Сура ан-Ниса

لَعَنَهُ اللَّهُ ۘ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيبًا مَفْرُوضًا
4:118
Аллах проклял его, и он сказал: "Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов.
وَلَأُضِلَّنَّهُمْ وَلَأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الْأَنْعَامِ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِنْ دُونِ اللَّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُبِينًا
4:119
Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха ". Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток.

Ал­лах со­об­щил о том, как са­тана стре­мит­ся оболь­стить ра­бов и при­ук­ра­сить в их гла­зах зло и не­чес­тие. Он да­же пок­лялся Гос­по­ду заб­рать с со­бой пре­доп­ре­делен­ную для не­го часть их. Прок­ля­тый са­тана по­нимал, что ему не удас­тся соб­лазнить всех ра­бов Ал­ла­ха и что его власть не рас­простра­нит­ся на Его ис­крен­них слуг. Он знал, что ему бу­дут под­властны толь­ко те, ко­торые сде­ла­ют его сво­им пок­ро­вите­лем и ста­нут по­вино­вать­ся ему, пре­неб­ре­гая по­вино­вени­ем ис­тинно­му Пок­ро­вите­лю.

В дру­гом от­кро­вении го­ворит­ся, что са­тана пок­лялся сов­ра­тить лю­дей и ска­зал: «Гос­по­ди! За то, что Ты ввел ме­ня в заб­лужде­ние, я при­ук­ра­шу для них зем­ное и неп­ре­мен­но сов­ра­щу их всех, кро­ме Тво­их из­бран­ных [или: ис­крен­них] ра­бов» (15:39–40).

Не­чес­ти­вый ос­лушник пред­по­ложил это и твер­до ре­шил до­бить­ся это­го. Все­выш­ний Ал­лах же ска­зал, что его пред­по­ложе­ние бы­ло прав­ди­вым: «Пред­по­ложе­ние Иб­ли­са от­но­ситель­но них ока­залось прав­ди­вым, и они пос­ле­дова­ли за ним, за ис­клю­чени­ем груп­пы ве­ру­ющих» (34:20).

Иб­лис по­ведал о том, че­го он хо­чет от той час­ти ра­бов, ко­торая пред­назна­чена для не­го. Он обе­щал ввес­ти их в заб­лужде­ние, что­бы они сби­лись с пря­мого пу­ти, при­об­ре­тая оши­боч­ные поз­на­ния и со­вер­шая дур­ные де­яния. Он обе­щал воз­бу­дить в них на­деж­ду по­лучить воз­награж­де­ние, ко­торое по­лучат лю­ди, сле­ду­ющие пря­мым пу­тем.

Де­яния са­таны — са­мое нас­то­ящее оболь­ще­ние. Он не до­воль­ству­ет­ся тем, что вво­дит лю­дей в заб­лужде­ние, и не ус­по­ка­ива­ет­ся до тех пор, по­ка их заб­лужде­ние не по­кажет­ся им прек­расным. Он при­ум­но­жа­ет в них зло, и они со­вер­ша­ют то, что при­суще оби­тате­лям Ада и что об­ре­ка­ет че­лове­ка на на­каза­ние. При этом са­ми они по­лага­ют, что их пос­тупки по­могут им по­пасть в Рай. Та­кими ка­чес­тва­ми об­ла­да­ют и­удеи, хрис­ти­ане и им по­доб­ные.

Все­выш­ний Ал­лах ска­зал:
«Они ска­зали: “Не вой­дет в Рай ник­то, кро­ме и­уде­ев или хрис­ти­ан”. Та­ковы их меч­ты» (2:111);
«Та­ким Мы при­ук­ра­сили для каж­до­го на­рода их де­яния» (6:108);
«Ска­жи: “Не со­об­щить ли вам о тех, чьи де­яния при­несут на­иболь­ший убы­ток? О тех, чьи уси­лия заб­лу­дились в мир­ской жиз­ни, хо­тя они ду­мали, что пос­ту­па­ют хо­рошо? Это — те, кто не уве­ровал в зна­мения сво­его Гос­по­да и во встре­чу с Ним. Тщет­ны бу­дут их де­яния, и в День вос­кре­сения Мы не от­пустим им ни­како­го ве­са [не при­дадим им ни­како­го зна­чения или не по­мес­тим на ча­шу их доб­рых де­яний ни од­но­го пра­вед­но­го пос­тупка]”» (18:103–105).

Все­выш­ний по­ведал и о раз­го­воре ли­цеме­ров с пра­вовер­ны­ми в День вос­кре­сения: «Они бу­дут взы­вать к ним: “Раз­ве мы не бы­ли с ва­ми?” Они ска­жут: “Да, но вы соб­лазня­ли са­мих се­бя, вы­жида­ли, сом­не­вались и оболь­ща­лись на­деж­да­ми до тех пор, по­ка не яви­лось по­веле­ние Ал­ла­ха. Соб­лазни­тель [дь­явол] об­ма­нул вас от­но­ситель­но Ал­ла­ха”» (57:14).

