Сура ан-Ниса

يَسْأَلُكَ أَهْلُ الْكِتَابِ أَنْ تُنَزِّلَ عَلَيْهِمْ كِتَابًا مِنَ السَّمَاءِ ۚ فَقَدْ سَأَلُوا مُوسَىٰ أَكْبَرَ مِنْ ذَٰلِكَ فَقَالُوا أَرِنَا اللَّهَ جَهْرَةً فَأَخَذَتْهُمُ الصَّاعِقَةُ بِظُلْمِهِمْ ۚ ثُمَّ اتَّخَذُوا الْعِجْلَ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ فَعَفَوْنَا عَنْ ذَٰلِكَ ۚ وَآتَيْنَا مُوسَىٰ سُلْطَانًا مُبِينًا
4:153
Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба. Мусу (Моисея) они попросили о еще большем, когда сказали: "Покажи нам Аллаха открыто". Тогда их постигла смерть за их несправедливость. А затем они стали поклоняться тельцу после того, как к ним явились ясные знамения, но Мы простили это и даровали Мусе (Моисею) явное доказательство.
وَرَفَعْنَا فَوْقَهُمُ الطُّورَ بِمِيثَاقِهِمْ وَقُلْنَا لَهُمُ ادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّدًا وَقُلْنَا لَهُمْ لَا تَعْدُوا فِي السَّبْتِ وَأَخَذْنَا مِنْهُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا
4:154
Мы воздвигли над ними гору, согласно завету с ними, и сказали им: "Войдите во врата, поклонившись!" Мы также сказали им: "Не нарушайте субботы!" Мы заключили с ними суровый завет.
فَبِمَا نَقْضِهِمْ مِيثَاقَهُمْ وَكُفْرِهِمْ بِآيَاتِ اللَّهِ وَقَتْلِهِمُ الْأَنْبِيَاءَ بِغَيْرِ حَقٍّ وَقَوْلِهِمْ قُلُوبُنَا غُلْفٌ ۚ بَلْ طَبَعَ اللَّهُ عَلَيْهَا بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا
4:155
За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: "Наши сердца покрыты завесой (или переполнены знаниями)". О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна (или лишь немногие из них являются верующими).
وَبِكُفْرِهِمْ وَقَوْلِهِمْ عَلَىٰ مَرْيَمَ بُهْتَانًا عَظِيمًا
4:156
За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет
وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللَّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَٰكِنْ شُبِّهَ لَهُمْ ۚ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِنْهُ ۚ مَا لَهُمْ بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلَّا اتِّبَاعَ الظَّنِّ ۚ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينًا
4:157
и сказали: "Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью).
بَلْ رَفَعَهُ اللَّهُ إِلَيْهِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا
4:158
О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.

Лю­ди Пи­сания об­ра­тились к Про­року Му­хам­ма­ду, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, с та­кой прось­бой, что­бы от­вер­гнуть и оп­ро­вер­гнуть его. Они за­яви­ли, что по­верят ему или же от­вер­гнут его в за­виси­мос­ти от то­го, смо­жет он удов­летво­рить их прось­бу или нет. Они пот­ре­бова­ли от не­го, что­бы Свя­щен­ный Ко­ран был нис­послан це­ликом, по­доб­но то­му, как бы­ли нис­посла­ны То­ра и Еван­ге­лие. Это бы­ло ве­личай­шей нес­пра­вед­ли­востью с их сто­роны, по­тому что Про­рок Му­хам­мад, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, был че­лове­ком и ра­бом. Он за­висел от во­ли Ал­ла­ха и не мог рас­по­ряжать­ся со­быти­ями во Все­лен­ной, пос­коль­ку вся власть це­ликом при­над­ле­жит Ал­ла­ху. Он один от­прав­ля­ет пос­ланни­ков и нис­по­сыла­ет Сво­им ра­бам то, что по­жела­ет. По­это­му пос­ле упо­мина­ния зна­мений, ко­торые языч­ни­ки пот­ре­бова­ли от Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, Все­выш­ний Ал­лах при­казал ему ска­зать: «Пре­чист мой Гос­подь! Я же — все­го лишь че­ловек и пос­ланник» (17:93).

И­удеи ре­шили, что нис­посла­ние Пи­сания це­ликом или по час­тям яв­ля­ет­ся об­сто­ятель­ством, бла­года­ря ко­торо­му мож­но от­ли­чить ис­ти­ну от лжи. Од­на­ко их до­вод был не­убе­дите­лен и не­умес­тен. Бо­лее то­го, он да­же не был сом­ни­тель­ным, пос­коль­ку ни один из Божь­их про­роков ни­ког­да не го­ворил о том, что нель­зя ве­рить и до­верять пос­ланни­ку, ко­торый при­несет Пи­сание, нис­по­сыла­емое по час­тям? Что же ка­са­ет­ся Свя­щен­но­го Ко­рана, то нис­посла­ние его а­ятов по по­воду оп­ре­делен­ных со­бытий лишь сви­детель­ству­ет о его ве­личии и той за­боте, ко­торую Ал­лах про­явил к Сво­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха.

Все­выш­ний ска­зал: «Не­веру­ющие ска­зали: “По­чему Ко­ран не нис­послан ему це­ликом за один раз?” Мы пос­ту­пили так, что­бы ук­ре­пить им твое сер­дце, и разъ­яс­ни­ли его са­мым прек­расным об­ра­зом. Ка­кую бы прит­чу они ни при­води­ли те­бе, Мы от­кры­вали те­бе ис­ти­ну и на­илуч­шее тол­ко­вание» (25:32–33).

