Чудеса божьих пророков

Всевышний Аллах отправил пророков и посланников ко всем народам на земле. В Коране по этому поводу говорится: «У каждой общины есть посланник» (сура 10 «Юнус», аят 47); «Мы послали тебя с истиной благовествовать и предостерегать, и нет такого народа, к которому не приходил бы тот, кто предостерёг его» (сура 35 «Зиждитель», аят 24).

Каждый из Божьих посланников приносил своему народу истину от Господа и подтверждал правдивость своих слов чудесами и знамениями, которые не оставляли сомнений у его соплеменников. В начале этой книги мы уже упоминали хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди пророков не было такого, которому не были бы дарованы знамения, достаточные для того, чтобы люди уверовали в него. И, поистине, мне было дано Откровение, которое внушил мне Аллах, и я надеюсь, что в день воскресения у меня будет больше последователей, чем у любого из них» [Бухари 7274, Муслим 152].

Значение чудесных знамений учёные объясняют следующим образом: «Во-первых, если откровение сопровождается знамением или проявлением чуда, то оно само по себе рассматривается как необычное явление, как двусторонняя связь между человеком и Аллахом, и люди могут узнать его истинность. Во-вторых, пророк является человеческим существом с присущими человеку возможностями, которые определяются законами мироздания, но он также является носителем знания, которое противоречит обычным законам, отражая поддержку и подтверждение, идущие от Бога в ответ на его просьбу, поскольку только Создатель, Который стоит над мирозданием и находится вне его физического влияния, способен преодолевать эти законы. В-третьих, проявления чуда отражают милость Господа к тем, кто служит Ему, и воздаяние за рациональный образ их мышления. Они получают средство, посредством которого можно отличить истинного пророка от ложного» [Коран и современная наука [1]/5].

Опираясь на священные тексты, некоторые богословы отмечают, что любое чудесное знамение должно отвечать нескольким требованиям.

Первое — сотворить или сделать такое должно быть по силам только Всевышнему Аллаху. Это может быть Слово, как, например, Священный Коран, или деяние, как, например: умножение воды между пальцами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или спасение Ибрахима из огня.

Второе — чудо должно быть чем-то необычным, удивительным, непохожим на всё остальное, потому что в противном случае оно не будет доказательством правдивости Божьего пророка. Ведь восход солнца и цветение растений — это тоже чудеса, на которые способен только Аллах, но они не являются чем-то необычным.

Третье — чудо должно быть таким, чтобы никто не мог оспорить его, совершив нечто подобное и тем самым поставив под сомнение правдивость Божьего пророка.

Четвёртое — показывать его должен тот, кто провозгласил себя Божьим посланником, потому что деяния обычных людей не называются чудесами.

Пятое — чудо должно быть таким, каким его заявил Божий посланник, то есть если человек утверждал одно, а произошло другое, то это не является чудом.

Шестое — чудо не должно свидетельствовать против того, кто претендует на пророчество, то есть если человек заявил, например, что он заставит заговорить какое-нибудь животное, и это животное произнесло человеческим языком, что он — лжец, то это не считается доказательством его правдивости.

Седьмое — чудо должно быть показано после начала пророческой миссии, а разные необычные явления, которые происходили с пророками до того, как они получили откровение от Аллаха, относится к предвестникам их пророческой миссии, а не к их чудесам. Поэтому то, что ‘Иса заговорил, будучи младенцем в колыбели, и то, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, будучи ребёнком, ходил в тени облаков, предвещало их пророчества, но не было их чудесами [Абу Дакика 2/208-211].

Поскольку чудеса пророков содержали вызов людям, к которым они были посланы, некоторые из них соответствовали характеру и уровню знаний эпохи, в которой жили те люди. Ибн Касир пишет: «Многие улемы отмечали, что через каждого из пророков Аллах показывал чудеса, которые годились для людей того времени. Во времена Мусы, мир ему, было распространено колдовство и люди почитали колдунов, и поэтому Аллах отправил его с чудом, которое ошеломило и повергло в изумление всех колдунов, и когда они убедились в том, оно от Великого и Могучего Аллаха, то приняли ислам и пришли к благочестию. Что касается ‘Исы, мир ему, то он жил во времена искусных врачей и знатоков естественных наук, и он принёс им знамения, на которые не был способен никто, кроме получившего поддержку от Творца законов» [Ибн Касир 2/45].

Такое соответствие объясняется, прежде всего, необходимостью воздействовать на общество в той сфере, которая привлекает наибольшее внимание и вызывает всеобщий интерес. Оно призвано дать пророкам аргументы, позволяющие восторжествовать над вождями и другими влиятельными людьми и предоставить учёным среди них возможность убедиться в чудесной природе этих знамений, чтобы общество не было обделено способностью судить о правдивости послания.

Все чудеса и знамения, которые Аллах являл людям посредством пророков, обладали этими особенностями. Некоторые из них упомянуты в Священном Коране. Например, Всевышний сказал о народе пророка Салиха: «Мы дали самудянам верблюдицу как наглядное знамение, но они несправедливо обошлись с ней» (сура 17 «Ночной перенос», аят 59).

Соплеменники потребовали от него вывести из скалы, на которую они укажут, верблюдицу, обладающую опредёленными качествами [Ибн Касир 5/91]. Святой пророк воззвал к Аллаху, и Всемогущий Творец на глазах его изумлённых соплеменников создал из той скалы огромную верблюдицу. Пророк Салих сказал им: «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху — нет у вас другого бога, кроме Него. До вас уже дошёл ясный довод от вашего Господа. Эта верблюдица Аллаха — знамение для вас. Позвольте ей пастись на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, а иначе вас постигнут мучительные страдания» (сура 7 «Ограды», аят 73).

