Сура Али Имран

هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ ۖ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ ۗ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ ۗ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ
3:7
Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты — иносказательные. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательным, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А те, кто обладает основательными знаниями, говорят: "Мы уверовали в него (Коран). Все это — от нашего Господа". Но поминают назидание только обладающие разумом.

Все­выш­ний со­об­щил о Сво­ем ве­личии и Сво­ей со­вер­шенной влас­ти и са­модос­та­точ­ности. Он один нис­послал это Ве­ликое Пи­сание, ко­торое пре­вос­хо­дит все дру­гие Пи­сания сво­ими муд­ры­ми нас­тавле­ни­ями, крас­но­речи­выми от­кро­вени­ями, ла­конич­ны­ми по­вес­тво­вани­ями и по­лез­ны­ми пред­пи­сани­ями. Сре­ди а­ятов это­го Пи­сания есть от­кро­вения с яс­ным смыс­лом, ко­торые не­воз­можно ис­толко­вать воп­ре­ки это­му смыс­лу. Но есть сре­ди них и а­яты, ко­торые мо­гут иметь сра­зу нес­коль­ко тол­ко­ваний, и оп­ре­делить их дос­то­вер­ность мож­но толь­ко при со­пос­тавле­нии их с яс­но из­ло­жен­ны­ми а­ята­ми.

Те, чьи сер­дца по­раже­ны не­дугом, кто ук­ло­ня­ет­ся от ис­ти­ны из-за сво­их дур­ных на­мере­ний, сле­ду­ют за а­ята­ми, тре­бу­ющи­ми тол­ко­вания и ис­поль­зу­ют их для обос­но­вания сво­их оши­боч­ных выс­ка­зыва­ний и по­роч­ных воз­зре­ний. Тем са­мым, они рас­простра­ня­ют сму­ту, ис­ка­жа­ют пи­сание Ал­ла­ха и тол­ку­ют его в уго­ду сво­им же­лани­ям. Они ски­та­ют­ся в заб­лужде­нии и сби­ва­ют с пу­ти ок­ру­жа­ющих. Что же ка­са­ет­ся пра­вовер­ных, об­ла­да­ющих ос­но­ватель­ны­ми поз­на­ни­ями, сер­дца ко­торых про­ник­ну­ты зна­ни­ями и убеж­денностью, ко­торые тво­рят пра­вед­ные пос­тупки и при­нима­ют муд­рые ре­шения, то они твер­до ве­рят в то, что Свя­щен­ный Ко­ран це­ликом нис­послан от Ал­ла­ха. Они зна­ют, что все а­яты — яс­ные и тре­бу­ющие тол­ко­вания — ис­тинны и не мо­гут про­тиво­речить друг дру­гу.

Они зна­ют, что смысл яс­но из­ло­жен­ных а­ятов не вы­зыва­ет ни­каких сом­не­ний, и со­пос­тавля­ют его с тол­ко­вани­ями дру­гих а­ятов, ко­торые при­водят в за­меша­тель­ство тех, кто не об­ла­да­ет за­кон­ченны­ми поз­на­ни­ями и муд­ростью. Бла­года­ря со­пос­тавле­нию яс­ных и тол­ку­емых а­ятов все ко­рани­чес­кие от­кро­вения ста­новят­ся пре­дель­но яс­ны, и по­это­му они приз­на­ют Свя­щен­ный Ко­ран це­ликом и пол­ностью. Од­на­ко эти по­лез­ные зна­ния при­об­ре­та­ют толь­ко бла­гора­зум­ные му­жи, спо­соб­ные пра­виль­но мыс­лить и раз­мышлять.

Из все­го ска­зан­но­го сле­ду­ет, что уме­ние со­пос­тавлять яс­ные и тол­ку­емые а­яты — это осо­бен­ность бла­гора­зум­ных лю­дей, тог­да как сле­дова­ние за а­ята­ми, ко­торые тре­бу­ют тол­ко­вания, — от­ли­читель­ный приз­нак тех, чьи воз­зре­ния оши­боч­ны, кто не спо­собен здра­во мыс­лить и име­ет дур­ные на­мере­ния.

За­тем Ал­лах со­об­щил, что тол­ко­вания а­ятов не зна­ет ник­то, кро­ме Не­го. Та­кой пе­ревод ве­рен, ес­ли под тол­ко­вани­ем под­ра­зуме­ва­ет­ся всес­то­рон­нее поз­на­ние ис­ти­ны и пос­ти­жение са­мых глу­боких зна­чений от­кро­вения, по­тому что та­кими поз­на­ни­ями об­ла­да­ет толь­ко Ал­лах. Ес­ли же под тол­ко­вани­ем под­ра­зуме­ва­ет­ся смысл от­кро­вения, то пра­виль­нее бы­ло бы пе­ревес­ти этот а­ят сле­ду­ющим об­ра­зом: «Те, чьи сер­дца ук­ло­ня­ют­ся в сто­рону, сле­ду­ют за тем, что тре­бу­ет тол­ко­вания, же­лая по­се­ять сму­ту и най­ти тол­ко­вание. Но тол­ко­вания это­го не зна­ет ник­то, кро­ме Ал­ла­ха и об­ла­да­ющих ос­но­ватель­ны­ми зна­ни­ями». В этих сло­вах со­дер­жится пох­ва­ла в ад­рес бо­гос­ло­вов, об­ла­да­ющих ос­но­ватель­ны­ми поз­на­ни­ями и спо­соб­ных пра­виль­но по­нимать как яс­ные тек­сты Ко­рана и Сун­ны, так и те, что тре­бу­ют тол­ко­вания.