Заучивание Корана наизусть

Священный Коран и пречистая Сунна содержат много текстов, свидетельствующих о превосходстве знатоков Корана, которые изучили Писание Аллаха и запомнили его наизусть, руководствуются его заповедями и обучают этому других. Всевышний сказал: «Воистину, Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли [среди вас] поминающие?» (сура 54 «Луна», аят 17).

Это значит, что Аллах обязался помочь каждому, кто стремится изучить Коран и снискать тем самым Его благоволение. Однако не каждому, кто желает запомнить Коран наизусть, это удаётся, потому что существуют обстоятельства, пагубно отражающиеся на человеческой памяти. В этой главе, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о том, как человек может улучшить свою память и какие обстоятельства облегчают запоминание Корана наизусть.

Прежде всего давайте уясним для себя, что такое память. Согласно одному из определений, память — это способность долгое время сохранять информацию о событиях внешнего мира и наших реакциях на эти события, а также многократно переводить эту информацию в область сознания [Каменская [1]/319-320]. То есть наша память складывается из нескольких психофизиологических процессов, которые взаимосвязаны друг с другом. Понимание этих процессов и использование правильных стратегий усвоения и запоминания информации позволяет человеку эффективно сохранять, дифференцировать и воспроизводить ту информацию, которая ему полезна и необходима. И хотя учёные не знают, как вычислить максимальный объём нашей памяти и можно ли это сделать вообще, очевидно, что возможности человеческой памяти очень велики и практически безграничны.

Память человека выполняет несколько важных функций: отбор и закрепление информации, сохранение и накопление информации, а также воспроизведение информации. Сохранение информации — это связующее звено между отбором и воспроизведением информации, и оно качественно отличается от двух других функций. Отбор и воспроизведение информации — это активный процесс, при котором человек прилагает определённые усилия, сопровождающиеся повышенной психической активностью, а сохранение информации — это пассивный процесс, который не сопровождается дополнительной психической активностью. С памятью связан ещё один важный процесс — забывание информации, который необходим для оптимизации ресурсов памяти и фильтрации информации. Кроме того, забывание помогает нам избегать негативных последствий, вызванных непрерывным потоком информации, с которым мы сталкиваемся.

Каким же образом мы запоминаем информацию? Несмотря на существование различных научных гипотез о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. При этом существенных химических и структурных изменений в нейронах или синапсах не происходит, так как для этого требуется больше времени. Что же касается превращения краткосрочной памяти в долгосрочную, то оно обусловлено наступлением устойчивых изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток [Покровский [1]/595-596]. Говоря проще, поступление информации возбуждает нервную систему так, что результат этого сохраняется и после прекращения действия возбудителя. Нервные клетки сохраняют в себе сведения о характере возбуждения и обладают способностью воспроизвести его повторно при желании. Причём каждый нейрон способен хранить не одно воспоминание, а одновременно множество воспоминаний, вероятно, благодаря связям, которые он образует с другими нейронами [Namaziandost [1]/69].

Вместе с тем способность запоминать информацию зависит от множества факторов, и их взаимодействие может быть очень сложным. Одним из ключевых факторов, влияющих на способность запоминать, является внимание. Если внимание ослаблено или направлено на что-то другое, то возможности запоминания существенно уменьшаются. Способность запоминать также зависит от эмоционального состояния человека, степени его мотивации, способа обработки информации, его общего физического и психического состояния и ряда других факторов. К примеру, в стрессовых ситуациях нейромедиаторы могут блокировать синаптическую пластичность гиппокампа, ключевой области мозга, отвечающей за пространственную память. То есть высокий уровень стресса или тревоги может негативно повлиять на память [Schwabe [1]/1451].

В процессе обучения также важно правильно распределять время. Человеческий мозг, как и тело, нуждается в отдыхе, и поэтому периоды умственной активности следует чередовать с периодами умственного отдыха. Грамотное чередование периодов активности и отдыха позволяет не только лучше, но и быстрее запоминать информацию во всех деталях и подробностях. Но следует знать, что после запоминания информации человек сохраняет её в памяти лишь короткий период, продолжительность которого может быть больше или меньше в зависимости от его способностей, после чего он быстро забывает приобретённую информацию. Эта забывчивость может свести на нет все приложенные усилия, если человек не будет повторять выученный материал.

Период умственной активности с максимальной продуктивностью обычно составляет от 20 до 40 минут. Этот временной интервал может быть разным для разных людей. Некоторые люди могут эффективно работать более длительное время, а для других предпочтительны более короткие сессии. В течение них заучиваемый материал желательно записать, причём объём его зависит от умственных способностей человека. В течение следующих десяти минут лучше отдохнуть, после чего нужно воспроизвести по памяти и записать то, что человеку удалось запомнить, и сверить эти записи с первоначальными. Для закрепления выученного материала на следующий день следует повторить его в течение 2-4 минут. Через неделю желательно повторить его ещё раз. Эффективность повторения увеличивается, если оно осуществляется с определёнными интервалами.

Следует помнить, что очень часто мы забываем прочитанное или услышанное из-за того, что не концентрируем на нём внимание. Поэтому при изучении сложного материала нужно сосредоточиться и повторить его столько раз, сколько потребуется. Не менее важно при этом подмечать мелкие детали и связывать новую информацию с теми сведениями, которые нам уже известны. То есть изучаемый материал нужно систематизировать, разделять на группы и категории, обращая внимание на сходства и различия между ними. Ещё один эффективный приём — создание так называемых ключей, облегчающих доступ к информации, хранящейся в памяти. Когда приобретённая информация организована во взаимосвязанные блоки, одного слова или фразы может быть достаточно для восстановления в памяти большого объёма сведений.

Концентрация особенно важна при запоминании информации, воспринимаемой на слух. Через органы слуха мы ежедневно получаем огромное количество информации, но запоминаем далеко не всё. Для того чтобы запомнить услышанное, мы должны идентифицировать и обработать слуховую информацию и придать ей соответствующую оболочку в нашем сознании. Разумеется, для этого необходимо внимательно слушать то, что мы хотим понять и запомнить. Не секрет, что мы видим и слышим посредством наших органов чувств, но задумываемся над вещами посредством нашего разума. И если мы не присутствуем сердцем и не задумываемся над тем, что проникает в него через органы чувств, то нам будет трудно сохранить такую информацию в памяти. Тут уместно вспомнить слова Всевышнего: «Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (сура 7 «Ограды», аят 204).

Таким образом, усвоению и запоминанию информации способствуют разные приёмы, которые в основе своей просты и общедоступны. Но нужно понимать, что забывание — это естественный процесс, и противостоять ему можно только путём регулярного повторения. Ещё лучше, когда повторение не ограничивается прочтением или прослушиванием изученного материала, а сопровождается активным воспроизведением его из памяти. Это может включать в себя создание конспектов или записей, объяснение материала вслух, обучение других и т. п. То есть активное повторение направлено на более глубокое понимание и взаимодействие с пройденным материалом. При этом используются различные сенсорные каналы, такие как слух, зрение и движение, что способствует формированию более глубоких связей в памяти.