Ал­лах сооб­щил о том, что са­тана при­казы­ва­ет лю­дям об­ре­зать уши у до­маш­ней ско­тины. Так араб­ские языч­ни­ки пос­ту­пали с ба­хирой, са­ибой, ва­силой и ха­ми — ско­тиной, ко­торую они счи­тали свя­щен­ной. Упо­мина­ние об этом ука­зыва­ет на це­лую груп­пу заб­лужде­ний, свя­зан­ных с зап­ре­щени­ем доз­во­лен­но­го Ал­ла­хом и доз­во­лени­ем зап­ре­щен­но­го Им. Это так­же от­но­сит­ся ко всем по­роч­ным воз­зре­ни­ям и нес­пра­вед­ли­вым за­конам, ко­торые яв­ля­ют­ся ве­личай­ши­ми фак­то­рами, вво­дящи­ми лю­дей в заб­лужде­ние.

Ал­лах по­ведал о том, что са­тана при­казы­ва­ет лю­дям ис­ка­жать Его тво­рения. Это от­но­сит­ся к из­ме­нению их внеш­не­го об­ли­ка пос­редс­твом на­несе­ния та­ту­иро­вок, об­точки зу­бов, вы­дер­ги­вания рес­ниц, соз­да­ния ще­ли меж­ду пе­ред­ни­ми зу­бами для кра­соты и дру­гих по­доб­ных пос­тупков, ко­торые яв­ля­ют­ся следс­тви­ем оболь­ще­ния са­таны. Из­ме­нение об­ли­ка тво­рений Ми­лос­ти­вого под­ра­зуме­ва­ет не­доволь­ство тем, что Он соз­дал, и ума­ление Его муд­рости. Та­кие лю­ди по­лага­ют, что соз­данное их ру­ками луч­ше то­го, что сот­во­рил Ми­лос­ти­вый, и вы­ража­ют не­доволь­ство Его пре­доп­ре­деле­ни­ем и ре­шени­ями.

Это так­же от­но­сит­ся к ис­ка­жению ду­хов­но­го об­ли­ка ра­бов, ко­торых Все­выш­ний Ал­лах на­делил при­род­ной склон­ностью пок­ло­нять­ся Ему од­но­му, при­нимать ис­ти­ну и от­да­вать ей пред­почте­ние. Од­на­ко дь­яво­лы об­сту­па­ют лю­дей и ли­ша­ют их это­го за­меча­тель­но­го ка­чес­тва, при­ук­ра­шая в их гла­зах зло, мно­гобо­жие, не­верие, гре­хопа­дение и ос­лу­шание.

Каж­дый ре­бенок рож­да­ет­ся с при­род­ной склон­ностью пок­ло­нять­ся од­но­му Ал­ла­ху, но ро­дите­ли прев­ра­ща­ют его в и­удея, хрис­ти­ани­на, ог­не­пок­лонни­ка или при­вер­женца дру­гой ре­лигии. Они из­ме­ня­ют ка­чес­тва, ко­торые Ал­лах за­ложил в че­лове­ке, и ли­ша­ют его же­лания пок­ло­нять­ся Ему од­но­му, лю­бить и поз­на­вать Его. Дь­яво­лы рас­прав­ля­ют­ся со сво­ими жер­тва­ми по­доб­но то­му, как зве­ри и вол­ки рас­терзы­ва­ют оди­ноких овец.

Ес­ли бы не ми­лость и ве­лико­душие Ал­ла­ха по от­но­шению к Его ис­крен­ним ра­бам, то их пос­тигла бы участь, ко­торая пос­тигла об­ма­нутых заб­лудших, по­губив­ших свою жизнь в этом ми­ре и пос­ле смер­ти. Они вер­ну­лись ра­зоча­рован­ны­ми, зак­лю­чив убы­точ­ную сдел­ку. А при­чина все­го, что про­изош­ло с ни­ми, бы­ла в том, что они от­верну­лись от сво­его Гос­по­да и Соз­да­теля и об­ра­тились ли­цом к сво­ему су­пос­та­ту, ко­торый же­лал им зла во всех его про­яв­ле­ни­ях. Вот по­чему Ал­лах ска­зал, что вся­кий, кто из­брал са­тану сво­им пок­ро­вите­лем вмес­то Ал­ла­ха, уже по­тер­пел оче­вид­ный убы­ток. Кто во­об­ще мо­жет по­тер­петь бо­лее оче­вид­ный и ве­ликий убы­ток, чем тот, кто по­губил свою ре­лигию и мир­скую жизнь, кто стал жер­твой гре­хов и прос­тупков, кто об­рел веч­ное нес­частье и ли­шил­ся бес­ко­неч­но­го бла­женс­тва?!!

Но ес­ли че­ловек об­ра­ща­ет­ся за пок­ро­витель­ством к сво­ему Ис­тинно­му Пок­ро­вите­лю и от­да­ет пред­почте­ние то­му, что Ему угод­но, то он при­об­ре­та­ет ве­ликое бла­го и до­бива­ет­ся нас­то­яще­го ус­пе­ха. Он об­ре­та­ет счастье в обо­их ми­рах и по­луча­ет под­линное удо­воль­ствие.

Бо­же, ник­то не мо­жет удер­жать то, чем Ты ода­ря­ешь, и ник­то не мо­жет ода­рить то­го, ко­го Ты ли­ша­ешь! Бо­же, нас­тавь нас в чис­ле тех, ко­го Ты нас­та­вил на пря­мой путь, и ода­ри нас бла­гопо­лучи­ем в чис­ле тех, ко­го Ты ода­рил.