Сура аль-Маида

إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ اذْكُرْ نِعْمَتِي عَلَيْكَ وَعَلَىٰ وَالِدَتِكَ إِذْ أَيَّدْتُكَ بِرُوحِ الْقُدُسِ تُكَلِّمُ النَّاسَ فِي الْمَهْدِ وَكَهْلًا ۖ وَإِذْ عَلَّمْتُكَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَالتَّوْرَاةَ وَالْإِنْجِيلَ ۖ وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنْفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي ۖ وَتُبْرِئُ الْأَكْمَهَ وَالْأَبْرَصَ بِإِذْنِي ۖ وَإِذْ تُخْرِجُ الْمَوْتَىٰ بِإِذْنِي ۖ وَإِذْ كَفَفْتُ بَنِي إِسْرَائِيلَ عَنْكَ إِذْ جِئْتَهُمْ بِالْبَيِّنَاتِ فَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ إِنْ هَٰذَا إِلَّا سِحْرٌ مُبِينٌ
5:110
Аллах скажет: "О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это — всего лишь очевидное колдовство".

Ал­лах ве­лел Исе, сы­ну Марь­ям, по­минать ду­шой и сер­дцем ми­лость, ко­торая бы­ла ока­зана ему и его ма­тери, и бла­года­рить Его за эту ми­лость, вы­пол­няя все, что от не­го тре­бова­лось.

Ему дей­стви­тель­но бы­ла ока­зана ми­лость, ко­торой не бы­ли удос­то­ены ос­таль­ные тво­рения. Все­выш­ний под­держал его Ду­хом и От­кро­вени­ем, ко­торое очис­ти­ло его и при­дало ему си­лы для вы­пол­не­ния Его ве­лений и при­зыва лю­дей на Его путь. Есть мне­ние, что Свя­той Дух — это ан­гел Джиб­рил, ко­торо­му бы­ло по­руче­но по­могать про­року, соп­ро­вож­дать его пов­сю­ду и под­держи­вать его в труд­ные ми­нуты.

Ал­лах поз­во­лил Исе го­ворить с людь­ми в ко­лыбе­ли и тог­да, ког­да он стал взрос­лым. Здесь речь идет не об обыч­ной че­лове­чес­кой ре­чи, а о сло­вах, ко­торые при­носят поль­зу то­му, кто го­ворит, и тем, с кем го­ворят. Та­кой речью яв­ля­ет­ся при­зыв к Ал­ла­ху. По­доб­но сво­им соб­рать­ям из чис­ла твер­дых ду­хом пос­ланни­ков, про­рок Иса в зре­лом воз­расте вел с людь­ми по­лез­ные бе­седы, до­нося до них пос­ла­ние Ал­ла­ха, при­зывая их к доб­ру и удер­жи­вая от зла. Од­на­ко он от­ли­чал­ся от ос­таль­ных пос­ланни­ков тем, что, еще бу­дучи мла­ден­цем в ко­лыбе­ли, он ска­зал: «Во­ис­ти­ну, я — раб Ал­ла­ха. Он да­ровал мне Пи­сание и сде­лал ме­ня про­роком. Он сде­лал ме­ня бла­гос­ло­вен­ным, где бы я ни был, и за­пове­дал мне со­вер­шать на­маз и раз­да­вать за­кят, по­ка я бу­ду жив. Он сде­лал ме­ня поч­ти­тель­ным к мо­ей ма­тери и не сде­лал ме­ня над­менным и нес­час­тным. Мир мне в тот день, ког­да я ро­дил­ся, в тот день, ког­да я скон­ча­юсь, и в тот день, ког­да я бу­ду вос­кре­шен к жиз­ни» (19:30–33).

Ал­лах на­учил его Пи­санию и муд­рости. Под Пи­сани­ем здесь под­ра­зуме­ва­ют­ся как пре­дыду­щие Не­бес­ные От­кро­вения, сре­ди ко­торых вы­деля­ет­ся То­ра, так и Еван­ге­лие. Это поз­во­лило ему стать од­ним из са­мых зна­ющих про­роков сре­ди сы­нов Ис­ра­ила пос­ле Му­сы. Под муд­ростью здесь под­ра­зуме­ва­ет­ся зна­ние та­инств Божь­его за­кона, осоз­на­ние поль­зы и смыс­ла ре­лиги­оз­ных пред­пи­саний, уме­ние вес­ти про­поведь, обу­чать лю­дей и де­лать все не­об­хо­димое дол­жным об­ра­зом.

По со­из­во­лению Ал­ла­ха он ле­пил без­жизнен­ные гли­няные из­ва­яния птиц и дул на них, пос­ле че­го те прев­ра­щались в жи­вых птиц. По Его со­из­во­лению он ис­це­лял про­кажен­ных и тех, кто был ли­шен зре­ния и глаз. По Его со­из­во­лению он ожив­лял по­кой­ни­ков. На та­кие уди­витель­ные чу­деса не спо­соб­ны ни вра­чи, ни ос­таль­ные лю­ди. Пос­редс­твом их Ал­лах под­держал про­рока Ису и под­твер­дил ис­тинность его при­зыва.

Ал­лах от­вра­тил от не­го коз­ни сы­нов Ис­ра­ила, ког­да не­веру­ющие из них на­рек­ли при­несен­ную им ис­ти­ну оче­вид­ным кол­довс­твом, нес­мотря на то, что она под­твержда­лась яс­ны­ми зна­мени­ями, обя­зыва­ющи­ми каж­до­го че­лове­ка уве­ровать в нее. Они да­же воз­на­мери­лись убить про­рока и прис­ту­пили к ре­али­зации сво­его пла­на, но Ал­лах от­вра­тил от не­го их ру­ки и убе­рег его от них.

Он поч­тил Сво­его ра­ба и пос­ланни­ка эти­ми ми­лос­тя­ми и приз­вал его быть бла­годар­ным за них, вы­пол­няя все, что от не­го тре­бова­лось. Про­рок же вы­пол­нил свой долг со­вер­шенным об­ра­зом и про­явил тер­пе­ние, по­доб­но сво­им соб­рать­ям из чис­ла твер­дых ду­хом пос­ланни­ков.