Всё сказанное выше носит общий характер и распространяется на любой материал, который человек хочет выучить. Однако Священный Коран, Слово Всемогущего Господа, отличается от любых других книг, и поэтому к желающему выучить его наизусть предъявляются более строгие требования. Быть знатоком Корана — великая честь и большая ответственность. Писание Аллаха освещает путь перед мусульманином и обязывает его неукоснительно следовать этим путём, выполняя предписания религии и призывая к этому остальных. Если человек сумеет заслужить такую честь и справится с этой ответственностью, то Всевышний Аллах введёт его в Райские сады и поселит среди пророков, правдивых праведников, павших мучеников и благочестивых мужей, чтобы он наслаждался вместе с ними Словом Аллаха, которое он так возлюбил в земной жизни. И вот несколько рекомендаций тем, кто надеется обрести эту великую милость и приблизиться к Всевышнему Господу посредством Его Писания.

1. Имей чистое намерение

Мусульманин обязан совершать все праведные поступки искренне ради Всевышнего Аллаха, никого не приобщая в сотоварищи к Нему, ибо только так он может оставаться верным свидетельству «нет божества, кроме Аллаха». А для того, чтобы быть искренним перед Аллахом, он должен желать только Его награды, искать только Его довольства и всячески избегать лицемерия и тщеславия. Имам ан-Насаи передал хадис о том, что какой-то мужчина пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Что ты думаешь о человеке, который отправился в поход ради награды и славы? Что он получит?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ничего». Он повторил свой вопрос трижды, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды сказал: «Ничего». Потом он добавил: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне ради Него, из стремления к Его лику» [Насаи 4333].

Поэтому мусульманин должен изучать Священный Коран только ради Аллаха, не рассчитывая прославиться благодаря этому, услышать похвалу людей, получить материальную выгоду или добиться высокого положения в этом мире. В этом заключается секрет успешного изучения Корана, ибо Всевышний Аллах облегчает изучение его тем, кто всей душой устремляется только к Нему. Тех же, кто изучает Коран с корыстной целью, ожидают разочарование и убыток. Всевышний сказал: «Того, кто желает преходящей жизни, Мы одарим в ней, — кого пожелаем и чем пожелаем, — а потом Мы поместим его в геенну, где он будет гореть презренным и отверженным» (сура 17 «Ночной перенос», аят 18). Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, сказал: «Кто изучил знание, которое следовало изучить ради лика Аллаха, только для приобретения посредством его мирских благ, тот не почувствует благоухания Рая в день воскрешения» [Ахмад 8438, Абу Давуд 3664, Ибн Маджа 252]. А в другом хадисе, переданном со слов Ка‘ба ибн Малика, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто приобретает знания для того, чтобы соперничать с учёными, спорить с глупцами или чтобы люди обращали к нему свои лица, Аллах введёт в Огонь» [Тирмизи 2654, Сахих аль-джами 6383].

Огромная польза чистого намерения при изучении Корана заключается ещё и в том, что человек избавляется от наущений шайтана. Именно эти наущения рассеивают мысли учащегося и не позволяют ему сосредоточиться на том, что приносит пользу. И если мусульманину удастся избавиться от них, то он разрушит одно из самых больших препятствий на пути к Корану.

Искренность и чистое намерение всегда отталкивают шайтана и оберегают человека от его козней. Причина этого в том, что шайтан не властен над искренними рабами Аллаха. В Коране сообщается, что шайтан сказал: «Господи, за то, что Ты совратил меня, я приукрашу для них [грехи и удовольствия] на земле и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных рабов». В ответ Господь сказал ему: «Это — путь, ведущий прямо ко Мне. Поистине, у тебя нет власти над Моими рабами, кроме заблудших, которые последуют за тобой» (сура 15 «Хиджр», аяты 39-42).

Чистое намерение является залогом успеха и обеспечивает человеку поддержку и помощь Аллаха. Но добиться его непросто, и это требует от мусульманина жертвенности и больших усилий. Рассказывают, что Сахля ат-Тустари спросили: «Что тяжелее всего для нафса?» Он сказал: «Чистое намерение, потому что нафс ничего не получает от этого». Макхуль говорил: «Если раб проявляет искренность на протяжении сорока дней, то источник мудрости в его сердце начинает пробиваться у него на устах». А Юсуф ибн аль-Хусейн говорил: «Самое трудное в этом мире — очистить намерение. Я столько стараюсь очистить моё сердце от показухи, а она будто меняет свой вид и прорастает заново» [Мадаридж ас-саликин 2/92].

2. Уповай на Всевышнего Аллаха

После укрепления в душе чистого намерения изучить Коран ради Аллаха нужно решительно взяться за дело, уповая на Всевышнего Господа. Решимость — это твёрдое намерение приступить к делу и довести его до конца. Решимость при изучении Корана должна подкрепляться верой в то, что это — лучшее из деяний, которое только может совершить человек и которое принесёт ему успех как в этом мире, так и в будущей жизни. А дополняться она должна упованием на Аллаха, поскольку в Священном Коране сказано: «А когда примешь решение, то уповай на Аллаха. Поистине, Аллах любит уповающих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Упование — это твёрдая вера в то, что Аллах непременно поможет Своему рабу обрести добро и уберечься от зла в мирских и религиозных делах. Вера и надежда — это суть упования, а упование — это ключ к успеху и залог благополучия. И поэтому пророк Шу‘айб, мир ему, сказал: «Помогает мне только Аллах. Только на Него я уповаю и только к Нему обращаюсь» (сура 11 «Худ», аят 88).

Изучающий Коран обязан осознавать важность упования на Аллаха и полагаться на своего Господа, однако это отнюдь не означает того, что, положившись на Аллаха, он может пренебречь практическими шагами для заучивания Его Книги. В хадисе сообщается, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха! Мне привязать верблюда и уповать или же освободить его и уповать?» В ответ он сказал: «Привяжи его и уповай!» [Тирмизи 2517, Сахих аль-джами 1068].

3. Моли Аллаха о помощи

Мусульманин, желающий выучить наизусть Писание Аллаха, должен прибегать к помощи своего Всевышнего Покровителя, потому что Божественная поддержка облегчает даже самые трудные дела. В Коране сказано: «Ваш Господь сказал: “Молитесь Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в геенну униженными”» (сура 40 «Прощающий», аят 60).

