Сура ан-Ниса

إِنَّا أَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللَّهُ ۚ وَلَا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا
4:105
Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников.

Все­выш­ний со­об­щил о том, что Он нис­послал Сво­ему ра­бу и пос­ланни­ку Пи­сание с ис­ти­ной. Это оз­на­ча­ет, что во вре­мя нис­посла­ния оно обе­рега­лось от дь­яво­лов, и те не мог­ли внес­ти в не­го лжи­вые из­мышле­ния. Оно бы­ло нис­посла­но ис­тинно и со­дер­жит в се­бе ис­ти­ну, по­тому что его по­вес­тво­вания — прав­ди­вые, а его по­веле­ния и зап­ре­ты — спра­вед­ли­вые. Все­выш­ний ска­зал: «Сло­во тво­его Гос­по­да ис­полни­лось прав­ди­во и спра­вед­ли­во!» (6:115).

Ал­лах от­ме­тил, что Свя­щен­ное Пи­сание нис­посла­но для то­го, что­бы лю­бые тяж­бы меж­ду людь­ми раз­би­рались на ос­но­вании это­го за­кона. В дру­гом а­яте го­ворит­ся: «А те­бе Мы нис­посла­ли На­поми­нание для то­го, что­бы ты разъ­яс­нил лю­дям то, что им нис­посла­но, и для то­го, что­бы они при­заду­мались» (16:44).

Су­щес­тву­ет мне­ние, что об­сужда­емый на­ми а­ят ка­са­ет­ся толь­ко раз­би­ратель­ств по спор­ным воп­ро­сам, а дру­гой а­ят ка­са­ет­ся разъ­яс­не­ния ос­новных и вто­рос­те­пен­ных воп­ро­сов ре­лигии. Сог­ласно дру­гому тол­ко­ванию, смысл обо­их а­ятов — оди­нако­вый. Из не­го сле­ду­ет, что под тяж­ба­ми здесь под­ра­зуме­ва­ют­ся не толь­ко су­деб­ные раз­би­ратель­ства по по­воду по­куше­ния на жизнь, честь и иму­щес­тво лю­дей и по­сяга­тель­ства на их пра­ва, но и спо­ры, ка­са­ющи­еся ре­лиги­оз­ных убеж­де­ний и пред­пи­саний.

За­тем Ал­лах при­казал Сво­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, при­нимать ре­шения так, как Он по­казал ему. Ему не бы­ло поз­во­лено пос­ту­пать в уго­ду сво­им же­лани­ям, а бы­ло при­каза­но пос­ту­пать так, как его на­учил Гос­подь. В по­хожем а­яте го­ворит­ся: «Он не го­ворит по при­хоти. Это — все­го лишь вну­шен­ное ему от­кро­вение» (53:3–4).

Из это­го сле­ду­ет, что Про­рок Му­хам­мад, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, был за­щищен от оши­бок, ког­да про­воз­гла­шал за­коны или го­ворил от име­ни Ал­ла­ха. Из это­го так­же сле­ду­ет, что зна­ние и спра­вед­ли­вость яв­ля­ют­ся тре­бова­ни­ями, ко­торые предъ­яв­ля­ют­ся к каж­до­му су­деб­но­му ре­шению, пос­коль­ку Ал­лах при­казал вы­носить ре­шения на ос­но­вании то­го, что по­каза­но Им, а не на ос­но­вании собс­твен­ных суж­де­ний. По­это­му для то­го, что­бы раз­би­рать тяж­бы меж­ду людь­ми, не­об­хо­димо об­ла­дать зна­ни­ями о пи­сании Ал­ла­ха.

Пос­ле по­веле­ния при­нимать спра­вед­ли­вые и бес­пристрас­тные ре­шения Ал­лах зап­ре­тил пос­ту­пать нес­пра­вед­ли­во и зас­ту­пать­ся за из­менни­ков. Это оз­на­ча­ет, что му­суль­ма­нин не име­ет пра­ва зас­ту­пать­ся за че­лове­ка, ес­ли ему из­вес­тно или ес­ли он пред­по­лага­ет, что тот пре­да­ет до­верие, или предъ­яв­ля­ет пра­ва на то, что ему не при­над­ле­жит, или от­ри­ца­ет свои обя­зан­ности пе­ред ис­тцом. Сле­дова­тель­но, при­тязать на чу­жие пра­ва и пред­став­лять ин­те­ресы то­го, кто пос­ту­па­ет так, в ре­лиги­оз­ных и мир­ских воп­ро­сах ка­тего­ричес­ки зап­ре­щено. Из это­го а­ята так­же мож­но сде­лать вы­вод о том, что му­суль­ма­нину раз­ре­шено пред­став­лять ин­те­ресы дру­гого че­лове­ка, ес­ли он не по­доз­ре­ва­ет его в нес­пра­вед­ли­вос­ти.