся к нам лицом и спросил: “Вы читаете Коран, когда я читаю вслух?” Некоторые из нас сказали: “Да, мы так и делаем”. Тогда он сказал: “А я думаю, почему мне так трудно читать Коран. Не делайте так. Когда я читаю вслух, не читайте ничего из Корана, кроме Матери Корана”». В версиях Ахмада и ат-Тирмизи говорится: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо молитва не засчитывается тому, кто не прочёл её» [Ахмад 22802, Насаи 994, Абу Давуд 824, Тирмизи 311].

Между шафиитами были разногласия по поводу того, когда именно следует читать суру «Открывающую» позади имама. Одни отмечали, что из очевидного смысла хадисов следует, что читать её можно вместе с имамом, когда тот читает суру «Открывающую». Другие считали, что читать её следует, когда имам приступает к чтению другой суры. Третьи утверждали, что лучше читать её во время пауз, которые делает имам, и это мнение наиболее предпочтительное, потому что против такого способа чтения не выступает ни один из богословов. Тем не менее, поскольку достоверных хадисов на эту тему нет, любой из перечисленных способов является правильным и законным [Найль аль-аутар [1]/377].

6. Завершив чтение суры «Открывающей», молящийся говорит Аминь. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда имам скажет Аминь, и вы говорите Аминь, и тому, кто скажет Аминь вместе с ангелами, будут прощены совершённые им ранее грехи» [Бухари 780, Муслим 410]. В хадисе Ваиля ибн Худжра говорится: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнеся слова «…не тех, которые под гневом, и не заблудших», говорил Аминь, удлиняя звуки» [Ахмад 18862, Абу Давуд 933, Тирмизи 248, Сыфа ас-салят [1]/101]. В одной из версий Ахмада, которую со слов Салямы ибн Кухайля рассказывал Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, понижал голос, когда говорил Аминь. Но этот же хадис со слов Салямы ибн Кухайля рассказывал Суфьян ас-Саури, и в его версии отмечается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повышал голос, когда говорил Аминь [Ахмад 18874, Абу Давуд 932]. Очевидно, что версия Шу‘бы противоречит другим сообщениям на эту тему. Рассказывают, что Абу Хурайра говорил: «Люди перестали говорить Аминь. Но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после произнесения слов «…не тех, которые под гневом, и не заблудших» говорил Аминь так, чтобы его услышали стоящие в первом ряду, а потом от этого слова сотрясалась вся мечеть» [Абу Давуд 934, Ибн Маджа 853].

Как пишет имам ат-Тирмизи, сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и их последователи из числа учёных произносили Аминь громко, а не про себя, и этого мнения придерживались аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхак. Причём это относится не только к имаму, но и к тем, кто молится позади него. Ханафиты считали, что имаму и молящимся позади него желательно говорить Аминь про себя, даже если Коран читается вслух. Имам Малик, согласно одному из сообщений, считал, что говорить Аминь полагается только тем, кто молится позади имама, то есть имам и молящиеся отдельно не должны произносить это слово [Тирмизи 1/289, Касани 2/44, Мугни 2/162].

Относительно значения слова Аминь существуют разные мнения. Согласно наиболее достоверному, оно означает: «Аллахумма, ответь!» [Ибн Касир 1/144]. Из достоверных хадисов также следует, что произнесение слова Аминь вместе является одним из достоинств и преимуществ мусульманской общины. Передают со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иудеи ни в чём не завидуют вам так, как они завидуют вам, когда вы приветствуете друг друга миром и говорите Аминь». В версии имама Ахмада говорится: «Поистине, они ни в чём не завидуют нам так, как они завидуют нам из-за пятницы, которую Аллах дал нам и которой они лишились, из-за киблы, которую Аллах дал нам и которой они лишились, и из-за того, как мы говорим Аминь, когда молимся позади имама» [Ибн Маджа 856, Сахих аль-джами 5613].

7. После чтения суры «Открывающей» молящийся может прочесть любую другую суру целиком или частично. Ибн Кудама пишет, что между законоведами не было разногласий по поводу чтения дополнительной суры после суры «Открывающей» в первых двух ракатах любой молитвы, и основанием для этого является то, что так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха [Мугни 2/164]. Ан-Навави пишет, что чтение дополнительной суры после суры «Открывающей» является желательным и что этого мнения придерживались Малик, Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа, Ахмад и многие учёные. В то же время ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Абу аль-‘Ас и некоторые другие считали, что после суры «Открывающей» обязательно прочесть ещё одну суру или хотя бы три аята [Маджму 3/353-354]. Как мы уже отмечали выше, ханафитские законоведы считали, что чтение дополнительной суры или хотя бы трёх коротких аятов обязательно в первых двух ракатах обязательных молитв и в дополнительных молитвах, и тот, кто не сделал этого по ошибке, должен совершить земные поклоны в конце молитвы [Табьин аль-хакаик 1/105].