Взывая к Аллаху, мусульманин должен смириться перед Ним и выказывать бесконечную нужду в Его милости. И если даже не всё даётся ему легко, он не должен отчаиваться и терять надежду на то, что Аллах примет его мольбу. Напротив, он должен молить Аллаха решительно и настойчиво, твёрдо веря в то, что его мольба будет услышана и принята. Он должен просить Господа оказать ему великую милость, укрепить его решимость изучить Коран, облегчить для него это начинание. Наряду с этим ему следует молить Аллаха о том, чтобы он и дальше оставался покорным Господу, чтобы его силы и способности восстанавливались всякий раз, когда он в этом нуждается.

Словно призывая к этому, Всевышний повелел Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, вымаливать новые и новые полезные знания, говоря: «Господи, умножь мои знания» (сура 20 «Та, ха», аят 114). Этот и многие другие аяты свидетельствуют о том, что мольба была главным средством, которым пользовались Божьи пророки и посланники, когда хотели добиться желаемого. И мы должны брать с них пример и следовать их путём, выполняя повеления нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Призывайте Аллаха, будучи уверенными в том, что вам ответят, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбу из беспечного и невнимательного сердца» [Тирмизи 3479, Сахих аль-джами 245].

4. Совершай истихару

Приступая к любому важному делу, мусульманин в первую очередь должен постараться получить благословение Аллаха. Это особенно необходимо тогда, когда он имеет твёрдое намерение выучить наизусть Писание Аллаха и стать одним из тех, чьи сердца раскрыты для Слова Божьего, но колеблется в выборе метода изучения или не знает, откуда и как лучше начать заучивать Коран. В этом случае ему следует совершить молитву истихара, то есть попросить Аллаха подсказать ему правильный выбор и наставить его на самый лучший путь. Это поможет ему в выборе учителя и наиболее подходящего метода обучения.

Передают, что Джабир ибн ‘Абдаллах сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал нас испрашивать благословение у Аллаха во всех делах так же, как он обучал нас сурам из Корана». Он говорил: «Если кто-либо из вас вознамерится сделать что-либо, пусть совершит два раката, помимо обязательных, а затем скажет: “Аллахумма, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, и Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь всё о сокровенном! Аллахумма, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом благослови его для меня. Но если Ты знаешь, что это дело будет вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него, и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом сделай меня удовлетворённым этим /Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадликя ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва анта ‘алляму ль-гуйуби! Аллахумма ин кунта та‘ляму анна хаза ль-амра хайрун ли фи дин-и ва ма‘аш-и ва ‘акибати амр-и фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи, ва ин кунта та‘ляму анна хаза ль-амра шаррун ли фи дин-и ва ма‘аш-и ва ‘акибати амр-и фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘анху ва-кдур лийа ль-хайра хайсу кяна сумма арды-ни би-хи”. А после этого пусть назовет своё дело» [Бухари 1162].

Богословы отмечали, что после совершения истихары человек должен выбрать тот путь, к которому склоняется его сердце, а если он не может отдать предпочтение чему-либо определённому, то ему следует делать то, что открывается ему, полагаясь на Аллаха и надеясь на то, что Аллах не лишит его милости и облегчит ему то, что принесёт ему одну только пользу. Ибн аз-Замлякани (ум. 727/1327) сказал: «Если человек совершил два раката истихары, пусть делает то, что открывается ему, независимо от того, испытывает он от этого облегчение или нет. Это принесёт ему пользу, даже если он не ощущает облегчения в душе. И в хадисе ничего не говорится о том, что при этом нужно испытывать облегчение» [Субки 9/206]. Не будет ничего плохого и в том, что он посоветуется с людьми, которые прошли этот путь до него, потому что разумный человек всегда спрашивает мнение знающих людей. Как говорится, одна голова — хорошо, а две — лучше. И если человек отказывается испрашивать благословение Аллаха и советоваться с учёными, то его путь может оказаться трудным, а его усилия — бесплодными.

5. Будь терпелив и настойчив

Наряду с мольбой к Аллаху каждый, кто хочет изучить Коран, должен запастись недюжинным терпением, поскольку оно всегда необходимо в делах, приносящих великое благо. Кроме того, он должен быть уверен в том, что Господь непременно окажет ему поддержку. И если он вооружится терпением и непоколебимой уверенностью, то обязательно достигнет больших высот в делах религии, в том числе в изучении Писания Аллаха. Всевышний сказал: «Мы создали среди них имамов, которые вели верным путём по Нашему велению, потому что они были терпеливы и убеждены в Наших знамениях» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

Некоторые богословы определяют терпение как умение удержать сердце от негодования, язык — от сетования, а тело — от дурных поступков. И это значит, что при изучении Корана мусульманин должен быть терпелив и стоек, ибо на этом пути его поджидают большие трудности, сильные искушения и долгие бессонные ночи. А помочь ему в этом может твёрдая убеждённость, которая удерживает от сомнений, колебаний, страха, беспокойства и душевного упадка.

Яхья ибн Абу Касир говорил: «Нельзя обрести знание, если тело отдыхает» [Муслим [1]/277, Хилья аль-аулия 3/66]. Ибн аль-Джаузи пишет: «Путь ко всему ценному и значимому бывает долгим и трудным, и поскольку самое ценное — это знания, приобрести их можно только благодаря стараниям, бессонным ночам, повторению и отказу от удовольствий и отдыха. Один из факихов рассказывал: “На протяжении нескольких лет я хотел попробовать харису, но не мог сделать этого, потому что её продавали тогда, когда нужно было слушать урок”» [Сайд аль-хатыр [1]/446].

6. Дорожи святостью Корана

Наполняя сердце Словом Аллаха, верующий также должен помнить, что он готовится взять на себя ответственность, которая лежит на всех обладающих знанием. Он должен бояться Аллаха должным образом, избегать празднословия и знать цену своим словам, сторониться плохих людей и всего, что может стать искушением для его веры. Своим видом и поведением он должен напоминать людям об Аллахе, чтобы они не позволяли себе в его присутствии сплетничать, злословить, рассказывать неуместные шутки или совершать другие непристойные дела. Он не должен унижать знания, обивая пороги богатых людей, ибо то, чем одарил его Аллах, лучше, чем земные блага, которыми Он одаряет всех Своих рабов.

Разъясняя обязанности того, кто выучил Коран наизусть, имам аль-Аджурри (ум. 360/970) пишет: «Прежде всего он должен бояться Аллаха втайне и открыто, проявляя осмотрительность в еде, питье, одежде и жилье. Он должен учитывать особенности своего времени и испорченность людей, чтобы призывать их к религии, интересоваться их делами и исправлять их пороки.

Он должен оберегать свой язык и быть осмотрительным в речи: если он говорит, то говорит на основании знания, потому что считает это правильным, а если он молчит, то молчит на основании знания, потому что считает это правильным, и он не вмешивается в то, что его не касается, опасаясь своего языка больше, чем он опасается своих врагов. Для того чтобы уберечься от зла своего языка и его последствий, он должен держать его в заточении так, как держат в заточении врага, и должен мало смеяться над тем, над чем обычно смеются люди, потому что у смеха дурные последствия. Услышав правдивую шутку, он может улыбнуться. Но он не должен шутить для того, чтобы смешить людей, и если он хочет пошутить, то должен сказать то, что есть на самом деле.

