Сура ан-Ниса

لَيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلَا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ ۗ مَنْ يَعْمَلْ سُوءًا يُجْزَ بِهِ وَلَا يَجِدْ لَهُ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَلِيًّا وَلَا نَصِيرًا
4:123
Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника.

Спа­сения и бла­гон­ра­вия нель­зя дос­тичь пос­редс­твом пус­тых меч­та­ний и на­дежд, ко­торые не под­креп­ля­ют­ся со­от­ветс­тву­ющи­ми де­лами. Бе­зос­но­ватель­ные при­тяза­ния ни­чего не сто­ят, ког­да речь за­ходит о прос­тых де­лах. Что же тог­да го­ворить, ес­ли речь идет о ве­ре и веч­ном счастье?!

Ал­лах со­об­щил о на­деж­дах, ко­торы­ми те­шат­ся лю­ди Пи­сания. Они го­ворят: «Не вой­дет в Рай ник­то, кро­ме и­уде­ев или хрис­ти­ан» (2:111). И ес­ли на­деж­ды лю­дей Пи­сания яв­ля­ют­ся лож­ны­ми, то это в еще боль­шей сте­пени от­но­сит­ся к тем, кто не счи­та­ет се­бя при­вер­женцем Свя­щен­но­го Пи­сания и пос­ле­дова­телем Божь­его пос­ланни­ка.

Пос­коль­ку спра­вед­ли­вость и бес­пристрас­тность Ал­ла­ха со­вер­шенны, это от­но­сит­ся и к тем, кто при­чис­ля­ет се­бя к му­суль­ма­нам. Го­лос­ловные при­тяза­ния на пра­во на­зывать­ся при­вер­женцем ре­лигии не при­несут че­лове­ку ни­какой поль­зы до тех пор, по­ка он не пред­ста­вит до­каза­тель­ства сво­ей прав­ди­вос­ти. Де­яния яв­ля­ют­ся тем са­мым кри­тери­ем, ко­торый оп­ре­деля­ет его прав­ди­вость, и по­это­му Ал­лах ска­зал, что тво­рящий зло неп­ре­мен­но бу­дет на­казан. Это рас­простра­ня­ет­ся на все тво­рения, пос­коль­ку злом на­зыва­ют­ся как боль­шие, так и ма­лые гре­хи. Это так­же рас­простра­ня­ет­ся на лю­бые боль­шие и ма­лые фор­мы воз­да­яния как в мир­ской жиз­ни, так и пос­ле смер­ти.

На ос­но­вании это­го кри­терия тво­рения зай­мут раз­ные сту­пени, о ко­торых до­под­линно из­вес­тно од­но­му Ал­ла­ху. Сре­ди них бу­дут та­кие, ко­торые со­вер­ши­ли мно­го зла, и та­кие, ко­торые со­вер­ши­ли его в мень­шем ко­личес­тве. Ес­ли че­ловек со­вер­шал од­ни толь­ко зло­де­яния, а пос­ту­пать так мо­жет толь­ко не­веру­ющий, и ес­ли он умер, не рас­ка­яв­шись в сво­их гре­хах, то его воз­да­яни­ем ста­нет му­читель­ное на­каза­ние, ко­торое прод­лится веч­но. Ес­ли же че­ловек со­вер­шал пра­вед­ные пос­тупки и тво­рил доб­ро боль­шую часть сво­ей жиз­ни, но иног­да со­вер­шал мел­кие прег­ре­шения, то пос­тигшие его за­боты, пе­чали, неп­ри­ят­ности, фи­зичес­кие и ду­шев­ные стра­дания, ма­тери­аль­ные труд­ности, а так­же неп­ри­ят­ности, вы­пав­шие на до­лю лю­бимых им лю­дей, и т.п. ис­ку­па­ют со­вер­шенные им гре­хи, ведь Ал­лах ми­лос­тив и снис­хо­дите­лен к ра­бам. Меж­ду эти­ми дву­мя край­нос­тя­ми есть ве­ликое мно­жес­тво про­межу­точ­ных сту­пеней.

В этом от­кро­вении воз­да­яние за зло упо­мяну­то в са­мом ши­роком смыс­ле, од­на­ко оно рас­простра­ня­ет­ся толь­ко на тех, кто не при­нес по­ка­яния, ибо ес­ли че­ловек рас­ка­ял­ся в гре­хе, то он по­добен то­му, кто вов­се не со­вер­шал его, что под­твержда­ет­ся яс­ны­ми тек­ста­ми.

За­тем Ал­лах со­об­щил о том, что тво­рящий зло не най­дет для се­бя ни пок­ро­вите­ля, ни по­мощ­ни­ка. Это от­кро­вение слу­жит для то­го, что­бы ник­то оши­боч­но не пред­по­ложил, что у греш­ни­ка, ко­торый зас­лу­жил на­каза­ние за свои прос­тупки, мо­гут быть пок­ро­вите­ли, за­щит­ни­ки или зас­тупни­ки, ко­торые за­щитят его от зас­лу­жен­но­го воз­мездия. Все­выш­ний оп­ро­верг по­доб­ные пред­по­ложе­ния, ибо у лю­дей не бу­дет пок­ро­вите­лей, ко­торые по­могут им до­бить­ся же­ла­емо­го, и по­мощ­ни­ков, ко­торые за­щитят их от неп­ри­ят­но­го, кро­ме их Гос­по­да и Влас­те­лина.