Что же касается третьего и четвёртого ракатов, то из хадисов следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда читал в них дополнительную суру, а иногда не делал этого. Имам Малик считал чтение дополнительной суры в третьем и четвёртом ракатах нежелательным. Таким же было раннее мнение имама аш-Шафи‘и, от которого он впоследствии отказался. Некоторые ханафиты считали, что если молящийся по ошибке прочёл дополнительную суру в третьем или четвёртом ракатах, то он должен совершить земные поклоны для невнимательных, но многие другие имамы этого мазхаба считали чтение дополнительной суры в третьем и четвёртом ракатах не желательным, но дозволенным [Шарх ан-Навави 4/140, Радд аль-мухтар 2/150].

Из хадисов также известно, что иногда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, будучи имамом, читал длинные суры, а иногда — короткие суры. Поступая так, он принимал во внимание положение тех, кто молился позади него. Обычно в первом ракате молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал из Корана больше, чем во втором. Он мог прочесть суру «Ограды» целиком в двух ракатах закатной молитвы, хотя чаще всего в этой молитве он ограничивался короткими сурами [Азымабади [1]/377-379, Мубаракфури 2/220-221]. А в рассветной молитве он читал от шестидесяти до ста аятов, как об этом рассказывал славный сподвижник Абу Барза аль-Аслями [Бухари 541, Муслим 461].

Маликиты считают, что в молитве желательно читать суру целиком и только одну в каждом ракате, но если молящийся прочёл в одном ракате лишь несколько аятов из суры или несколько сур сразу, то он не должен совершать земные поклоны в конце молитвы [Мавахиб Аль-Джалиль 2/218]. По мнению шафиитов, молящийся может прочесть любой фрагмент из Корана, но прочесть целую суру лучше. Более того, прочесть целиком короткую суру лучше, чем прочесть несколько аятов такого же размера из большой суры. Некоторые ханбалиты считают нежелательным чтение в молитве фрагмента из середины какой-либо суры, но разрешают читать фрагмент из начала суры или её концовки. Другие законоведы этого мазхаба, наоборот, разрешают читать в молитве любой фрагмент из Корана. В дополнительных молитвах они разрешают читать в одном ракате больше одной суры, причём желательно не нарушая того порядка, в котором суры располагаются в мусхафе ‘Усмана. Что же касается обязательных молитв, то в них, по мнению ханбалитов, желательно читать в каждом ракате только одну суру. Шафииты тоже считают желательным соблюдение порядка, в котором суры располагаются в мусхафе, но считают дозволенным чтение двух и более сур в одном ракате [Маджму 3/349, Нихая аль-мухтадж 1/495, Мугни 2/166-168]. Ханафиты считают, что читать суры в том порядке, в котором они расположены в мусхафе ‘Усмана, обязательно, но тот, кто прочёл суры в обратном порядке, не должен совершать земные поклоны для невнимательных [Радд аль-мухтар 2/148]. Несмотря на мнение большинства, некоторые богословы, в том числе имам аль-Бухари, считали, что при чтении Корана в молитве соблюдение того порядка, в котором расположены суры в мусхафе ‘Усмана, необязательно. Передают, что известный таби аль-Ахнаф ибн Кайс прочёл в первом ракате суру «Пещера», а во втором ракате — суру «Юсуф» или «Юнус», а потом сказал, что так поступил ‘Умар ибн аль-Хаттаб во время рассветной молитвы [Бухари [1]/190].

Более подробно о том, какие суры из Корана Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал во время молитв, можно узнать из книг по фикху. Мы же подробно осветили этот вопрос в комментариях к сборнику «Булюг аль-марам» [Элементарный фикх [1]/523-533].

8. Также следует знать, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил читать Коран во время поясных и земных поклонов. Рассказывая о последних днях Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас сказал: «Люди выстроились в ряды позади Абу Бакра, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдёрнул занавес. Он сказал: “О люди! Из пророческих благовещений остаются только благочестивое сновидение, которое увидит мусульманин или которое увидят о нём другие. Знайте же, мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах. Поэтому в поясных поклонах возвеличивайте Господа, велик Он и могуч, а во время земных поклонов усердно читайте мольбы, ибо [в таком положении] вы больше заслуживаете, чтобы вам ответили”» [Муслим 479]. В другом хадисе, переданном со слов ‘Али ибн Абу Талиба, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мне читать Коран во время поясных и земных поклонов» [Муслим 480].

Из этих преданий следует, что читать Коран в поясных и земных поклонах запрещено, потому что поясные поклоны являются местом восхваления Аллаха, а земные поклоны — местом восхваления Его и мольбы. Имам ан-Навави пишет: «Если молящийся прочёл в поясном или земном поклоне что-либо из Корана, кроме суры «Открывающей», то молитва не становится недействительной, хотя это нежелательно. Если же он прочёл суру «Открывающую», то в [шафиитском] мазхабе по этому вопросу есть два мнения. Согласно наиболее достоверному из них, это нежелательно, но молитва от этого не становится недействительной. Согласно второму мнению, это запрещено и молитва становится недействительной, если молящийся сделал это сознательно. Если же он поступил так по ошибке, то это нежелательно. И независимо от того, поступил он так сознательно или по ошибке, по мнению аш-Шафи‘и, он должен совершить поклоны для невнимательных» [Шарх ан-Навави 4/262].