Сура аль-Бакара

أَوْ كَالَّذِي مَرَّ عَلَىٰ قَرْيَةٍ وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَىٰ عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّىٰ يُحْيِي هَٰذِهِ اللَّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا ۖ فَأَمَاتَهُ اللَّهُ مِائَةَ عَامٍ ثُمَّ بَعَثَهُ ۖ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ ۖ قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ ۖ قَالَ بَلْ لَبِثْتَ مِائَةَ عَامٍ فَانْظُرْ إِلَىٰ طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ ۖ وَانْظُرْ إِلَىٰ حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِلنَّاسِ ۖ وَانْظُرْ إِلَى الْعِظَامِ كَيْفَ نُنْشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا ۚ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
2:259
Или над тем, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: "Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?" Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: "Сколько ты пробыл здесь?" Он сказал: "Я пробыл день или часть дня". Он сказал: "Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом". Когда это было показано ему, он сказал: "Я знаю, что Аллах способен на всё".

В этом и пос­ле­ду­ющем а­ятах упо­мяну­ты два ве­ликих зна­мения, сви­детель­ство­вав­ших об ис­тиннос­ти вос­кре­шения и воз­да­яния в этом ми­ре, до нас­тупле­ния Пос­ледней жиз­ни. Од­но из этих чу­дес про­изош­ло с че­лове­ком, ко­торый усом­нился в ис­тиннос­ти вос­кре­шения. Это — на­ибо­лее дос­то­вер­ное мне­ние, опи­ра­юще­еся на об­сужда­емое на­ми от­кро­вение. Вто­рое чу­до про­изош­ло с воз­люблен­ным Ал­ла­ха — Иб­ра­химом, до­казав­шим спра­вед­ли­вость еди­нобо­жия в ис­то­рии, опи­сан­ной в пре­дыду­щем а­яте.

Од­нажды ми­мо раз­ру­шен­но­го до ос­но­вания по­селе­ния про­ходил муж­чи­на. Жи­тели се­ления бы­ли мер­твы, а стро­ения и жи­лища — ра­зоре­ны и раз­ру­шены. Муж­чи­на усом­нился в том, что Ал­лах смо­жет вос­кре­сить этих лю­дей пос­ле все­го, что про­изош­ло с ни­ми, и по­думал: «Не­уже­ли Ал­лах вос­кре­сит их пос­ле то­го, как они по­мер­ли? Их вос­кре­шение так­же не­веро­ят­но, как и вос­кре­шение всех ос­таль­ных лю­дей!» Та­кие мыс­ли воз­никли в его ду­ше в тот мо­мент, но Ал­лах сми­лос­ти­вил­ся над ним и над ос­таль­ны­ми ра­бами.

Гос­подь умер­твил его на сто лет и умер­твил ос­ла, ко­торый был ря­дом с ним, а его еду и питье сох­ра­нил нет­ро­нуты­ми, бла­года­ря че­му они не ис­порти­лись, нес­мотря на про­шес­твие дол­гих лет. Спус­тя сто лет Ал­лах вос­кре­сил его и спро­сил: «Сколь­ко вре­мени ты прос­пал?» Он от­ве­тил: «Я прос­пал день или часть дня!» Его от­вет опи­рал­ся на его пред­по­ложе­ние, и тог­да Ал­лах ска­зал ему: «Ты прос­пал це­лых сто лет!» Оче­вид­но, этот раз­го­вор про­ис­хо­дил меж­ду вос­кре­шен­ным че­лове­ком и од­ним из Божь­их про­роков.