Он также должен быть приветливым, говорить благодушно, не расхваливая себя заслуженно и тем более незаслуженно. Он должен удерживать свой нафс от того, что может вызвать гнев Господа, не должен злословить за чужой спиной, пренебрежительно высказываться о ком-либо, оскорблять кого-либо или радоваться чужой беде. Он не должен притеснять людей, завидовать им или плохо думать о ком-либо, кроме тех, кто заслуживает этого. Можно завидовать на основании знания, делать предположения на основании знания, говорить о чьих-то недостатках на основании знания, умалчивать о каких-то качествах человека на основании знания, и разъяснение всех благородных качеств есть в Коране, Сунне и мусульманском праве.

Он также должен оберегать все части своего тела от запретного, должен знать, как ходить и как садиться, и должен делать так, чтобы не навредить людям ни языком, ни рукой. Он не должен вести себя неподобающе, а если люди поступают с ним так, то ему следует проявить кротость. И он не должен поступать несправедливо, а если с ним поступают так, то ему следует простить. И он не должен проявлять агрессию, а если с ним поступают так, то ему надлежит проявить терпение и сдержать гнев, чтобы его Господь остался доволен им, а его враги пришли от этого в ярость.

Он всегда должен вести себя скромно и принимать истину от любого, кто скажет её, будь он стар или млад. И он должен пытаться возвыситься перед Аллахом, а не перед людьми. Гордыня должна быть ненавистна ему, и он должен остерегаться её. Ему нельзя кормиться за счёт Корана и желать, чтобы кто-то покрыл его нужды ради Корана. Он не должен использовать Коран для приближения к сыновьям правителей или богачам, чтобы те одаряли его. Пусть люди зарабатывают много без знаний и прозорливости, он, обладающий знаниями и пониманием религии, должен довольствоваться малым. Пусть люди носят мягкую и роскошную одежду, он должен носить только дозволенное, покрывая свой аурат. Если Аллах одарит его большим, он может позволить себе больше, но если Аллах ограничит его возможности, то он должен довольствоваться малым, и этого ему хватит» [Ахляк ахль аль-Куран [1]/77-78].

Помимо этих наставлений, тесно связанных с верой и религией, нельзя упускать из виду и практические советы о том, как легче выучить наизусть Коран.

1. Изучение Корана с раннего возраста

Между специалистами нет разногласий по поводу того, что оптимальным для изучения Корана является возраст от 5 до 20-25 лет. Это так называемые «золотые годы памяти». А после 50 лет память начинает постепенно ухудшаться, а способность к восприятию притупляется. И если человеку удаётся выучить Коран наизусть в раннем возрасте и жить в соответствии с его предписаниями, то по мере развития его тела и разума, коранические откровения всё лучше и лучше закрепляются в его памяти. Говорят даже, что выученное наизусть в детском возрасте подобно высеченному на камне. Разумеется, ответственность за изучение Корана детьми лежит на родителях, которые должны побуждать их к изучению религии, создавать для этого необходимые условия и своим примером вдохновлять их на совершение добрых дел. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, топливом для которого будут люди и камни» (сура 66 «Запрещение», аят 6). Безусловно, для спасения в будущей жизни люди должны иметь непорочные сердца, и самое лучшее средство сохранить непорочность и очистить душу — заучивание Корана наизусть и выполнение его заповедей.

2. Соблюдение норм этикета

При чтении и изучении Корана учащийся должен соблюдать правила этикета, всем своим поведением выказывая почтение к Писанию Аллаха. Всевышний сказал: «Вот так, и кто почитает святыни Аллаха, тот [поступает] так из-за богобоязненности в сердце» (сура 22 «Хадж», аят 32). Из этого аята следует, что соблюдение этикета и смирение перед Аллахом при чтении или изучении Корана является долгом каждого богобоязненного мусульманина. Поэтому сподвижники, прежде чем обучить своих детей Корану и религии, обучали их правилам поведения и нормам нравственности. Джундуб ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Мы были подростками рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и обучились вере прежде, чем обучились Корану. А потом мы обучились Корану, и благодаря ему наша вера усилилась» [Ибн Маджа 61]. Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: «Бывало, что мы ходили к учёному, и воспитанность, которой мы обучались от него, для нас значила больше, чем его знания» [Хилья аль-аулия 3/363].

Об этикете чтения Корана мы уже говорили, и поэтому здесь ограничимся лишь перечислением некоторых правил, соблюдение которых желательно в присутствии преподавателя Корана. Учащийся должен вести себя скромно и смиренно, даже если преподаватель младше него по возрасту, и должен слушаться его, как больной слушается заслуживающего доверия врача. Он не должен повышать голос в присутствии преподавателя, перебивать его и задавать ему вопросы до того, как ему будет позволено. Почтение к преподавателю должно выражаться даже в том, как сидит учащийся в его присутствии, и лучше всего, если он не будет скрещивать ноги, а сядет на голени и положит руки на бёдра, потому что именно так поступил ангел Джибриль, когда пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы задать ему несколько вопросов и обучить мусульман их религии [Муслим 8].

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Учёный имеет право на то, чтобы ты приветствовал его особым образом, когда приветствуешь людей, и сидел перед ним, не подавая знаков ни рукой, ни глазами, и не говорил, что кто-то другой сказал нечто противоположное его словам, и ни за кем не сплетничал в его присутствии, и ни с кем не шептался на его собрании, и не хватал его за одежду, и не проявлял настойчивость, если он устал, и не избегал долгого общения с ним, ведь оно будто пальма, и ты ожидаешь, когда на тебя упадёт что-нибудь с неё. Поистине, награда верующего учёного больше, чем награда постящегося, молящегося и сражающегося на пути Аллаха, и когда учёный умирает, в исламе образуется пробоина, которую не заделать до дня воскрешения» [Канз аль-уммаль 29363].

Именно благодаря такому нраву наши предшественники достигли больших высот праведности и учёности. Имам аш-Шафи‘и рассказывал: «Из уважения к Малику, да смилуется над ним Аллах, я осторожно разглаживал бумагу в его присутствии, чтобы он не слышал её шуршания» [Маджму 1/66-67]. А его ученик ар-Раби‘ ибн Сулейман говорил: «Клянусь Аллахом, когда аш-Шафи‘и смотрел на меня, я не смел [даже] выпить воду из почтения к нему» [Ибн Асакир 51/404]. Бишр ибн аль-Харис рассказывал, что какой-то мужчина спросил ‘Абдаллаха ибн аль-Мубарака о хадисе, когда тот шёл по дороге, и ‘Абдаллах сказал ему: «Не так оказывают уважение к знаниям». Бишр сказал: «Его ответ мне очень понравился» [Хилья аль-аулия 8/166]. Также рассказывают, что однажды на уроке Исма‘иля ибн ‘Уляйи некоторые ученики рассмеялись после чьих-то слов. На том собрании был также Ахмад ибн Ханбаль. И когда люди снова пришли к Ибн ‘Уляйе, тот не скрывал своего недовольства и сказал: «Как вы могли смеяться в присутствии Ахмада ибн Ханбаля?!» [Ибн Асакир 5/267].

