Сура аль-Маида

وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنْتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَٰهَيْنِ مِنْ دُونِ اللَّهِ ۖ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ ۚ إِنْ كُنْتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ ۚ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ ۚ إِنَّكَ أَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ
5:116
Вот сказал Аллах: "О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?" Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное.
مَا قُلْتُ لَهُمْ إِلَّا مَا أَمَرْتَنِي بِهِ أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ ۚ وَكُنْتُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا مَا دُمْتُ فِيهِمْ ۖ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنْتَ أَنْتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ ۚ وَأَنْتَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
5:117
Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты — Свидетель всякой вещи.
إِنْ تُعَذِّبْهُمْ فَإِنَّهُمْ عِبَادُكَ ۖ وَإِنْ تَغْفِرْ لَهُمْ فَإِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
5:118
Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый".

Это — по­рица­ние хрис­ти­ан, ко­торые наз­ва­ли Ал­ла­ха треть­ей ипос­тасью тро­ицы. Ког­да Ал­лах со­об­щил об этом про­року Исе, тот за­явил о сво­ей неп­ри­час­тнос­ти к по­доб­ным воз­зре­ни­ям. Он ска­зал: «Гос­по­ди! Ты бес­ко­неч­но да­лек от этих от­вра­титель­ных слов и пре­выше все­го, что не по­доба­ет Тво­ему ве­личию. Я не мог го­ворить лю­дям то, что бы­ло чуж­до мне и на что у ме­ня не бы­ло пра­ва. Ни приб­ли­жен­ные ан­ге­лы, ни про­роки, ни лю­бые дру­гие тво­рения не зас­лу­жива­ют обо­жест­вле­ния, по­тому что все они — за­виси­мые ра­бы и бес­по­мощ­ные су­щес­тва. Ес­ли бы я го­ворил та­кое, то Те­бе бы­ло бы из­вес­тно об этом, ведь Ты до­под­линно зна­ешь о том, что в мо­ей ду­ше, и том, что я со­вер­шил. Ты ве­да­ешь все тай­ное и сок­ро­вен­ное!»

В этих сло­вах про­яв­ля­ет­ся со­вер­шенный эти­кет, ко­торый Мес­сия соб­лю­дал в об­ще­нии со сво­им Гос­по­дом. Он не ска­зал, что не го­ворил ни­чего по­доб­но­го. Но из его слов бы­ло яс­но, что он не го­ворил ни­чего из то­го, что бы­ло не­сов­мести­мо с его слав­ным по­ложе­ни­ем. Бо­лее то­го, по­доб­ное бы­ло прос­то не­воз­можно. Он са­мым со­вер­шенным об­ра­зом под­чер­кнул бе­зуп­речность Гос­по­да и приз­нал, что зна­ние при­над­ле­жит толь­ко Ему — Ве­да­юще­му сок­ро­вен­ное и яв­ное.

За­тем он разъ­яс­нил, что имен­но он при­казал сы­нам Ис­ра­ила. Он ска­зал: «Я го­ворил им толь­ко то, что Ты ве­лел мне ска­зать. Я — раб, по­кор­ный Тво­ей во­ле, и я не ос­лу­ша­юсь Те­бя. Я ве­лел им пок­ло­нять­ся толь­ко Те­бе и ис­крен­не слу­жить Те­бе. Это оз­на­ча­ет, что я зап­ре­тил им обо­жест­влять ме­ня или мою мать и разъ­яс­нил им то, что я — все­го лишь за­виси­мый раб. Я воз­вестил им о том, что их Гос­подь так­же яв­ля­ет­ся мо­им Гос­по­дом. Я был сви­дете­лем их де­яний, по­ка на­ходил­ся сре­ди них, и мо­гу зас­ви­детель­ство­вать, кто из них вы­пол­нил мои по­веле­ния, а кто не сде­лал это­го. Ког­да же Ты упо­ко­ил ме­ня, Ты наб­лю­дал за ни­ми, за их сок­ро­вен­ны­ми мыс­ля­ми и тай­ны­ми по­мыс­ла­ми. Ты сви­детель­ству­ешь обо всем су­щем бла­года­ря Сво­ему зна­нию, слу­ху и зре­нию. Ты зна­ешь обо всем, о чем мож­но знать, и слы­шишь все, что мож­но ус­лы­шать, и ви­дишь все, что мож­но уви­деть. Ты один воз­да­ешь по зас­лу­гам Сво­им ра­бам, пос­коль­ку Те­бе из­вес­тно та­яще­еся в них доб­ро и зло. Ты влас­тен на­казать их, ведь они — Твои ра­бы. Ты про­яв­ля­ешь к ним боль­ше сос­тра­дания, чем они са­ми к се­бе. Те­бе из­вес­тно об их де­яни­ях, и ес­ли бы они не бы­ли дер­зки­ми ос­лушни­ками, то Ты не стал бы на­казы­вать их. Но Ты мо­жешь прос­тить их, ведь Ты — Мо­гущес­твен­ный и Муд­рый. Твое про­щение яв­ля­ет­ся следс­тви­ем Тво­его со­вер­шенно­го мо­гущес­тва. Ты не по­хож на тех, ко­торые про­ща­ют в си­лу собс­твен­ной сла­бос­ти и бес­си­лия. Ты мудр, и твоя муд­рость тре­бу­ет от Те­бя про­щать тех, кто сво­ими де­яни­ями зас­лу­жива­ет про­щения».