Пос­ле упо­мина­ния о бе­зос­но­ватель­ных воз­ра­жени­ях и­уде­ев Ал­лах со­об­щил, что они пос­ту­па­ют так не в пер­вый раз. Преж­де они пос­ту­пили еще бо­лее от­вра­титель­ным об­ра­зом с пос­ланни­ком, ве­ру­ющи­ми пос­ле­дова­теля­ми ко­торо­го они се­бя счи­та­ют. Они пот­ре­бова­ли от не­го по­казать им Ал­ла­ха и ста­ли пок­ло­нять­ся тель­цу, ко­торо­го из­ва­яли сво­ими ру­ками, хо­тя преж­де им бы­ли по­каза­ны наг­лядные зна­мения, ко­торых не ви­дели мно­гие дру­гие лю­ди.

Они от­ка­зыва­лись вы­пол­нять пред­пи­сания То­ры, по­ка ог­ромная го­ра не по­вис­ла над их го­лова­ми, и Ал­лах не приг­ро­зил им об­ру­шить на них эту го­ру, ес­ли они от­ка­жут­ся уве­ровать. Толь­ко пос­ле это­го они сог­ла­сились при­дер­жи­вать­ся за­конов Пи­сания. Они пош­ли на это, слов­но заж­му­рив гла­за, и по­это­му их ве­ра по­ходи­ла на вы­нуж­денный шаг.

Они от­ка­зались вы­пол­нить ве­ление Гос­по­да, ког­да им бы­ло при­каза­но вой­ти в во­рота го­рода, пок­ло­нив­шись и мо­ля Ал­ла­ха о про­щении. Они на­руши­ли этот при­каз на сло­вах и на де­ле. Не­кото­рые из них, по­мимо это­го, ос­ме­лились на­рушить суб­бо­ту и бы­ли удос­то­ены ужас­ной ка­ры.

Ал­лах взял с них су­ровый за­вет, од­на­ко они от­бро­сили его, от­ка­зались уве­ровать в Его зна­мения и уби­вали Его пос­ланни­ков, не имея ни­како­го пра­ва на то. Они да­же за­яви­ли, что уби­ли и рас­пя­ли Мес­сию Ису. Од­на­ко они не уби­ли его и не рас­пя­ли — они при­няли за не­го дру­гого че­лове­ка, ко­торый был убит и рас­пят вмес­то не­го.

Они ска­зали, что их сер­дца пок­ры­ты за­весой и не спо­соб­ны по­нять то, что им го­ворят. Они ме­шали лю­дям встать на путь Ал­ла­ха и у­яс­нить ис­ти­ну и при­зыва­ли их на путь заб­лужде­ния и оболь­ще­ния, ко­торым сле­дова­ли са­ми. Они при­об­ре­тали иму­щес­тво не­закон­ным пу­тем и за­нима­лись рос­товщи­чес­твом, хо­тя им бы­ло ка­тего­ричес­ки зап­ре­щено пос­ту­пать так. И ес­ли они со­вер­ша­ли эти от­вра­титель­ные пос­тупки, то нет ни­чего уди­витель­но­го в том, что они пот­ре­бова­ли от Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, что­бы Свя­щен­ное Пи­сание бы­ло нис­посла­но ему с не­бес це­ликом.

Для оп­ро­вер­же­ния и­уде­ев Ал­лах из­брал са­мый прек­расный ме­тод, пос­редс­твом ко­торо­го мож­но сок­ру­шить до­воды лже­цов. Ес­ли они пы­та­ют­ся ос­по­рить ис­ти­ну пос­редс­твом лжи­вых и сом­ни­тель­ных ут­вер­жде­ний, ко­торые вво­дят в заб­лужде­ние их са­мих и ок­ру­жа­ющих, то их оп­по­нен­там сле­ду­ет ука­зать на их от­вра­титель­ные ка­чес­тва и са­мые дур­ные пос­тупки, ко­торые они ус­пе­ли со­вер­шить. И тог­да каж­до­му че­лове­ку ста­нет яс­но, что их воз­ра­жения то­же от­но­сят­ся к этим пос­тупкам и яв­ля­ют­ся следс­тви­ем их дур­ных ка­честв.

Кро­ме то­го, ес­ли они пы­та­ют­ся ос­по­рить мис­сию Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, то пос­редс­твом этих или еще бо­лее ве­сомых до­водов мож­но воз­ра­зить про­тив мис­сии то­го пос­ланни­ка, ко­торо­го они приз­на­ют. Бе­зус­ловно, это нуж­но де­лать толь­ко для то­го, что­бы пре­сечь их зло­де­яния и сок­ру­шить их ложь. Ес­ли же они по­пыта­ют­ся обос­но­вать ис­тинность мис­сии то­го пос­ланни­ка, ко­торо­го они приз­на­ют, то с та­ким же ус­пе­хом эти или еще бо­лее убе­дитель­ные до­воды мож­но при­вес­ти в под­твержде­ние про­рочес­кой мис­сии Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха.

Пос­коль­ку мно­гочис­ленные по­роки и­уде­ев бы­ли пе­речис­ле­ны толь­ко для то­го, что­бы оп­ро­вер­гнуть их воз­ра­жения, Все­выш­ний Ал­лах не стал здесь го­ворить о них бо­лее под­робно, а лишь ука­зал на них. Каж­дый из них Ал­лах под­робно разъ­яс­нил в дру­гих, бо­лее под­хо­дящих для это­го мес­тах Сво­его пи­сания.