3. Соблюдение правил чтения

Важным шагом, облегчающим изучение Писания Аллаха, является изучение и соблюдение правил таджвида. Обучившись правильному чтению Корана от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники и их последователи передавали эти знания из уст в уста, из поколения в поколение, благодаря чему мы сегодня имеем возможность читать Книгу Аллаха точно так, как она была ниспослана. Всевышний сказал об этом: «Те, кому Мы дали Писание и кто читает его должным образом, — они веруют в него» (сура 2 «Корова», аят 121). Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран так, как вас этому обучили, ибо, поистине, ваших предшественников погубило то, что они поступали наперекор своим пророкам» [Табари 1/22-23, Сахих аль-джами 1171].

Знать места образования звуков и читать Коран правильно важнее, чем выучить наизусть много аятов. А обучиться этому можно только от знатоков Корана. Внимательно слушая чтение Корана, концентрируясь на произношении звуков и слов, повторяя аяты за искусным чтецом и корректируя своё произношение, мусульманин учится отдавать должное каждой букве в Писании Аллаха, то есть произносить звуки правильно, учитывая места их образования и положения в тексте. Именно так Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучился Корану от ангела Джибриля, а затем обучил этому своих сподвижников.

4. Использование мусхафов, написанных одним шрифтом

Для скорейшего заучивания аятов и сур также рекомендуется пользоваться экземплярами Корана, написанными одним шрифтом. Это позволяет запоминать не только текст откровений, но и порядок расположения слов на странице. Данное обстоятельство нельзя упускать из виду, потому что зрительная память играет важную роль в процессе обучения. Постоянное чтение одного и того же экземпляра Корана и концентрация внимания на каждой строке и на каждом слове помогают сохранить в памяти изображение всей страницы, что облегчает запоминание текста и воспроизведение его в памяти.

5. Повторение выученных аятов и сур

Заучивание наизусть Корана отличается от заучивания любого другого произведения, будь то стихи или проза. Причин тому много, и одна из них заключается в том, что Коран быстро расстаётся с тем, кто не уделяет ему должного внимания или относится к нему небрежно. Мы уже приводили хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, он ускользает быстрее, чем верблюды, [избавивишиеся] от своих пут» [Бухари 5033, Муслим 791]. Это подтверждается и словами Всевышнего: «Поистине, Мы пошлём тебе весомые слова» (сура 73 «Закутавшийся», аят 5).

Сердце не может хранить эти весомые слова, если человек относится к ним беспечно. И стоит знатоку Корану перестать повторять его регулярно, как он начинает постепенно забывать то, что знал прежде. Повторять Коран можно про себя для того, чтобы закрепить в памяти выученные аяты и суры, но лучше делать это вслух, читая выученные откровения наизусть и соблюдая при этом правила чтения Корана. Эти повторения должны носить регулярный характер, и если поначалу они утомительны и обременительны, то со временем учащийся начинает получать от них удовольствие, они доставляют ему радость и приносят облегчение.

Повторение играет важную роль как в процессе обучения, так и в последующем. Если учащийся выучил установленную для него норму, он не должен поспешно переходить к следующим сурам или аятам, не закрепив как следует пройденный материал. Соблазн поскорее выучить как можно больше сур бывает велик, и нафсу легче заучивать новые суры, чем повторять то, что он уже знает. Тем не менее закрепить выученные части Корана важнее, чем приступить к изучению новых, потому что без повторения аяты Корана легко забываются и учащийся начинает запутываться в них.

6. Отведение особых часов для чтения Корана

Не секрет, что мусульмане читают Коран и днём и ночью. Они читают его во время обязательных и дополнительных молитв, перед рассветом и перед закатом, перед сном и после пробуждения от сна. Если человек регулярно повторяет Коран, то ему не составляет труда сохранять в памяти всё, что он сумел выучить. Тем не менее желательно, чтобы знаток Корана регулярно (например, один раз в неделю или в три дня) отводил несколько часов для полного повторения всего, что он знает наизусть.

В этой связи уместно отметить, какие именно часы являются наиболее подходящими для чтения, изучения и повторения Корана. Имам ан-Навави пишет: «Знай, что лучше всего читать Коран в молитве. Аш-Шафи‘и и другие [учёные] считали, что простоять в молитве дольше лучше, чем провести больше времени в земном поклоне или других [положениях]. Что же касается чтения Корана вне молитвы, то лучше всего читать его среди ночи, и последняя половина ночи в этом отношении лучше, чем её первая половина. Также хорошо читать Коран между закатной и вечерней молитвами. Днём лучше всего читать Коран после рассветной молитвы, и нет никаких ограничений на чтение Корана в любое время дня» [Навави. Тибьян [1]/155-156].

1. Таким образом, лучше всего читать и повторять Коран во время ночных молитв. Если днём человек выполняет множество разных дел, то с наступлением темноты он может всецело посвятить себя чтению Корана и общению со своим Господом. Всевышний сказал: «И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе» (сура 17 «Ночной перенос», аят 79); «Поистине, молитвы среди ночи тяжелее, но правильнее произносятся» (сура 73 «Закутавшийся», аят 6).

Поспать после вечерней молитвы, а потом подняться на ночную молитву в последние часы ночи лучше, чем провести в молитве первую часть ночи. В предрассветные часы на землю опускается покой, а Всемогущий Аллах спускается на ближайшее небо, чтобы ответить на молитвы тех, кто ищет Его милости и благоволения. Именно поэтому верующие, которые поминают Аллаха перед рассветом, особо отмечены в Коране: «Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 17); «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом молили о прощении» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 17-18).

Рассказывают, что ‘Амр ибн ‘Абаса ас-Сулями спросил: «О Посланник Аллаха, в какие часы ночи [молитвы] принимаются лучше?» Он сказал: «В последние часы ночи, и молись, сколько пожелаешь, потому что эти молитвы совершаются при свидетелях и записываются». В версии ан-Насаи говорится: «Раб ближе всего к Господу в последние часы ночи, и если можешь стать одним из тех, кто поминает Аллаха в эти часы, стань им, потому что молитвы [в это время] совершаются при свидетелях до восхода солнца» [Насаи 1556, Абу Давуд 1277].

