Сура аль-Маида

سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ أَكَّالُونَ لِلسُّحْتِ ۚ فَإِنْ جَاءُوكَ فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ أَوْ أَعْرِضْ عَنْهُمْ ۖ وَإِنْ تُعْرِضْ عَنْهُمْ فَلَنْ يَضُرُّوكَ شَيْئًا ۖ وَإِنْ حَكَمْتَ فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِالْقِسْطِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
5:42
Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных.

Под выс­лу­шива­ни­ем лжи здесь под­ра­зуме­ва­ет­ся под­чи­нение ей. На­бож­ность и ра­зум та­ких лю­дей нас­толь­ко ущер­бны, что они охот­но по­вину­ют­ся тем, кто при­зыва­ет их го­ворить неп­равду. На­ряду с этим они по­жира­ют иму­щес­тво, при­об­ре­тен­ное не­закон­ным пу­тем. Иног­да они об­ма­ныва­ют глуп­цов и не­вежд, а иног­да по­луча­ют не­зас­лу­жен­ное воз­награж­де­ние за пре­дос­тавлен­ные све­дения или про­делан­ную ра­боту. Они не толь­ко го­ворят неп­равду, но и при­об­ре­та­ют бо­гатс­тво зап­ре­щен­ным пу­тем.

Ког­да та­кие лю­ди при­ходи­ли к Божь­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ему бы­ло поз­во­лено по сво­ему ус­мотре­нию ли­бо рас­су­дить их тяж­бу, ли­бо от­вернуть­ся от них. Это пред­пи­сание не бы­ло ан­ну­лиро­вано, и ес­ли они об­ра­щались на суд к Про­року Му­хам­ма­ду, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, он ли­бо вы­носил ре­шение от­но­ситель­но них, ли­бо от­ка­зывал­ся от это­го, пос­коль­ку они не со­бира­лись по­вино­вать­ся за­конам ша­ри­ата, ес­ли те не сов­па­дали с их же­лани­ями.

Из это­го сле­ду­ет, что ес­ли лю­ди об­ра­ща­ют­ся к бо­гос­ло­ву с прось­бой со­об­щить ре­лиги­оз­ное по­ложе­ние или объ­явить су­деб­ное ре­шение и сво­им по­веде­ни­ем да­ют по­нять, что они не бу­дут до­воль­ны его ре­шени­ем не в их поль­зу и не под­чи­нят­ся ему, то их прось­бу мож­но от­вер­гнуть. Но ес­ли бо­гос­лов ре­шит рас­су­дить их, то он обя­зан вы­нес­ти бес­пристрас­тное ре­шение, пос­коль­ку Ал­лах лю­бит бес­пристрас­тных. И да­же ес­ли об­ра­тив­ши­еся в суд лю­ди яв­ля­ют­ся без­за­кон­ни­ками и вра­гами, это не дол­жно ме­шать судье при­нять спра­вед­ли­вое ре­шение. Все это под­черки­ва­ет пре­вос­ходс­тво спра­вед­ли­вос­ти и бес­пристрас­тия при рас­смот­ре­нии тяжб меж­ду людь­ми и оз­на­ча­ет, что Ал­лах лю­бит эти ка­чес­тва.