Божья ми­лость по от­но­шению к это­му че­лове­ку и ос­таль­ным лю­дям бы­ла нас­толь­ко со­вер­шенна, что он во­очию уви­дел уди­витель­ное зна­мение, ко­торое убе­дило его в том, что Ал­лах вос­кре­сил его пос­ле то­го пос­ле его смер­ти. Он уви­дел, что его про­дук­ты и питье по про­шес­твии мно­гих лет да­же не из­ме­нились, и убе­дил­ся в мо­гущес­тве сво­его Гос­по­да. Про­дук­ты пи­тания и на­пит­ки быс­тро из­ме­ня­ют свои ка­чес­тва, осо­бен­но, ес­ли речь идет о фрук­тах и фрук­то­вых со­ках (имен­но это­го мне­ния при­дер­жи­вались ком­мента­торы), од­на­ко Все­могу­щий Ал­лах убе­рег их от гни­ения да­же спус­тя сто лет.

Муж­чи­на уви­дел, что труп его ос­ла сгнил и раз­ло­жил­ся, и от не­го ос­та­лись толь­ко ис­тлев­шие кос­ти. А за­тем Ал­лах соб­рал и со­еди­нил кос­ти, ко­торые уже ус­пе­ли прев­ра­тить­ся в прах, пок­рыл их мя­сом и вер­нул ос­ла к жиз­ни. Он уви­дел это ис­тинное со­бытие сво­ими гла­зами и боль­ше не ис­пы­тывал ни­каких сом­не­ний. Он вос­клик­нул: «Я твер­до знаю, что Ал­лах спо­собен на вся­кую вещь!» Приз­нав без­гра­нич­ное мо­гущес­тво Ал­ла­ха, он стал зна­мени­ем для мно­гих лю­дей, ко­торые зна­ли о его ги­бели и ги­бели его ос­ла, прек­расно пом­ни­ли его ис­то­рию и смог­ли во­очию уви­деть од­но из ве­личай­ших чу­дес. Та­ково са­мое дос­то­вер­ное мне­ние по по­воду это­го че­лове­ка.

Тем не ме­нее, мно­гие ком­мента­торы счи­тали, что в этом а­яте го­ворит­ся об од­ном из угод­ни­ков или да­же Божь­их про­роков. Не­кото­рые ут­вер­жда­ли, что речь идет об Узей­ре, но по это­му по­воду есть и дру­гие мне­ния. Ес­ли ве­рить этим тол­ко­вани­ям, про­ходя ми­мо раз­ру­шен­но­го по­селе­ния, этот пра­вед­ник ска­зал: «Как Ал­лах вер­нет к жиз­ни это по­селе­ние, ес­ли оно уже ра­зоре­но и раз­ру­шено?» Тог­да Ал­лах умер­твил его на сто лет, что­бы по­казать ему, как лю­ди вер­нутся в это раз­ру­шен­ное по­селе­ние. В те­чение это­го сро­ка в нем дей­стви­тель­но по­сели­лись лю­ди, и на мес­те раз­ру­шен­ных жи­лищ по­явил­ся мно­голюд­ный по­селок.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что текст и смысл об­сужда­емо­го на­ми от­кро­вения не сви­детель­ству­ют в поль­зу та­кого тол­ко­вания. Ка­кое зна­мение мож­но ус­мотреть в том, что раз­ру­шен­ные по­селе­ния воз­вра­ща­ют­ся к преж­ней жиз­ни? По­доб­ные со­бытия про­ис­хо­дят до­воль­но час­то, пос­коль­ку од­ни го­рода и жи­лища раз­ру­ша­ют­ся, а дру­гие — воз­во­дят­ся за­ново. Нас­то­ящим зна­мени­ем яв­ля­ет­ся имен­но вос­кре­шение усоп­ше­го че­лове­ка и его ос­ла, а так­же сох­ра­нение его еды и питья в не­из­ме­нен­ном ви­де в те­чение це­лых ста лет. Кро­ме то­го, Все­выш­ний Ал­лах со­об­щил, что чу­до бы­ло по­каза­но вос­крес­ше­му че­лове­ку, из че­го сле­ду­ет, что он убе­дил­ся в со­вер­шенном мо­гущес­тве Ал­ла­ха толь­ко пос­ле то­го, как сво­ими гла­зами уви­дел уди­витель­ное зна­мение.