2. При возможности хорошо взять привычку повторять Коран во время рассветной молитвы. Всевышний сказал: «Совершай молитвы с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях» (сура 17 «Ночной перенос», аят 78). Здесь речь идёт о чтении Корана в рассветной молитве. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совместная молитва в двадцать пять раз превосходит молитву, которую мужчина совершает в одиночку, а во время рассветной молитвы ангелы ночи и ангелы дня собираются вместе» [Бухари 4717, Муслим 649]. Это значит, что ангелы собираются для того, чтобы послушать чтение Корана в это время, а потом свидетельствуют об этом перед Аллахом. Аль-Куртуби пишет, что учёные Медины считали желательным подолгу читать Коран во время рассветной молитвы, если это не беспокоит молящихся позади имама [Куртуби 13/142].

Передают со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какая молитва самая лучшая?» Он сказал: «Когда дольше стоишь, [читая Коран]» [Муслим 756]. Анас ибн Малик рассказывал, что как-то раз Абу Бакр прочитал во время рассветной молитвы суру «Корова» полностью. ‘Умар сказал ему: «Солнце уже почти взошло», — на что Абу Бакр ответил: «Если бы оно взошло, то не застало бы нас беспечными» [Малик 1/82, Байхаки 4015]. ‘Абдаллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а рассказывал, что в другой раз ‘Умар ибн аль-Хаттаб во время рассветной молитвы медленно прочёл суры «Юсуф» и «Хадж». Кто-то спросил: «Значит, они молились почти до восхода солнца?» Он ответил: «Да» [Малик 1/82, Байхаки 4017].

Время после рассветной молитвы до восхода солнца тоже идеально подходит для повторения Корана, и праведные предшественники дорожили им для того, чтобы много поминать Аллаха и приближаться к Нему. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершил рассветную молитву вместе с мусульманами и просидел до восхода солнца, поминая Аллаха, а потом совершил два раката, тот заслужил награду за хадж или за умру». Потом он добавил: «Полную награду, полную, полную» [Тирмизи 586, Сахих ат-таргиб 464].

3. Регулярно читать и повторять Коран можно перед обязательными молитвами между азаном и икамой. Это благодатные промежутки времени, когда молитвы верующих не отвергаются. Передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба между азаном и икамой не отвергается» [Ахмад 12221, Насаи 9813, 9814, Абу Давуд 521, Тирмизи 212]. Если читать Коран наизусть по пять минут перед каждой обязательной молитвой, то на повторение всего Корана уйдёт от одного до двух месяцев, то есть только этих коротких промежутков времени достаточно, чтобы перечитывать Книгу Аллаха несколько раз в году.

4. В зависимости от рабочего графика и домашних дел чтению Корана можно отводить отдельные часы между послеполуденной и закатной молитвами или между закатной и вечерней молитвами. Промежутки времени между этими молитвами небольшие, особенно зимой, и хорошо, когда верующий использует их для приближения к Аллаху и чтения Корана. Ещё лучше, если с этой целью он приходит в мечеть и проводит там время от одной молитвы до другой. Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира аль-Джухани, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершил омовение и пешком направился в мечеть, чтобы помолиться, то за каждый шаг по пути в мечеть ему записывают десять добрых дел, и если он сидит в ожидании молитвы, то он будто молится, и он числится среди молящихся с того момента, как он вышел из дома, до того, как он вернётся домой» [Ибн Хузайма 1492, Сахих аль-джами 434].

Также можно читать и повторять Коран в общественном транспорте по дороге на работу или домой, особенно когда поездка занимает много времени, которое можно продуктивно использовать для повторения сур. В некоторых случаях можно отводить для чтения Корана рабочие часы, когда это позволяют обстоятельства, например, если человек работает вахтёром, сторожем и т. п.

5. Особое внимание чтению и повторению Корана нужно уделять в рамадане. Это — месяц поста и Корана, когда мусульмане очищаются душой и телом и наполняют свои сердца Словом Аллаха. Всевышний сказал: «В месяце рамадан был ниспослан Коран, верное руководство для людей, ясные доводы из верного руководства и фуркан» (сура 2 «Корова», аят 185). Безусловно, ниспослание Корана — одно из достоинств рамадана, и чтение Писания Аллаха в этом месяце приносит верующему больше пользы, чем в другое время. Мы уже упоминали о том, что в рамадане Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, повторял Коран вместе с ангелом Джибрилем и выстаивал долгие ночные молитвы. Его сподвижники и праведные имамы после них тоже проводили рамадан за чтением Корана и размышлением над его аятами.

Ибн Раджаб пишет: «В месяце рамадане наши предшественники читали Коран как в молитве, так и в другое время. Аль-Асвад [ибн Язид] полностью перечитывал Коран в рамадане каждые две ночи. Так же поступал [Ибрахим] ан-Наха‘и в последние десять ночей, а в другие дни рамадана он перечитывал Коран каждые три дня. Катада регулярно перечитывал Коран каждые семь дней, а в рамадане делал это за три дня. А в последние десять ночей он перечитывал Коран полностью каждую ночь. Аш-Шафи‘и в рамадане перечитывал Коран шестьдесят раз, не считая того, что он читал во время молитв. Рассказывают, что так же поступал Абу Ханифа. Катада проводил рамадан, повторяя Коран. [Ибн Шихаб] аз-Зухри, когда наступал рамадан, говорил: “Теперь будем только читать Коран и кормить [постящихся]”. Ибн ‘Абд-аль-Хакам рассказывал, что с наступлением рамадана Малик переставал читать хадисы и проводить занятия и брался за чтение Корана из мусхафа. ‘Абд-ар-Раззак рассказывал, что Суфьян ас-Саури, когда начинался рамадан, переставал заниматься другими делами поклонения и начинал перечитывать Коран» [Лятаиф аль-маариф [1]/318].

7. Преодоление препятствий на пути к Корану

Учащийся должен всячески сторониться факторов, мешающих ему заучивать Коран наизусть. Это необходимо для того, чтобы процесс обучения был продуктивным и чтобы учащийся эффективно использовал своё время и свои возможности. Вот некоторые из таких факторов:

а) гнев, страх и другие состояния, которые лишают человека покоя и заставляют его позабыть даже самые простые вещи;

б) чрезмерная самоуверенность, следствием которой является то, что человек берётся за материал, превышающий его возможности, и не отводит достаточно времени для его повторения;

в) рассеянность, которая мешает учащемуся сосредоточиться на тексте, связать его с приобретёнными ранее знаниями и использовать все свои потенциальные возможности;

г) ослушание и совершение грехов, которые являются самым опасным врагом того, кто изучает религию Аллаха. Имам аш-Шафи‘и в одном из своих стихотворений сказал:

К Ваки‘ пришёл я с тем, что позабыл урок,

И он велел мне сторониться прегрешений,

Сказал он: знания есть милость Божия, сынок,

И нет в ней доли тем, кто слаб до искушений.

