Собирание Корана при жизни пророка

Священный Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, хотя канонического списка у сподвижников не было. Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки, и наиболее известные среди них — списки ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, Убайя ибн Ка‘ба и Зайда ибн Сабита. Ибн Абу Давуд (ум. 316/929) называет списками (масахиф) и чтения некоторых сподвижников: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, ‘Аиши бинт Абу Бакр, Хафсы бинт ‘Умар, Умм Салямы [Масахиф [1]/283-284]. Проанализировав ранние источники, Мухаммад Фазл-ур-Рахман Ансари утверждает, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не менее пятнадцати сподвижников вели записи Корана. В дополнение к тем, кого мы уже упомянули, он называет имена ещё семи сподвижников: Абу Бакра, ‘Усмана ибн ‘Аффана, Му‘аза ибн Джабаля, Абу ад-Дарды, Абу Айюба аль-Ансари, ‘Убады ибн ас-Самита и Тамима ад-Дари [Ansari 1/76]. Ахмад фон Денфер подчёркивает, что списки ‘Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это подтверждается сообщениями о том, что вольноотпущенник по имени Абу Юнус записывал мусхаф для матери верующих ‘Аиши, а ‘Амр ибн Рафи‘ — для матери верующих Хафсы [Малик [1]/138-139, Denffer [1]/46-47].

Несмотря на существование ранних списков Корана, можно утверждать, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, основной формой сохранения Корана было заучивание его наизусть. Очевидно, что в этом отношении одни сподвижники превосходили других. Передают, что однажды рядом с ‘Абдаллахом ибн ‘Амром вспомнили ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, и он сказал: «Это человек, которого я не перестаю любить. Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Берите Коран от четырёх людей: ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда (он назвал его первым), Салима, маули Абу Хузайфы, Му‘аза ибн Джабаля и Убайя ибн Ка‘ба”» [Бухари 3808, Муслим 2464].

Здесь названы четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров. К первым относятся ‘Абдаллах ибн Мас‘уд и Салим ибн Ма‘киль, перс родом из Истахра, который попал в рабство и был освобождён женой Абу Хузайфы, а ко вторым — Му‘аз ибн Джабаль и Убайй ибн Ка‘б. Салим погиб при Йамаме вскоре после кончины Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Му‘аз ибн Джабаль умер во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Убайй ибн Ка‘б и Ибн Мас‘уд скончались во время правления ‘Усмана ибн ‘Аффана. Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников.

Ибн Хаджар пишет: «Очевидно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал обучаться Корану у этих четырёх в то время, когда он произнёс эти слова. Это не означает, что тогда никто другой не знал Коран наизусть так же, как и они. Среди сподвижников были такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырёх, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших там сподвижников называли чтецами Корана и что их было семьдесят» [Фатх Аль-Бари 9/48].

В другом хадисе сообщается, что Катада спросил Анаса ибн Малика: «Кто собрал Коран при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убайй ибн Ка‘б, Му‘аз ибн Джабаль, Зайд ибн Сабит и Абу Зайд» [Бухари 5003]. Упомянутый здесь Абу Зайд аль-Ансари — это один из родственников Анаса ибн Малика по отцовской линии из хазраджитов.

Очевидно, Анас ибн Малик не имел в виду, что никто другой из мухаджиров и ансаров не собрал Коран целиком. О причине этого высказывания Анаса можно судить по другому рассказу Катады, в котором сообщается, что люди из племён аус и хазрадж хвастались друг перед другом, и ауситы сказали: «Среди нас есть четверо: Ханзаля ибн ар-Рахиб, чьё тело помыли ангелы, и [Са‘д ибн Му‘аз], от смерти которого сотрясся трон Милостивого, и ‘Асым ибн Сабит ибн аль-Аклях, которого защитили пчёлы, и Хузайма ибн Сабит, чьё свидетельство равняется свидетельствам двум мужчин». В ответ хазраджиты сказали: «А среди нас есть четверо тех, кто собрал Коран, и никто не собрал его, кроме них». И они перечислили имена четырёх сподвижников, упомянутых в хадисе Анаса [Ибн Асакир 7/323-324, Тарих Исфахан 2/93]. Хазраджиты гордились своими соплеменниками, знавшими весь Коран наизусть, но это не означает, что среди мухаджиров не было знатоков Писания Аллаха.

Кади аль-Бакилляни (ум. 403/1013) привёл целый ряд допустимых возражений на утверждение Анаса. Во-первых, его слова могли не носить категорический характер, о чём мы уже говорили выше. Во-вторых, упомянутые им сподвижники могли собрать Коран во всех семи харфах, чего не удалось сделать другим. В-третьих, они могли знать доподлинно обо всём, что было ниспослано, а затем отменено и аннулировано. В-четвёртых, они могли выучить Коран непосредственно от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а не от его учеников. В-пятых, они могли считаться самыми известными знатоками Корана. В-шестых, они могли полностью собрать Коран в своих записях, и это не означает, что никто другой не знал писание Аллаха наизусть. В-седьмых, они могли быть единственными, кто ещё при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, узнал о последних ниспосланных аятах. В-восьмых, они могли быть единственными, кто полностью и исправно исполнял все коранические заповеди. Имам Ахмад в «Зухде» привёл хадис о том, что некий мужчина сказал Абу ад-Дарде: «Мой сын собрал весь Коран!» Он же возразил: «Аллахумма, прости! Собирает Коран только тот, кто слушает его и повинуется ему!» Перечислив эти предположения, Ибн Хаджар отмечает, что многие из них, особенно последнее, несостоятельны, и вполне возможно, что Анас ибн Малик просто назвал только тех знатоков Корана, которые были его соплеменниками — хазраджитами [Фатх Аль-Бари 9/51].

