Составление списка Абу Бакра
Как мы уже отметили, праведные сподвижники выучили наизусть и записали Коран так, как он был ниспослан Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, без малейших искажений, ничего не прибавляя к нему и ничего не удаляя из него. Однако после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе Священного Писания.
Передают, что Зайд ибн Сабит рассказывал:
— После сражения с жителями Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе. Возле него сидел ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришёл ‘Умар и сказал: “Сражение при Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни ещё многих чтецов и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран”. Я сказал ‘Умару: “Как же мы сделаем то, чего не делал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?” ‘Умар сказал: “Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза”. ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением ‘Умара».
Затем Зайд сказал:
— Абу Бакр сказал мне: «Ты молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Займись же Кораном и собери его». Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и ‘Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей. Концовку суры «Покаяние» я нашёл только у Абу Хузаймы аль-Ансари и не нашёл их ни у кого, кроме него. Это были слова: «Воистину, к вам пришёл Посланник из вашей среды. Ему тяжко, когда вы попадаете в трудное положение. Он старается для вас. К верующим он сострадателен и милостив. Если же они отвернутся, то скажи: “Мне довольно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него. Он — Господь великого Трона”» (сура 9 «Покаяние», аят 128-129). Потом эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Потом они перешли к ‘Умару и находились у него, пока он не скончался. Потом они перешли к Хафсе бинт ‘Умар» [Бухари 4986].
Очевидно, сподвижники не собирали записи коранических откровений в одну книгу при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что некоторые аяты отменялись и выпадали из текста Корана. Когда же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался и ниспослание откровений прекратилось, Всевышний Аллах внушил правоверным собрать откровения в одну книгу, чтобы их руками уберечь последнее небесное Писание от любых искажений. Первый шаг к сложению Корана в виде книги был сделан по инициативе ‘Умара ибн аль-Хаттаба и по приказу Правдивейшего Абу Бакра. Это подтверждается словами ‘Али ибн Абу Талиба: «Наибольшую награду за распространение мусхафов получит Абу Бакр. Да смилуется Аллах над Абу Бакром! Он был первым, кто собрал Писание Аллаха». Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим [Масахиф 17, Фатх Аль-Бари 9/12].
О том, кто первым собрал Коран в одну книгу, есть и несколько слабых сообщений. Ибн Абу Давуд передал со слов Мухаммада ибн Сирина, что, когда скончался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ‘Али ибн Абу Талиб поклялся не надевать накидку и не выходить из дома никуда, кроме пятничной молитвы, пока он не соберёт Коран, и он собрал его. Иснад этого сообщения слабый, прерванный. Ибн Абу Давуд сказал, что передатчик этого хадиса по имени Аш‘ас аль-Кинди был слабым, а Ибн Хаджар назвал его иснад прерванным (мункаты‘) [Масахиф 31, Фатх Аль-Бари 9/13]. В другом хадисе, переданном Ибн Абу Давудом со слов аль-Хасана аль-Басри, сообщается, что ‘Умар спросил об одном из аятов, на что ему сказали, что тот, кто его знал, был убит в сражении при Йамаме. Тогда он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху!» Потом он велел собрать Коран и был первым, кто собрал его в одну книгу. Иснад этого сообщения Ибн Хаджар тоже назвал прерванным [Масахиф 31, Фатх Аль-Бари 9/13].
Некоторые еретики обвиняют Абу Бакра в том, что он привнёс в религию новшество, собрав аяты в одну книгу. Однако поступок Абу Бакра был свидетельством его искренности перед Аллахом, Его Посланником, Его Писанием, мусульманскими правителями и простыми мусульманами. Абу Бакр принял решение, посоветовавшись с другими сподвижниками, хорошо осведомлёнными о тонкостях Шариата. Запись откровений сама по себе не была новшеством, поскольку поступать так было разрешено ещё при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не пишите от моего имени ничего, кроме Корана. Кто писал от моего имени что-либо, кроме Корана, пусть сотрёт! Но рассказывайте от моего имени, и в этом нет ничего плохого. И тот, кто сознательно солжёт от моего имени, пусть займёт своё место в Огне» [Ахмад 11362, Муслим 3004, Сахих аль-джами 7434]*.
В Священном Коране также есть указания на то, что откровения были записаны ещё при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нам надлежит собрать его и прочесть» (сура 75 «Воскресение», аят 17); «…посланец от Аллаха, читающий очищенные сахифы» (сура 98 «Ясный довод», аят 2). И аяты Корана действительно были записаны на отдельных листах, пальмовых листьях и прочих писчих материалах, но не были собраны в одну книгу.
Кади аль-Бакилляни сказал: «‘Умар понял, что если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не собрал Коран в одну книгу, то это не означало, что поступать так запрещено. К этому же мнению пришёл Абу Бакр, когда осознал его правильность. Ни священные тексты, ни здравый смысл нисколько не противоречат этому. Более того, отсутствие единого списка могло привести к частичной утере откровения. Затем с их мнением согласились Зайд и все остальные сподвижники» [Фатх Аль-Бари 9/14].
Зайд ибн Сабит опасался ответственности, которая была возложена на него, и проявил невиданное усердие в деле собирания Корана. Он сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению». Однако Всевышний Аллах облегчил ему выполнение этого задания, ведь в Священном Коране сказано: «Воистину, Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли [среди вас] поминающие?» (сура 54 «Луна», аят 17).
