Тафсир и та’виль
Как мы уже отметили, слово тафсир означает ‘разъяснение, раскрытие’. Что же касается слова та’виль, то оно означает ‘возвращение к истоку’. Этот термин означает как бы «обращение аята к содержащемуся в нём смыслу». Существует мнение, что он образован от слова ийаля ‘управление’, и тогда толкующий речь словно правит ею и расставляет значения по местам [Иткан [1]/758, Учение о толковании Корана [1]/49].
О разнице между этими двумя понятиями существуют разные мнения. Абу ‘Убайд и некоторые другие считали, что они имеют одинаковое значение. Не соглашаясь с этим мнением, известный хорасанский комментатор и грамматист Ибн Хабиб ан-Нишапури (ум. 406/1016) сказал: «В наше время некоторые известные комментаторы не могут ответить на вопрос, в чём разница между тафсиром и та’вилем» [Иткан [1]/758]. Тем не менее противопоставление этих понятий началось не сразу и не было абсолютным.
Ар-Рагиб аль-Исфахани сказал: «Тафсир — более общее понятие, чем та’виль. Тафсир чаще всего употребляется в отношении языковых форм и отдельных слов, а та’виль в основном употребляется применительно к значениям и предложениям. Та’виль применяется в основном к божественным книгам, а тафсир — как к этим, так и к прочим книгам».
Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333/944) сказал: «Тафсир — это категорическое утверждение, что слово выражает именно это, и свидетельство от имени Аллаха, что именно таково значение этого слова. Если решающий аргумент есть, то это правильный тафсир, а если — нет, то это — тафсир по собственному мнению, что не дозволительно. Та’виль — это предпочтение одного из возможных толкований, не являющееся категорическим суждением и свидетельством от имени Аллаха» [Иткан [1]/758, ср.: Учение о толковании Корана [1]/50].
Абу Наср аль-Кушейри (ум. 514/1120) сказал: «Тафсир сводится к следованию традиции и передаче её, углублённое же проникновение в текст связано с та’вилем». Ас-Суюты приводит ещё одно похожее высказывание: «То, что разъяснено в Писании Аллаха или уточнено в достоверной Сунне, относится к тафсиру, ибо смысл этого ясен и очевиден, и никому не нужно искать его путём самостоятельного суждения или ещё как-то. Достаточно просто изложить тот смысл, который сохранён в передаче, и не более того. Та’виль же — это углублённое проникновение учёных, искушённых в методах наук, в смысл сообщённого» [Иткан [1]/759, Учение о толковании Корана [1]/51].
По мере разделения мусульманской общины на сторонников буквального понимания и толкования Корана и батынитов, которые претендовали на знание его тайного, скрытого смысла, и с ростом религиозных и политических амбиций последних различия между тафсиром и та’вилем стали проявляться отчётливее. Постепенно та’виль сформировался как метод рационалистического или символико-аллегорического толкования Корана и Сунны. Для законоведов ортодоксального плана та’виль стал синонимом безответственного, не освященного традицией толкования священных текстов, тогда как для батынитов он был единственным путём к постижению их «истинного» смысла [Кныш. Тавиль [1]/218].