В Коране также говорится о чудесном спасении пророка Ибрахима из огня: «Они сказали: “Сожгите его и защитите ваших богов, если вы собрались действовать”. Мы сказали: “О огонь, стань для Ибрахима прохладным и безопасным”. Они хотели устроить против него козни, а Мы сделали так, что они сами оказались в наибольшем убытке» (сура 21 «Пророки», аяты 68-70).

Сразу несколько великих знамений упоминается в истории о пророке Мусе: «Они сказали: “Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе”. Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь — одно знамение за другим, но они превознеслись. Они были народом грешным» (сура 7 «Ограды», аяты 132-133).

Всего же в Коране говорится о девяти наглядных знамениях для Фараона и народа египетского, которые явил им пророк Муса. Этими знамениями были змея, посох, потоп, саранча, вши, жабы, кровь, рука и развержение моря. Ряд других знамений пророк Муса явил уверовавшим в него сынам Исраиля. Он ударил посохом по скале, и по воле Всемогущего Господа из неё забило двенадцать источников, после чего двенадцать колен Исраиля смогли напиться. А для того, чтобы они не знали голода, им были ниспосланы перепела и манна небесная. Муса явил величайшие доказательства своей правдивости для того, чтобы они не сомневались в его словах и укрепились в своей вере.

Удивительные знамения также были показаны сынам Исраиля святым пророком ‘Исой. В Коране сообщается, что он сказал своему народу: «Я принёс вам знамение от вашего Господа. Я сотворю для вас глиняное подобие птицы и подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого и прокажённого и оживлю умерших с позволения Аллаха. Я сообщу вам о том, что вы едите и что припасаете в ваших домах. Поистине, в этом знамение для вас, если вы верующие» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 49).

Всевышний также поведал о том, как пророку ‘Исе была дарована удивительная трапеза, ставшая праздником и знамением для всех присутствовавших на ней, от первого до последнего. Его апостолы сказали: «О ‘Иса, сын Марьям! Может ли твой Господь ниспослать нам с неба трапезу?» Он сказал: «Побойтесь Аллаха, если вы верующие». Они сказали: «Мы хотим отведать её, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы свидетельствовали о ней». ‘Иса, сын Марьям, сказал: «Аллахумма, Господи наш, ниспошли нам с неба трапезу, которая будет праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас, ведь Ты лучший из наделяющих». Аллах ответил: «Я ниспошлю её вам, но того из вас, кто после этого не уверует, Я накажу так, как не наказывал никого из творений» (сура 5 «Трапеза», аяты 112-115).

Каждый из этих посланников творил чудеса по воле Аллаха, о чём ясно сообщается в Коране: «Никто из посланников не мог явить знамение без позволения Аллаха» (сура 13 «Гром», аят 38); «Посланники говорили им: “Мы такие же люди, как вы, но Аллах оказывает милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Мы не можем явить вам знамение без позволения Аллаха”» (сура 14 «Ибрахим», аят 11); «Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе. Ни один посланник не показывал знамения без позволения Аллаха» (сура 40 «Прощающий», аят 78).

Не был исключением и Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, который также показывал людям удивительные чудеса и знамения с дозволения Всемогущего Творца. Одним из величайших чудес его было раскалывание Луны. Указывая на это событие, произошедшее в мекканский период пророчества, Всевышний Аллах сказал: «Приблизился [Судный] час, и раскололась луна» (сура 54 «Луна», аят 1). Анас ибн Малик рассказывал, что жители Мекки потребовали от Посланника Аллаха, мир ему и благословение, показать им чудо, и он показал им, как Луна разделилась на две части так, что гора Хира оказалась между ними [Бухари 3868, Муслим 2802]. Ибн Касир пишет: «Среди улемов нет разногласий по поводу того, что Луна раскололась при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и что это было одним из изумительных чудес» [Ибн Касир 7/472].

Упоминания о чудесных знамениях последнего из Божьих посланников, мир ему и благословение Аллаха, содержатся и в достоверных хадисах. В одном из них сообщается, что Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Я находился рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, когда наступило время послеполуденной молитвы, а у нас оставалось совсем немного воды. Её налили в сосуд, а затем поднесли его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он положил руку в сосуд и растопырил пальцы, а затем сказал: “Поспешите к милости от Аллаха, о люди, совершающие омовение! Благодать — от Аллаха!” Я сам видел, как вода бурлила у него между пальцами. Люди совершили омовение и напились. Я тоже напился вдоволь, потому что знал, что эта вода благословенна». Джабира спросили: «А сколько вас было там?» Он ответил: «Тысяча четыреста человек» [Бухари 5639].

Богословы составили целые книги о том, какие чудеса показал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, своему народу и своим сподвижникам. Чудесными были и его пророческие предсказания о том, что произойдёт в будущем, в частности, перед наступлением Судного дня. Некоторые из них я собрал в книге «Пророчества о приближении конца света». Большинство перечисленных в ней пророчеств уже сбылись, не оставляя никаких сомнений в том, что все оставшиеся предсказания непременно сбудутся именно так, как это описано в достоверных хадисах.

Однако, вне всякого сомнения, величайшим из чудес Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, был Священный Коран.