Сура ан-Ниса

وَإِنِ امْرَأَةٌ خَافَتْ مِنْ بَعْلِهَا نُشُوزًا أَوْ إِعْرَاضًا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَنْ يُصْلِحَا بَيْنَهُمَا صُلْحًا ۚ وَالصُّلْحُ خَيْرٌ ۗ وَأُحْضِرَتِ الْأَنْفُسُ الشُّحَّ ۚ وَإِنْ تُحْسِنُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
4:128
Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше. Душам свойственна скупость , но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Ес­ли жен­щи­на опа­са­ет­ся, что муж бу­дет об­ра­щать­ся с ней над­менно, пе­рес­та­нет лю­бить ее и от­вернет­ся от нее, то для суп­ру­гов бу­дет луч­ше, ес­ли они зак­лю­чат меж­ду со­бой мир­ное сог­ла­шение и ес­ли же­на прос­тит му­жу не­выпол­не­ние не­кото­рых из его обя­зан­ностей при ус­ло­вии, что они сох­ра­нят брак. Для это­го же­на мо­жет поз­во­лить му­жу рас­хо­довать на ее со­дер­жа­ние мень­ше ма­тери­аль­ных средств, чем по­ложе­но, до­воль­ство­вать­ся худ­шей одеж­дой и худ­шим жиль­ем, ус­ту­пить свою оче­редь дру­гой же­не или пре­дос­та­вить му­жу пра­во про­водить с дру­гой же­ной ночь, ко­торую он дол­жен был про­водить с ней. Ес­ли суп­ру­ги до­гово­рят­ся меж­ду со­бой на та­ких ус­ло­ви­ях, то ни один из них не со­вер­шит гре­ха. Му­жу раз­ре­ша­ет­ся жить со сво­ей же­ной на та­ких ус­ло­ви­ях, пос­коль­ку да­же та­кая сов­мес­тная жизнь луч­ше, чем рас­ста­вание. Вот по­чему Ал­лах ска­зал, что мир­ное ре­шение — луч­ше.

Из об­ще­го смыс­ла это­го вы­раже­ния сле­ду­ет, что мир­ное ре­шение лю­бых спо­ров, воз­никших меж­ду людь­ми, име­ющи­ми обя­зан­ности друг пе­ред дру­гом, луч­ше, чем от­каз обе­их сто­рон от вы­пол­не­ния всех обя­зан­ностей друг пе­ред дру­гом. Мир­ное ре­шение поз­во­ля­ет сто­ронам при­мирить­ся, сох­ра­нить от­но­шения и про­явить ве­лико­душие. Пос­ту­пать так раз­ре­ша­ет­ся по лю­бым воп­ро­сам, ес­ли толь­ко зак­лю­чен­ное сог­ла­шение не раз­ре­ша­ет зап­ре­щен­ное Ал­ла­хом или не зап­ре­ща­ет доз­во­лен­ное. Та­кое сог­ла­шение на­зыва­ет­ся не мир­ным ре­шени­ем, а нес­пра­вед­ли­востью и про­из­во­лом.

Сле­ду­ет знать, что лю­бое пред­пи­сание всту­па­ет в си­лу тог­да, ког­да име­ют­ся со­от­ветс­тву­ющие пред­по­сыл­ки и от­сутс­тву­ют фак­то­ры, пре­пятс­тву­ющие это­му. Это рас­простра­ня­ет­ся и на та­кое важ­ное пред­пи­сание, ка­ким яв­ля­ет­ся зак­лю­чение ми­ра. Все­выш­ний упо­мянул о пред­по­сыл­ках к зак­лю­чению ми­ра и ска­зал, что та­кое ре­шение яв­ля­ет­ся хо­рошим, пос­коль­ку каж­дый че­ловек хо­чет пос­ту­пать хо­рошо. Ес­ли же пос­ту­пать так ве­лел сам Ал­лах, то у пра­вовер­но­го по­яв­ля­ет­ся еще боль­шее же­лание сде­лать это.

За­тем Ал­лах упо­мянул об об­сто­ятель­стве, ко­торое мо­жет по­мешать зак­лю­чению ми­ра. Де­ло в том, что че­лове­чес­кой ду­ше свой­ствен­на ску­пость. Че­ловек не­охот­но вы­пол­ня­ет свои обя­зан­ности, но за­то страс­тно же­ла­ет по­лучить все, что ему по­лага­ет­ся. Это при­род­ное ка­чес­тво за­ложе­но в каж­дом че­лове­ке, и лю­ди дол­жны пос­та­рать­ся, что­бы из­ба­вить­ся от не­го и за­менить его ве­лико­души­ем. Ве­лико­душие — это ис­прав­ное вы­пол­не­ние обя­зан­ностей и удов­летво­рен­ность да­же частью то­го, что по­лага­ет­ся че­лове­ку.

Ес­ли он при­об­ре­та­ет это прек­расное ка­чес­тво, то ему уда­ет­ся без тру­да прий­ти к ми­ру и сог­ла­сию с людь­ми, с ко­торы­ми он пре­пира­ет­ся или об­ща­ет­ся, и дос­тичь же­лан­ной це­ли. Од­на­ко это не уда­ет­ся то­му, кто не пы­та­ет­ся из­ба­вить­ся от ску­пос­ти, по­тому что он с тру­дом при­ходит к ми­ру и сог­ла­сию. А при­чина это­го в том, что он не мо­жет ус­по­ко­ить­ся, по­ка не по­лучит все свое иму­щес­тво, и не же­ла­ет вы­пол­нять сво­их обя­затель­ств. Ес­ли же его оп­по­нент об­ла­да­ет та­кими же ка­чес­тва­ми, то си­ту­ация ста­новит­ся еще слож­нее.

За­тем Ал­лах ска­зал, что ес­ли лю­ди бу­дут доб­ро­детель­ны в пок­ло­нении сво­ему Соз­да­телю, ес­ли они бу­дут пок­ло­нять­ся Ему так, слов­но они ви­дят его, по­нимая, что ес­ли да­же они не ви­дят Его, то Он все рав­но ви­дит их, ес­ли они бу­дут де­лать доб­ро тво­рени­ям и ока­зывать им под­дер­жку, ис­поль­зуя свое бо­гатс­тво, свои зна­ния, свое по­ложе­ние и дру­гие воз­можнос­ти, ес­ли они бу­дут бо­ять­ся Ал­ла­ха, вы­пол­няя все свои обя­зан­ности и из­бе­гая всех зап­ре­щен­ных пос­тупков, од­ним сло­вом, ес­ли они бу­дут ис­прав­но со­вер­шать пра­вед­ные де­яния и сто­ронить­ся гре­хов, то все их пос­тупки не ос­та­нут­ся не­заме­чен­ны­ми Ал­ла­хом. Он ве­да­ет обо всем, что лю­ди со­вер­ша­ют ду­шой и те­лом, и сох­ра­ня­ет их де­яния для то­го, что­бы каж­дый по­лучил зас­лу­жен­ное воз­да­яние спол­на.