Одним словом, слова Анаса ибн Малика не означают, что среди сподвижников больше не было тех, кто сумел собрать Коран при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В пользу этого свидетельствует и другой хадис, в котором вместо Убайя ибн Ка‘ба назван Абу ад-Дарда. Сабит аль-Бунани и Сумама ибн ‘Абдаллах ибн Анас рассказывали, что Анас ибн Малик сказал: «Когда скончался Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Коран был собран только четырьмя: Абу ад-Дардой, Му‘азом ибн Джабалем, Зайдом ибн Сабитом и Абу Зайдом, наследниками которого были мы» [Бухари 5004].

Ибн Са‘д приводит рассказ ‘Амира аш-Ша‘би о том, что при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Коран собрали шесть человек из числа ансаров: Му‘аз ибн Джабаль, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит, Абу ад-Дарда, Абу Зайд и Са‘д ибн ‘Убайд. А Муджамми‘ ибн Харисе, когда умер Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оставалось выучить всего одну или две суры. В другой версии добавлено, что к тому времени ‘Абдаллах ибн Мас‘уд знал больше девяноста сур, а остальным он обучился потом от Муджамми‘ [Ибн Сад 2/306]. В том же источнике приводится рассказ вольноотпущенника по имени Ибн Марса о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан завершил заучивание Корана науизусть во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба [Ибн Сад 2/307].

Абу ‘Убайд (ум. 224/838) сообщил, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн ‘Убайдаллах, Са‘д ибн Абу Ваккас, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, Хузайфа ибн аль-Яман, Салим ибн Ма‘киль, Абу Хурайра, ‘Абдаллах ибн Са’иб, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, ‘Абдаллах ибн ‘Умар, ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр и ‘Абдаллах ибн ‘Амр. Среди женщин выучить Коран наизусть удалось матерям верующих ‘Аише, Хафсе и Умм Саламе. Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Абу Давуд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима ибн Ауса ад-Дари и ‘Укбу ибн ‘Амира, а также ансаров ‘Убаду ибн ас-Самита, Му‘аза ибн аль-Хариса (по прозвищу Абу Халима), Муджамми‘ ибн Харису, Фадалю ибн ‘Убайда, Масляму ибн Мухалляда и др. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизусть после кончины Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Аш‘ари, ‘Амра ибн аль-‘Аса, Са‘да ибн ‘Убады и Умм Вараки [Фатх Аль-Бари 9/52].

Здесь уместно ещё раз отметить, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в четвёртом году хиджры, семьдесят знатоков Корана погибли во время трагедии у колодца Ма‘уна. Это были одни из лучших мусульман, которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по совету Абу Бары Малика ибн ‘Амира, гарантировавшего мусульманам неприкосновенность, отправил в Неджд для призыва местных жителей к исламу. Во главе их он поставил аль-Мунзира ибн ‘Амра, одного из первых мусульман Медины. Остановившись у колодца Ма‘уна, расположенного между землями бану ‘амир и бану сулайм, мусульмане отправили Харама ибн Мильхана с посланием Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к ‘Амиру ибн ат-Туфайлу аль-Киляби. Однако тот не стал читать послание, велел убить посла и призвал племена ‘амир и сулайм сразиться с мусульманами. Первые отказались вступить в сражение ради Абу Бары, однако семейства ‘усайя, ри‘ль и закван из племени сулайм окружили мусульман и убили их. Спастись удалось только Ка‘бу ибн Зайду ибн ан-Наджжару, которого ранили и приняли за убитого [Зад аль-маад 3/221-222].

Много мусульман, обучившихся Корану, пали в 11 году хиджры, когда мусульмане под командованием Халида ибн аль-Валида сразились со сторонниками лжепророка Мусайлимы (Масламы ибн Хабиба аль-Ханафи). Обосновавшись в Йамаме, Мусайлима сумел собрать огромную армию, насчитывавшую около 100 тысяч человек. Против них халиф Абу Бакр снарядил армию из 13 тысяч мусульман, среди которых было около 3000 тех, кто обучался у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В битве под Акрабой они приняли на себя главный удар и проявили необычайную стойкость, а их девизом было: «Кто знает наизусть суру “Корова”!» Как пишет Ибн Хаджар, в той битве погибло семьсот сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а по некоторым сообщениям, ещё больше. Ибн Касир пишет, что только чтецов Корана в тот день погибло около пятисот человек [Фатх Аль-Бари 9/12, Ибн Касир. Фадаиль аль-Куран [1]/58].

Одним словом, точное число тех, кто целиком или частично выучил Коран наизусть при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, установить практически невозможно. Но нет сомнений в том, что их было несколько сотен. А Аллах знает лучше!