Необходимость веры в божьих посланников

Вера в пророков и посланников, равно как и в Священные Писания, является одним из столпов мусульманской веры, на что указывают многочисленные доводы из Корана и Сунны. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников» (сура 2 «Корова», аят 285). Аллах упомянул веру в посланников в числе того, во что должны уверовать мусульмане, и отметил, что вера не будет действительной до тех пор, пока человек не уверует во всех посланников. В Коране также говорится: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят отделить Аллаха от Его посланников и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между [верой и неверием], они самые настоящие неверующие, и Мы приготовили неверующим унизительные мучения» (сура 4 «Женщины», аяты 150-151).

Из этих слов следует, что если человек отказывается уверовать в посланников или проводит различия между ними, то он является самым настоящим неверующим, даже если признаёт некоторых из них. В подтверждение этого далее в Коране говорится: «А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между ними, Он одарит наградой. Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 4 «Женщины», аят 152).

Коран призывает уверовать во всех посланников, но неправильно полагать, что все они занимают одинаковую ступень и что никто из них не имеет превосходства перед остальными. Напротив, Аллах поместил каждого посланника на подобающую ему ступень, возвысив каждого из них над остальными верующими рабами. Всевышний сказал: «Одних из этих посланников Мы возвысили над другими. С некоторыми из них Аллах говорил, некоторых возвысил по степеням, а ‘Исе, сыну Марьям, Мы дали ясные доводы и поддержали его Святым духом» (сура 2 «Корова», аят 253).

В Священном Коране упоминаются имена двадцати пяти пророков и посланников: Адам (Адам), Нух (Ной), Худ, Салих, Шу‘айб, Идрис, Зу-ль-Кифль, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исма‘иль (Измаил), Исхак (Исаак), Я‘куб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Яса‘ (Елисей), Юнус (Иона), Айюб (Иов), Закария (Захария), Яхья (Иоанн), ‘Иса (Иисус), Мухаммад.

В некоторых аятах имена этих пророков перечисляются одно за другим: «Поистине, Мы внушили тебе откровение, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исма‘илю, Исхаку, Я‘кубу и [его] коленам, ‘Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману, а Давуду Мы дали Псалтирь» (сура 4 «Женщины», аят 163); «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Того, кого пожелаем, Мы возвышаем по степеням. Поистине, твой Господь — Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака и Я‘куба. Мы повели их обоих верным путём. Ещё раньше Мы повели верным путём Нуха, а из его потомков — Давуда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу и Харуна. Так Мы воздаём делающим наилучшее. А также Закарию, Яхью, ‘Ису и Ильяса — все они были праведниками» (сура 6 «Скот», аяты 83-86).

Наряду с этими великими личностями в Коране встречаются имена праведников Лукмана, Зу-ль-Карнайна и ‘Узайра. Некоторые богословы считали, что они тоже были Божьими пророками, но в пользу этого нет однозначных свидетельств. С другой стороны, в некоторых коранических историях упоминаются пророки, которые не названы по имени. К их числу относятся, например, сыновья Я‘куба и праведник, повстречавшийся с пророком Мусой у места слияния двух морей. Между улемами не было согласия относительно статуса сыновей Я‘куба, кроме пророка Юсуфа, и праведника аль-Хадира, чья встреча с пророком Мусой описана в суре «Пещера» (аяты 60-82). Одни считали их пророками Аллаха, а другие — праведниками. А Аллах знает лучше!

Из всего сказанного не следует, что круг Божьих пророков и посланников ограничивается теми, кто назван в Коране по имени или без имени. Есть мнение, что к людям было отправлено 120 тысяч пророков, среди которых триста тринадцать были посланниками. Об этом говорится в хадисе Абу Зарра, среди передатчиков которого есть Ибрахим ибн Хишам аль-Гассани, чьи сообщения не принимаются [Ибн Хиббан 361, Ибн Касир 2/470]. В другой версии говорится, что посланников было триста десять с лишним или триста пятнадцать, и ничего не говорится о числе пророков. В иснаде этого сообщения есть неизвестный передатчик по имени ‘Убайд ибн аль-Хашхаш [Ахмад 21086, Хайсами 726]. Эта история также передаётся со слов Абу Умамы, и в ней сообщается, что пророков было 124 тысячи, а посланников среди них — триста пятнадцать. Абу аль-Хасан аль-Хайсами (ум. 807/1405) пишет, что иснад этого хадиса слабый [Ахмад 22342, Муджам кабир 7871, Хайсами 725]. В сокращённой версии, переданной со слов Абу Умамы, говорится, что посланников было триста пятнадцать, и аль-Хайсами пишет, что передатчики этой версии — это передатчики хадисов, вошедших в «Сахих» [Муджам аусат 403, Хайсами 953].

Знатоки хадисов высказывали разные мнения о достоверности хадисов, в которых говорится о числе Божьих пророков и посланников. Но совершенно ясно, что нам открыты знания лишь о некоторых из них. Всевышний сказал: «Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе» (сура 40 «Прощающий», аят 78). Это значит, что многие из посланников не упомянуты в Коране. В пользу этого свидетельствуют и слова Аллаха: «Воистину, Мы отправили к каждой общине посланника: поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута» (сура 16 «Пчёлы», аят 36). Ибн Касир пишет: «Это значит: к каждому поколению людей и каждому народу Мы отправляли посланника, который призывал их поклоняться только Аллаху и запрещал им поклоняться другим богам» [Ибн Касир 4/570].

Поклонение одному Аллаху и полный отказ от приобщения сотоварищей к Нему лежали в основе призыва всех посланников. Они исповедовали одну религию и имели одинаковые убеждения. Они приносили людям откровения от Аллаха и указывали им на прямую стезю. В Коране об этом говорится: «Воистину, Мы отправили Наших посланников с ясными доводами и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости» (сура 57 «Железо», аят 25). Несмотря на это, принесённые ими законодательства различались, поскольку каждое из них соответствовало той эпохе и тому обществу, в котором проповедовал посланник: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (сура 5 «Трапеза», аят 48).

Вера в посланников помогает человеку осознать милость Аллаха и Его заботу о творениях. Он не предоставил нас самим себе и отправил к нам людей, подобных нам, чтобы наставить нас на прямой путь и спасти от заблуждений и тяжких мучений. Вера в посланников вдохновляет раба благодарить Господа за эту великую милость, учит любить и уважать Божьих избранников. Поистине, они заслуживают нашего почтительного отношения, потому что каждый из них достойно выполнил свою миссию, дал своим последователям самые правильные советы и наставления и проявил недюжинное терпение, снося обиды и оскорбления своих врагов.