8. Правильный график занятий

Нельзя отрицать тот факт, что способности людей приобретать знания и запоминать наизусть различаются. Поэтому программа обучения Корану должна учитывать способности ученика и его возможности. В зависимости от того, какой объём текста ученик может выучить наизусть и повторить в течение дня, для него должен быть составлен график, который можно обновлять раз в неделю. Учащийся должен придерживаться этого графика, регулярно повторяя то, что он уже успел выучить, и заучивая новые аяты. Он должен отгонять от себя наущения шайтана и бороться с леностью, и если ему удастся справиться с этим в первое время, то изучение и повторение Корана станут частью его жизни, а знание Корана станет одним из его достоинств.

Для этого следует ежедневно отводить время на изучение и повторение Корана, чтобы программа обучения носила непрерывный характер. Как мы уже отмечали, в процессе обучения следует чередовать периоды умственной активности с периодами отдыха. Это особенно важно, если учащийся заучивает Коран, слушая его чтение, потому что такой метод даёт положительный результат только тогда, когда ученик бодр и сосредоточен.

Не следует приступать к изучению новых аятов, не закрепив должным образом выученный ранее материал. Кроме того, практика показывает, что медленное заучивание Корана эффективнее торопливого. Оно позволяет учащемуся внимательно изучить текст аятов и их значения, а также сконцентрироваться на произношении слов, которые запечатляются в сознании и укореняются в памяти.

9. Техника заучивания наизусть

Прежде всего учащийся должен подготовить себя к изучению Корана. Для этого следует сесть лицом к кибле, ощутить свою нужду в помощи Аллаха, обратиться к Нему за помощью и неторопливо прочесть несколько аятов, которые человек уже знает наизусть. При этом учащийся не должен обольщаться своим голосом. Не следует придавать большое значение мелодичности голоса и подражать кому-либо из известных чтецов Корана, потому что это мешает уделять должное внимание соблюдению правил таджвида. Такая подготовка очень важна, и уже через 10-15 минут чтения Корана искренний мусульманин ощутит сильное желание выучить новые аяты Корана, чтобы они стали неотъемлемой частью его души.

После этого следует приступить к следующему важному этапу обучения. Учащийся должен сосредоточиться, внимательно посмотреть на страницу мусхафа и представить, что его глаза и уши — это ворота, через которые Слово Аллаха проникает в его сердце, чтобы остаться в нём. Затем следует медленно, внимательно, соблюдая правила таджвида, прочесть один или несколько аятов, обращая внимание на места, которые слова занимают на странице. После этого следует закрыть глаза и воспроизвести в памяти прочитанное, представляя себе, что страница с текстом аятов находится перед глазами.

Затем надо внимательно прочесть этот отрывок ещё раз, убедиться в том, что его удалось запомнить надлежащим образом, и повторить весь этот процесс ещё раз. При необходимости его можно повторить несколько раз для того, чтобы заучиваемый текст укоренился в памяти. Особое внимание нужно уделять созданию связей между аятами и между заучиваемыми отрывками. Для этого необходимо несколько раз прочитать и пересказать по памяти конец одного отрывка и начало следующего. Практика показывает, что полезно запоминать, какими словами начинаются страницы, джузы, хизбы, рубы и т. д.

Желательно, чтобы учащийся поделился своим опытом с другими мусульманами и убедил их поступать так же. По мнению психологов, если человек совершает какой-либо поступок и убеждает других людей в его необходимости, то этот поступок со временем становится для него образом жизни, с которым он расстаётся с большим трудом.

Особого внимания заслуживают похожие по смыслу и звучанию аяты. Известно, что некоторые выражения и даже целые истории повторяются в Коране более одного раза, и желающий изучить Коран должен останавливаться на них отдельно, чтобы не путаться и не ошибаться.

Помимо этого наиболее распространенного метода существуют и другие методы изучения Корана. Одни предпочитают запоминать аяты, слушая исполнение искусных чтецов. Другие пользуются магнитофоном для того, чтобы записывать своё собственное чтение. Третьи записывают заучиваемый отрывок на бумаге или доске и периодически перечитывают его. Все эти методы являются полезными, и с позволения Аллаха учащийся может достичь хороших результатов, совмещая их.

Следует помнить, что закреплению выученного текста помогает изучение смысла аятов и ознакомление с их толкованием. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или их сердца под замком?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24). Для того чтобы снять замок со своего сердца и распахнуть его для Писания Аллаха, человек должен задуматься над его смыслами. Безусловно, наилучший способ для этого — изучение комментариев и толкований Священного Корана. При этом желательно обращать особое внимание на общий смысл коранических отрывков, на имена собственные, на значения редких слов.

10. Способы изучения Корана

Существует несколько распространенных способов повторения и закрепления в памяти выученных наизусть сур и аятов.

Первый способ — это изучение Корана индивидуально. Любой человек способен выучить наизусть текст, если он поставил перед собой такую задачу. Однако, как мы уже отмечали, Священный Коран отличается от других книг. Изучающий Коран нуждается в том, чтобы кто-либо регулярно проверял его знания и исправлял ошибки, которые он допускает во время чтения. Приняв во внимание наклонности и способности ученика, знающий и опытный преподаватель скорректирует для него программу обучения, повысит уровень его мотивации, поможет ему развить необходимые качества и подскажет, как использовать приобретаемые знания во благо.

Недостатком индивидуального изучения Корана является то, что ученики, не ощущая духа соперничества с товарищами, не всегда уделяют должное внимание правильному произношению аятов, а ленивые учащиеся имеют возможность небрежно относиться к занятиям и не выполнять задания исправно.

Второй способ — изучение Корана в группе. Групповое чтение Корана в мечети известно со времён Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Мы уже упоминали хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть Писание Аллаха и вместе изучить его, то на них обязательно нисходит спокойствие, и милость покрывает их, и ангелы окружают их, и Аллах поминает их среди тех, кто возле Него» [Муслим 2699]. Ан-Навави пишет, что во время групповых занятий ученики могут читать Коран по очереди или произносить аяты вместе. Ибн Абу Давуд сообщил, что на занятиях Абу ад-Дарды ученики вместе произносили аяты Корана [Навави. Тибьян [1]/101-103].

Помимо того, что групповые занятия увеличивают награду и помогают заслужить благословение Аллаха, они повышают мотивацию учащихся и приносят хорошие результаты даже тогда, когда некоторые из них ленятся или имеют плохую память или проблемы с произношением. Во время групповых занятий учащиеся лучше усваивают правила таджвида и становятся более внимательными. Не менее важно и то, что при групповом обучении ученики не только изучают Коран, но и обучаются этикету чтения Корана и общения с преподавателями и своими сверстниками. Вне всякого сомнения, группы по изучению Корана являются прекрасной школой нравственности, особенно для детей младшего возраста.