О начале работы над собиранием Корана было объявлено по всей Медине, и горожанам, которые имели письменные фрагменты Корана, было велено принести их в мечеть и сдать Зайду. При этом самому Зайду было поручено записывать только то, что уже было записано при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Бакр поручил ему не опираться на свою память и вносить в список Корана только те аяты, которые подтверждались двумя свидетельствами. Ибн Абу Давуд передал слова Яхьи ибн ‘Абд-ар-Рахмана: «‘Умар встал и сказал: “Пусть придёт каждый, кто слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что-либо из Корана!” У людей были записи, сделанные на листах, дощечках и оголённых пальмовых ветвях, но он не принимал их, пока они не подтверждались двумя свидетельствами» [Масахиф 33]. Это означает, что Зайд не довольствовался записями и требовал, чтобы их правдивость подтвердили двое свидетелей. Третьим свидетельством были записи самого Зайда. Будучи одним из лучших знатоков Корана, он сверял записи с тем, что он знал наизусть, и только после этого вносил аяты в список Корана.
Примечательно, что последние два аята из суры «Покаяние» были найдены только у Абу Хузаймы аль-Ансари. Об этом сообщается в хадисе Зайда ибн Сабита, переданном имамом аль-Бухари, который мы упомянули выше. В ряде источников сообщается, что они были записаны Хузаймой ибн Сабитом аль-Ансари, однако это — ошибка, и Ибн Хаджар посвятил этому вопросу подробное исследование. Согласно одному мнению, Абу Хузайма — это хазраджит Абу Хузайма ибн Аус ибн Зайд ибн Асрам, больше известный по своей кунье. Другие историки считали, что речь идёт о сподвижнике по имени аль-Харис ибн Хузайма [Фатх Аль-Бари 9/15].
Ибн Абу Давуд приводит рассказ ‘Аббада ибн ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра: «Аль-Харис ибн Хузайма принёс два аята из концовки суры “Отречение”. ‘Умар спросил: “Кто, кроме тебя, может подтвердить это?” Он сказал: “Я не знаю. Клянусь Аллахом, я свидетельствую, что услышал их от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и запомнил их”. ‘Умар сказал: “И я свидетельствую, что слышал их от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”. Потом он сказал: “Если бы их было три аята, я поместил бы их в отдельную суру. Посмотрите же, к какой суре они относятся, и поместите их в неё”. И они поместили их в конец суры “Отречение”» [Масахиф 96].
Ибн Хаджар пишет, что если эта история правдива, то, возможно, Зайд ибн Сабит не мог найти эти аяты ни у кого, кроме Абу Хузаймы аль-Ансари, пока к ним не пришёл аль-Харис ибн Хузайма, или же аль-Харис ибн Хузайма и есть тот самый Абу Хузайма. В таком случае это не Абу Хузайма ибн Аус, как считают некоторые. Из этой истории также следует, что сподвижники располагали аяты на основе собственных суждений, однако многие другие сообщения указывают на то, что коранические аяты располагаются в сурах сообразно тому, как их расположил Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха [Фатх Аль-Бари 9/15].
Помимо противоречивого содержания, это сообщение также имеет слабый иснад, потому что его передатчиком был Мухаммад ибн Исхак — мудаллис, который скрывал недостатки хадисов, когда пересказывал их. Поэтому мы не можем однозначно утверждать, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб подтвердил последние два аяты из суры «Покаяние». Как же тогда понимать слова Зайда о том, что он не нашёл этих аятов ни у кого, кроме Абу Хузаймы? Означают ли они, что этот фрагмент был включён в список Корана на основании свидетельства одного сподвижника? Нет, они означают, что эти два аята были записаны только Абу Хузаймой, но были другие сподвижники, которые знали их наизусть или слышали их от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Магрибский богослов Абу Мухаммад Ибн ат-Тин (ум. 611/1214) передал слова шейхульислама Абу Джа‘фара ад-Давуди (ум. 402/1011-12): «Абу Хузайма не был единственным, кто знал эти аяты. Они также были известны Зайду и были приняты по свидетельству двоих» [Фатх Аль-Бари 9/15].
Таким образом, Зайд ибн Сабит собирал Коран под бдительным присмотром остальных знатоков Корана, и его решения ни у кого из них не вызывали нареканий или замечаний. Записанные им листы хранились у Абу Бакра вплоть до его смерти. Затем они перешли к ‘Умару и находились у него, пока тот не скончался. Затем по завещанию они перешли к его дочери, матери верующих Хафсе, да будет доволен ими Аллах.
* Ранние мусульмане высказывали разные мнения относительно записи хадисов. Поначалу некоторые из них выступали против этого. К числу таких относились ‘Абдаллах ибн ‘Умар, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, Зайд ибн Сабит. Между тем ‘Абдаллах ибн ‘Амр, ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз и другие считали это дозволенным. В дальнейшем все мусульмане сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, ведь если бы хадисы не записывались, то со временем они попросту исчезли бы. Записывать высказывания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено в первые годы распространения ислама, когда была опасность смешения текста аятов с комментариями. Когда же число знатоков Корана выросло и эта опасность исчезла, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил сподвижникам записывать хадисы. Передают, что ‘Абдаллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я записывал всё, что слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и хотел запомнить это. Но курайшиты запретили мне поступать так и сказали: “Ты записываешь, а ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, может что-то сказать, когда он гневается или радуется”. Тогда я перестал записывать, пока не рассказал об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а он сказал: “Записывай, ибо я клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, отсюда не выходит ничего, кроме истины!”» [Ахмад 6802, Абу Давуд 3646, Сильсиля сахиха 1532].