Сура аль-Анам

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا ۚ وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ ۖ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ
6:112
Так Мы определили для каждого пророка врагов — дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями.
وَلِتَصْغَىٰ إِلَيْهِ أَفْئِدَةُ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ وَلِيَرْضَوْهُ وَلِيَقْتَرِفُوا مَا هُمْ مُقْتَرِفُونَ
6:113
Мы сделали так, чтобы к этим словам склонялись сердца тех, которые не верят в Последнюю жизнь, и чтобы они довольствовались ими и совершали то, что они совершают.

Все­выш­ний уте­шил Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, вестью о том, что вра­ги от­верга­ют его про­пове­ди, сра­жа­ют­ся с ним и за­виду­ют ему по­тому, что так Ал­лах пос­ту­па­ет со все­ми про­рока­ми. Ка­кой бы про­рок не при­ходил к лю­дям, у не­го обя­затель­но по­яв­ля­лись вра­ги сре­ди джин­нов и лю­дей, ко­торые бы­ли су­щими дь­яво­лами и бо­ролись со всем, что про­пове­дова­ли пос­ланни­ки.

Та­кие дь­яво­лы при­зыва­ют ис­по­ведо­вать оши­боч­ные воз­зре­ния и при­ук­ра­шива­ют их, оболь­щая тем са­мым глуп­цов и скло­няя на свою сто­рону без­рассуд­ных лю­дей, ко­торые не спо­соб­ны пос­тичь ис­ти­ну и ра­зоб­рать­ся в су­ти про­ис­хо­дяще­го. Они с удо­воль­стви­ем выс­лу­ша­ют кра­сивые сло­ва и оболь­сти­тель­ные из­ре­чения и при­нима­ют прав­ду за вы­мысел, а вы­мысел — за прав­ду.

Од­на­ко скло­ня­ют­ся к та­ким оболь­сти­тель­ным сло­вам толь­ко сер­дца тех, кто не ве­ру­ет в Пос­леднюю жизнь. Имен­но от­сутс­твие ве­ры в Суд­ный день и нес­по­соб­ность здра­во мыс­лить по­буж­да­ют их пос­ту­пать так. По­нача­лу они толь­ко скло­ня­ют­ся к оболь­сти­тель­ным сло­вам, но сто­ит им ук­ло­нить­ся от ис­ти­ны и ус­лы­шать ре­чи, ко­торые ка­жут­ся им прек­расны­ми, как они одоб­ря­ют свой вы­бор и ра­ду­ют­ся ему в сер­дцах. В ре­зуль­та­те это­го оши­боч­ные взгля­ды ста­новят­ся их окон­ча­тель­ны­ми убеж­де­ни­ями и их не­отъ­ем­ле­мым ка­чес­твом. Это при­водит к то­му, что они на­чина­ют лгать и со­вер­шать по­роч­ные пос­тупки, яв­ля­ющи­еся не­из­бежным следс­тви­ем их дур­ных воз­зре­ний. Та­ково по­ложе­ние дь­яво­лов из чис­ла лю­дей и джин­нов, из­мышля­ющих гнус­ную ложь.

Что же ка­са­ет­ся ве­ру­ющих, ко­торые уве­рова­ли в Пос­леднюю жизнь и об­ла­да­ют пол­но­цен­ным ра­зумом, то они не оболь­ща­ют­ся ложью и не под­да­ют­ся ее гу­битель­но­му вли­янию. Нап­ро­тив, они всей ду­шой стре­мят­ся поз­нать ис­ти­ну и за­думы­ва­ют­ся над смыс­лом то­го, к че­му при­зыва­ют про­повед­ни­ки. Ес­ли их при­зыва­ют к ис­ти­не, то они сог­ла­ша­ют­ся с ней и по­коря­ют­ся ей, да­же ес­ли ее пре­под­но­сят прос­ты­ми сло­вами и скром­ны­ми вы­раже­ни­ями. Ес­ли же сло­ва про­повед­ни­ков ока­зыва­ют­ся лжи­выми, то они от­верга­ют их, не­зави­симо от то­го, кто пред­ла­га­ет им ис­по­ведо­вать эти воз­зре­ния, да­же ес­ли их ложь об­ла­чена в прек­расный на­ряд, ко­торый неж­нее шел­ка.

Все­выш­ний по­желал, что­бы у про­роков бы­ли вра­ги, ко­торые от­ста­ива­ли и про­пове­дова­ли ложь, что­бы под­вер­гнуть Сво­их ра­бов ис­пы­танию и от­ли­чить прав­ди­вых ве­ру­ющих от лже­цов, бла­гора­зум­ных лю­дей — от не­вежд, а зря­чих — от слеп­цов. Еще од­на муд­рость та­кого ус­та­нов­ле­ния в том, что оно поз­во­ля­ет разъ­яс­нить ис­ти­ну. Ведь ис­ти­на ста­новит­ся оче­вид­ной, ког­да ложь на­чина­ет соп­ро­тив­лять­ся ей. Толь­ко при та­ких об­сто­ятель­ствах ста­новят­ся яс­ны до­каза­тель­ства и сви­детель­ства, под­твержда­ющие прав­ди­вость ис­ти­ны и изоб­ли­ча­ющие по­роч­ность лжи. По­ис­ти­не, имен­но ра­ди дос­ти­жения этой це­ли дол­жны сос­тя­зать­ся друг с дру­гом сос­тя­за­ющи­еся.