Разногласия вокруг басмали
Басмаля — это аят, которым открывается Коран: «Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим». Он означает: «[Я начинаю] с именем Аллаха Милостивого, Милующего».
Знатоки Корана придерживаются разных мнений о статусе этого аята. Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Тавус, ‘Ата’, Макхуль и Ибн аль-Мубарак считали, что басмаля является аятом во всех сурах Корана, кроме суры «Покаяние». Это мнение разделяли Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайхи, Абу ‘Убайд, а также куфийские, мекканские и большинство иракских богословов. Аль-Хаттаби сообщил, что так же считали Абу Хурайра и Са‘ид ибн Джубайр. Согласно другому мнению, басмаля является аятом только в суре «Открывающей». Аль-Байхаки пишет, что так считали ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Шихаб аз-Зухри и Суфьян ас-Саури. В своём «Сунане» он приводит сообщения о том, что этого мнения также придерживались Ибн ‘Аббас и Мухаммад ибн Ка‘б. В свою очередь имамы аль-Ауза‘и, Малик и Абу Ханифа считали, что басмаля не является аятом ни в одной из сур Корана, но является самостоятельным аятом, разделяющим суры. Это мнение также передают со слов имама Ахмада [Найль аль-аутар [1]/365].
Наибольшее практическое значение имеет вопрос о статусе басмали в суре «Открывающей». Примечательно, что доводы каждой из сторон довольно убедительны. Богословы, не считающие басмалю первым аятом этой суры, опираются на многочисленные сообщения о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не произносил басмалю вслух во время молитв. Передают со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и ‘Умар начинали молитву словами «Хвала Аллаху, Господу миров!» В версии Муслима говорится, что Анас не слышал, как они произносили басмалю ни в начале суры «Открывающей», ни после неё. В версии Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хузаймы сообщается, что они не произносили её вслух. В одной из версий Ибн Хузаймы говорится, что они произносили басмалю про себя [Бухари 743, Муслим 399, Ахмад 12910, Насаи 981, Ибн Хузайма 495, Булюг аль-марам 280].
Ещё один сильный довод в пользу этого мнения — хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Корана, то его [молитва] неполная, неполная, неполная, неполноценная». Кто-то сказал Абу Хурайре: «Но ведь мы стоим позади имама!» Он сказал: «Читай её про себя, потому что я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что Великий и Могучий Аллах сказал: “Я разделил молитву между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, о чём просит”. Когда раб говорит: “Хвала Аллаху, Господу миров”, — Аллах говорит: “Мой раб воздал Мне хвалу”. Когда он говорит: “Милостивому, Милующему”, — Аллах говорит: “Мой раб восхвалил Меня”. Когда он говорит: “Властелину дня воздаяния”, — Аллах говорит: “Мой раб восславил Меня”. Как-то он сказал: “Мой раб положился на Меня”. Когда раб говорит: “Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя молим о помощи”, — Аллах говорит: “Это между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, о чём просит”. Когда же он говорит: “Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, которые под гневом, и не заблудших”, — Аллах говорит: “Это — для Моего раба, и Мой раб получит то, о чём просит”» [Муслим 395].
В этом хадисе содержатся два указания на то, что басмаля не относится к суре «Открывающей». Во-первых, басмаля вообще не упоминается в нём, а сура начинается аятом «Хвала Аллаху, Господу миров». Во-вторых, слова «Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, которые под гневом, и не заблудших» принимаются как три аята. Хорошо известно, что сура «Открывающая» состоит из семи аятов, и это суждение основывается словах Всевышнего: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых [сур или аятов] и великий Коран» (сура 15 «Хиджр», аят 87). ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, Убайй ибн Ка‘б и другие ранние комментаторы говорили, что под «семью часто повторяемыми» подразумевается сура «Открывающая» [Табари 14/113-119]. А раз так, то получается, что басмаля не относится к ней. И хотя это мнение представляется весьма обоснованным, хадис Абу Хурайры не является неопровержимым доводом, поскольку упомянутое в нём разделение суры «Открывающей» имеет отношение к молитве, а не к самой суре вообще. Поэтому не все богословы соглашались с этим доводом.
Законоведы, относящие басмалю к суре «Открывающей», опирались на хадисы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начинал чтение этой суры с произнесения басмали. Мы уже упоминали хадис о том, что Анаса ибн Малика спросили: «Как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран?» И тогда он прочёл: «Би-сми Лляхи р-Рахмани р-Рахим», протяжно прочитав слова би-сми-ллях, ар-рахман и ар-рахим [Бухари 5046]. Есть также слова матери верующих Умм Салямы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читая суру «Открывающую» в молитве, вначале произносил басмалю и считал её одним из аятов. Аш-Шаукани сообщил, что это слабый хадис, потому что его передатчик по имени ‘Амр ибн Харун аль-Балхи был слабым, но похожее сообщение передал ад-Даракутни со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, через Абу Хурайру [Ибн Хузайма 493, Шаукани [1]/14].
В хадисе Абу Хурайры говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда вы читаете: “Хвала Аллаху…”, то читайте также: “С именем Аллаха Милостивого, Милующего”. Поистине, эта сура — Мать Корана, Мать Писания и семь часто повторяемых [аятов], а “С именем Аллаха Милостивого, Милующего” — это один из них». Ад-Даракутни назвал хадис прерванным, а его восходящую версию — слабой. Согласно аль-Албани, иснады восходящей и прерванной версий достоверны [Даракутни 1175, Байхаки 2390, Дайлами 1043, Сильсиля сахиха 1183]. Относительно надёжности этого хадиса есть разные мнения, но если он достоверен, то басмаля является первым аятом Матери Писания. А Аллах знает лучше!
Что же касается всех остальных сур, то басмаля не является их составной частью, но выступает как самостоятельный аят, служащий для разделения сур и испрашивания благословения. В пользу этого мнения свидетельствует хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Коране есть сура из тридцати аятов, которая заступается за человека до тех пор, пока ему не будет прощено. Это сура “Благословен Тот, в Чьей руке власть…”» [Ахмад 7962, Насаи 10478, Абу Давуд 1400, Тирмизи 2891, Ибн Маджа 3786, Сахих аль-джами 2091]. Известно, что сура «Власть» без басмали состоит из тридцати аятов. Следовательно, она не является частью этой суры, и то же самое можно сказать об остальных коранических сурах. Единственное исключение из этого правила — сура «Открывающая».
Следует знать, что между богословами нет разногласий по поводу того, что разное отношение к басмале не относится к проявлениям неверия и не выводит человека из ислама, поскольку разногласия по этому вопросу известны со времён сподвижников. В то же время богословы единодушны в том, что если человек отрицает хотя бы одну букву в Коране, которая признаётся всеми мусульманами, то он является неверующим. Богословы также единодушны в том, что басмаля является частью суры «Муравьи» и что она пишется в начале каждой суры, кроме суры «Покаяние». Между семью имамами кираатов также нет разногласий по поводу необходимости чтения басмали в начале всех сур Корана, кроме суры «Покаяние», если человек приступает к чтению с начала суры. Если же читающий Коран, завершив одну суру, приступает к чтению другой, то Ибн Касир, Калун, ‘Асым и аль-Кисаи произносили басмалю в начале следующей суры, тогда как Абу ‘Амр, Хамза, Варш и Ибн ‘Амир не произносили её [Найль аль-аутар [1]/366].