Однако и этот способ имеет свои недостатки. Во-первых, преподаватель уделяет меньше внимания индивидуальным особенностям и наклонностям учеников. Во-вторых, если один из учащихся отстаёт или не выполняет домашние задания, то от этого страдает вся группа. В-третьих, талантливые ученики не всегда могут проявить свои способности в группе, потому что преподаватель вынужден составлять программу с учётом средних возможностей учащихся. Что же касается слабых учеников, то они начинают всё больше отставать от группы и могут потерять интерес к изучению Корана. Во избежание этого целесообразно создавать группы из учащихся с примерно одинаковыми способностями.

Безусловно, все перечисленные нами недостатки не являются существенным препятствием на пути изучения Корана, и есть много способов их устранения. Кроме того, при необходимости можно совмещать оба способа обучения. Преподаватель может назначать дополнительные индивидуальные занятия для учеников, посещающих групповые уроки, и приглашать на групповые занятия тех, кто обучается индивидуально. В целом же индивидуальные занятия предпочтительнее для взрослых и для тех, кто уже знает наизусть много сур, тогда как групповые занятия лучше всего проводить с детьми младшего возраста.

11. Использование знаний на практике

Один из самых верных и надёжных путей изучения Корана — претворение в жизнь его предписаний и наставлений. Всевышний сказал: «Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, — быть может, вас помилуют» (сура 6 «Скот», аят 155).

Ранние мусульмане осознавали важность исполнения Божьих велений и делали всё возможное для того, чтобы их слова не расходились с делами. Воплощая свои познания в праведные дела, они создавали в душе удивительную гармонию, которая помогала им преодолевать невообразимые трудности и добиваться великих успехов. Передают, что Ибн Мас‘уд рассказывал: «Ни один из нас, выучив десять аятов, не приступал к изучению следующих аятов, пока не узнавал их смысла и то, как их нужно выполнять» [Табари 1/74]. Абу ‘Абд-ар-Рахман ас-Сулями рассказывал: «Те, кто обучал нас Корану, рассказывали нам, что они просили Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обучить их Корану. Выучив десять аятов, они не приступали к следующим аятам, пока не выполняли их. Так мы обучились и Корану, и деяниям» [Ахмад 23529, Табари 1/74].

По этой причине сподвижники изучали коранические суры по несколько лет, стремясь сразу же использовать свои знания на практике. Ибн ‘Умар рассказывал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб учил суру «Корова» в течение двенадцати лет, а когда выучил её полностью, то зарезал верблюда [Шуаб аль-иман 1805]. Согласно рассказу Маймуна, сам ‘Абдаллах ибн ‘Умар выучил суру «Корова» за четыре года [Ибн Сад 4/153]. Как пишет имам Малик, он слышал, что Ибн ‘Умар потратил на изучение этой суры восемь лет [Малик [1]/205]. Как бы то ни было, сподвижники тратили на изучение Корана гораздо больше времени, чем последующие поколения мусульман, потому что они ставили своей целью не только выучить его наизусть, но и сделать его частью своей жизни. Анас ибн Малик рассказывал: «Если человек знал наизусть суры “Корова” и “Семейство ‘Имрана”, то он становился уважаемым среди нас» [Ахмад 12236, 12237].

Всевышний сделал Коран назиданием для богобоязненных и сказал: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто боится [Господа]» (сура 20 «Та, ха», аяты 2-3). Если мусульманин заучивает наизусть аяты Корана, он обязан быть в числе первых, кто выполняет содержащиеся в них предписания. Вспоминая о заповеди быть искренним в своих намерениях, он должен избегать лицемерия и тщеславия. Вспоминая о повелении говорить правду, он не должен даже помышлять о лжи. Если знаток Корана поступает так, то коранические аяты прочно входят в его жизнь и становятся неразрывной частью его души. Если же он уклоняется от повиновения, то навлекает на себя гнев Господа, о чём говорится в Коране: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (сура 61 «Ряд», аяты 2-3).

Ослушиваясь велений Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, человек не только обрекает себя на страдания в будущей жизни, но и ставит под угрозу своё благополучие в этом мире. Он может лишиться знаний, которые он приобрёл, и сделать бесполезными все свои усилия и деяния. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» (сура 47 «Мухаммад», аят 33). В хадисе Самуры ибн Джундуба о том, как Пророку, мир ему и благословение Аллаха, был показан потусторонний мир, сообщается, что он увидел уложенного навзничь человека, которому разбивали голову камнем или куском скалы. После удара камень откатывался в сторону, и пока тот, кто стоял над ним, направлялся к камню, чтобы поднять его, голова лежащего срасталась и принимала прежний вид, и он снова разбивал ему голову. А потом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было сказано: «Того, кому разбивали голову, Аллах научил Корану, но он спал по ночам и не исполнял его [велений] днём, и теперь с ним будут делать это до самого дня воскрешения» [Бухари 1386]. В другой версии говорится, что это был человек, который изучил Коран, но не придерживался его и не просыпался на обязательные молитвы [Бухари 7047].

12. Благодарность Аллаху

Обучиться чтению Корана и запомнить наизусть суры из Корана — это великое благо, которым Аллах отмечает тех из Своих рабов, кого пожелает. Это благо лучше, чем любые земные прелести и удовольствия. Это ясное Писание, которое выводит из мрака к свету и спасает от вечных мучений. Всевышний сказал: «О люди! Истинно пришло к вам назидание от вашего Господа, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (сура 10 «Юнус», аят 57). Поэтому тот, кто изучает Коран, должен постоянно благодарить Аллаха за дарованные знания и оказанную милость. Свою благодарность Ему он должен выражать признательностью в сердце, правдивыми словами и праведными делами, и только такая благодарность принимается Аллахом. Как сказано об этом в Коране: «Только Аллаху поклоняйся и будь благодарен» (сура 39 «Толпы», аят 66), то есть пусть твоей благодарностью Аллаху будет поклонение только Ему. В хадисе аль-Мугиры ибн Шу‘бы сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился так долго, что его ноги опухали, а когда его спрашивали об этом, он говорил: «Разве я не должен быть благодарным рабом?» [Бухари 1130].

Благодарность помогает человеку сохранить то, что он имеет, и обрести то, в чём он нуждается. Признание того, что знание Корана является милостью от Аллаха, и выражение Ему своей благодарности телом и душой — один из важнейших факторов, способствующих просветлению разума, сохранению в памяти выученных откровений и изучению новых текстов. Всевышний сказал: «Если вы будете благодарны, то Я непременно одарю вас бóльшим. Но если вы будете неблагодарны, то ведь наказание Моё сурово» (сура 14 «Ибрахим», аят 7).

Сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Благо связано с благодарностью, а благодарность связана с приумножением блага. Они неразрывно связаны друг с другом. Аллах не перестанет приумножать блага, пока раб не перестанет благодарить» [Шукр [1]/6]. Также передают слова имама Абу Ханифы: «Я приобрёл свои знания благодаря восхвалению и благодарности. Каждый раз, когда мне открывались знания и мудрость, я воздавал хвалу Аллаху и благодарил Его, и Он увеличивал мои познания» [Зарнуджи [1]/95].