Сура аль-Маида

لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَدَاوَةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الْيَهُودَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا ۖ وَلَتَجِدَنَّ أَقْرَبَهُمْ مَوَدَّةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ قَالُوا إِنَّا نَصَارَىٰ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّ مِنْهُمْ قِسِّيسِينَ وَرُهْبَانًا وَأَنَّهُمْ لَا يَسْتَكْبِرُونَ
5:82
Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы — христиане". Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.
وَإِذَا سَمِعُوا مَا أُنْزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَىٰ أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُوا مِنَ الْحَقِّ ۖ يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ
5:83
Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: "Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей.
وَمَا لَنَا لَا نُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَمَا جَاءَنَا مِنَ الْحَقِّ وَنَطْمَعُ أَنْ يُدْخِلَنَا رَبُّنَا مَعَ الْقَوْمِ الصَّالِحِينَ
5:84
Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в Рай вместе с праведными людьми".

Все­выш­ний разъ­яс­нил, кто из лю­дей бли­же к му­суль­ма­нам и го­тов быс­трее под­ру­жить­ся с ни­ми и по­любить их, а кто из них да­лек от это­го. И­удеи и мно­гобож­ни­ки — са­мые зак­ля­тые вра­гами ис­ла­ма и му­суль­ман; они боль­ше ко­го бы то ни бы­ло стре­мят­ся нав­ре­дить им. При­чина же это­го в их не­навис­ти к му­суль­ма­нам, без­за­конии, за­вис­ти, уп­рямс­тве и не­верии. А бли­же всех к му­суль­ма­нам — те, ко­торые на­зыва­ют се­бя хрис­ти­ана­ми. Все­выш­ний объ­яс­нил это нес­коль­ки­ми при­чина­ми.

Во-пер­вых, сре­ди хрис­ти­ан есть свя­щен­ни­ки и мо­нахи, т.е. бо­гос­ло­вы и лю­ди, ве­дущие ас­ке­тичес­кий об­раз жиз­ни, пре­да­ющи­еся пок­ло­нению в кель­ях и мо­нас­ты­рях. Зна­ния, ас­ке­тизм и пок­ло­нение де­ла­ют сер­дце че­лове­ка мяг­ким и доб­рым, а так­же из­бавля­ют его от гру­бос­ти и жес­то­кос­ти. По­это­му свя­щен­ни­кам и мо­нахам не при­суща гру­бость и­уде­ев и су­ровость языч­ни­ков.

Во-вто­рых, они не про­яв­ля­ют вы­соко­мерия пе­ред ис­ти­ной и не от­ка­зыва­ют­ся по­вино­вать­ся ей по при­чине за­нос­чи­вос­ти. Эти ка­чес­тва сбли­жа­ют их с му­суль­ма­нами и поз­во­ля­ют им быс­трее под­ру­жить­ся с ни­ми. По­ис­ти­не, скром­ный че­ловек всег­да бли­же к доб­ру, чем над­менный гор­дец.

В-треть­их, нис­послан­ные Про­року Му­хам­ма­ду, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, от­кро­вения про­из­во­дят на них та­кое впе­чат­ле­ние, что они сми­ря­ют­ся пе­ред ни­ми, а их гла­за пе­репол­ня­ют­ся сле­зами. Они слы­шат ис­ти­ну, в ко­торой они твер­до убеж­де­ны, ве­ру­ют в нее и приз­на­ют ее. Они мо­лят Ал­ла­ха при­нять их в ка­чес­тве сви­дете­лей.

Эти сви­дете­ли — пос­ле­дова­тели Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха. Они сви­детель­ству­ют о единс­тве Ал­ла­ха и про­рочес­кой мис­сии всех Божь­их пос­ланни­ков. Они под­твержда­ют прав­ди­вость все­го, что при­нес­ли пос­ланни­ки, и сви­детель­ству­ют за или про­тив всех пре­дыду­щих на­родов. Они — спра­вед­ли­вые му­жи, сви­детель­ство ко­торых при­нима­ет­ся. Все­выш­ний ска­зал: «Мы сде­лали вас об­щи­ной, при­дер­жи­ва­ющей­ся се­реди­ны, что­бы вы сви­детель­ство­вали обо всем че­лове­чес­тве, а Пос­ланник сви­детель­ство­вал о вас са­мих» (2:143).

Слов­но от­ве­чая на об­ви­нения тех, кто по­рица­ет их за то, что они уве­рова­ли без про­мед­ле­ния, они го­ворят: «Что ме­ша­ет нам уве­ровать в Ал­ла­ха, ес­ли к нам яви­лась ис­ти­на от на­шего Гос­по­да, в ко­торой нель­зя усом­нить­ся? Мы уве­рова­ли, по­вину­ем­ся ис­ти­не и мо­лим Ал­ла­ха ввес­ти нас в Рай­ские са­ды вмес­те с пра­вед­ни­ками. По­чему мы не дол­жны де­лать это­го? Раз­ве у нас не­дос­та­точ­но при­чин для то­го, что­бы уве­ровать без про­мед­ле­ния и не ос­та­вать­ся по­зади ос­таль­ных?»