Сура аль-Маида

كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَنْ مُنْكَرٍ فَعَلُوهُ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ
5:79
Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!

Еще од­ним прег­ре­шени­ем, ко­торое нав­лекло на из­ра­иль­тян Божью ка­ру, бы­ло то, что они не удер­жи­вали друг дру­га от пре­досу­дитель­ных пос­тупков. Они со­вер­ша­ли дур­ные де­ла и не пре­дос­те­рега­ли друг дру­га от них, и ви­на за них ло­жилась не толь­ко на тех, кто со­вер­шал их не­пос­редс­твен­но, но и на тех, кто мол­ча наб­лю­дал за этим, имея воз­можность пре­дот­вра­тить грех.

Все это сви­детель­ству­ет о том, что сы­ны Ис­ра­ила пре­неб­ре­гали ве­лени­ями Ал­ла­ха и счи­тали ос­лу­шание нез­на­читель­ным прос­тупком. Ес­ли бы они от­но­сились к Не­му с поч­те­ни­ем, то рев­нос­тно воз­держи­вались бы от зап­ре­щен­ных пос­тупков и гне­вались бы на все, что вы­зыва­ет Его гнев. Они мог­ли удер­жать лю­дей от прес­тупле­ний, но пред­по­чита­ли про­мол­чать. Та­кое по­веде­ние об­рекло их на лю­тую ка­ру, по­тому что оно всег­да вле­чет за со­бой це­лый ряд гу­битель­ных пос­ледс­твий.

Во-пер­вых, ес­ли че­ловек мол­ча наб­лю­да­ет за тем, как со­вер­ша­ют гре­хи, то он уже ос­лу­ша­ет­ся Ал­ла­ха, да­же ес­ли не при­нима­ет учас­тия в их со­вер­ше­нии, пос­коль­ку пра­вовер­ный обя­зан не толь­ко из­бе­гать ос­лу­шания, но и по­рицать тех, кто пос­ту­па­ет так.

Во-вто­рых, по­доб­ное по­веде­ние, как мы уже от­ме­чали, сви­детель­ству­ет о пре­неб­ре­жении зап­ре­тами Ал­ла­ха и без­различ­ном от­но­шении к ос­лу­шанию.

В-треть­их, ес­ли лю­ди не удер­жи­ва­ют греш­ни­ков от ос­лу­шания, то это да­ет им воз­можность еще ча­ще со­вер­шать гре­хи. В ре­зуль­та­те это­го зло рас­простра­ня­ет­ся, лю­ди стал­ки­ва­ют­ся с еще боль­ши­ми ду­хов­ны­ми и мир­ски­ми проб­ле­мами, а не­чес­тивцы при­об­ре­та­ют власть и мо­гущес­тво. С те­чени­ем вре­мени пра­вед­ни­ки те­ря­ют вли­яние и ли­ша­ют­ся воз­можнос­ти про­тивос­то­ять им и со­вер­шать то, что они мог­ли со­вер­шать преж­де.

В-чет­вертых, от­каз от по­рица­ния пре­досу­дитель­ных пос­тупков спо­собс­тву­ет ис­чезно­вению зна­ния и рас­простра­нению не­вежес­тва, ибо ес­ли мно­гие лю­ди на­чина­ют час­то гре­шить, а при­вер­женцы ре­лигии и бо­гос­ло­вы не удер­жи­ва­ют их от это­го, то лю­ди пе­рес­та­ют счи­тать та­кие пос­тупки ос­лу­шани­ем, а не­кото­рые из не­вежд мо­гут ре­шить, что они яв­ля­ют­ся да­же же­латель­ны­ми об­ря­дами пок­ло­нения. А что мо­жет быть ху­же то­го сос­то­яния, ког­да мир пе­рево­рачи­ва­ет­ся в гла­зах лю­дей нас­толь­ко, что они при­нима­ют зап­ре­щен­ное Ал­ла­хом за доз­во­лен­ное, а ложь — за ис­ти­ну?!!

В-пя­тых, мол­ча­ливое наб­лю­дение за гре­хами мо­жет при­вес­ти к то­му, что они по­кажут­ся лю­дям прек­расны­ми и пра­виль­ны­ми пос­тупка­ми, и тог­да они нач­нут брать при­мер друг с дру­га. Лю­дям во­об­ще свой­ствен­но под­ра­жать тем, кто их ок­ру­жа­ет, и се­бе по­доб­ным.

Пе­речис­лять па­губ­ные пос­ледс­твия мол­ча­ливо­го наб­лю­дения за гре­хами мож­но еще очень дол­го, и по­это­му Все­выш­ний Ал­лах со­об­щил, что не­веру­ющие сы­ны Ис­ра­ила бы­ли прок­ля­ты за их ос­лу­шание и без­за­коние, од­ним из про­яв­ле­ний ко­торо­го был этот ве­ликий грех.