Сура аль-Анам

وَجَعَلُوا لِلَّهِ مِمَّا ذَرَأَ مِنَ الْحَرْثِ وَالْأَنْعَامِ نَصِيبًا فَقَالُوا هَٰذَا لِلَّهِ بِزَعْمِهِمْ وَهَٰذَا لِشُرَكَائِنَا ۖ فَمَا كَانَ لِشُرَكَائِهِمْ فَلَا يَصِلُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَا كَانَ لِلَّهِ فَهُوَ يَصِلُ إِلَىٰ شُرَكَائِهِمْ ۗ سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ
6:136
Они предназначают Аллаху долю того, что Он вырастил из посевов и скота, и по своему разумению говорят: "Это — Аллаху, а это — сотоварищам". То, что предназначено сотоварищам, не попадает Аллаху, а то, что предназначено Аллаху, попадает сотоварищам. Скверно то, что они решают!

Все­выш­ний со­об­щил о пос­тупках языч­ни­ков, от­вергав­ших Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, и эти пос­тупки сви­детель­ству­ют об их глу­пос­ти, лег­ко­мыс­лии и ве­личай­шем не­вежес­тве. Всеб­ла­гой и Все­выш­ний Ал­лах пе­речис­лил не­кото­рые из них, что­бы под­чер­кнуть их заб­лужде­ние, пре­дос­те­речь от них лю­дей и разъ­яс­нить, что про­тивос­то­яние та­ких глуп­цов ис­ти­не, при­несен­ной Божь­им пос­ланни­ком, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ни­ко­им об­ра­зом не ума­ля­ет ее зна­чения. Они во­об­ще не зас­лу­жива­ют то­го, что­бы ра­ди их слов от­ка­зыва­лись от ис­ти­ны.

Они пред­назна­чали часть по­севов и ско­та Ал­ла­ху, а часть — сво­им бо­жес­твам, хо­тя Все­выш­ний Ал­лах один сот­во­рил для Сво­их ра­бов ско­тину и на­делил их про­пита­ни­ем. Пос­ту­пая так, языч­ни­ки со­вер­ша­ли сра­зу два, да­же три, опас­ных прег­ре­шения. Во-пер­вых, они счи­тали, что ока­зыва­ют ми­лость Ал­ла­ху, ког­да пред­назна­ча­ют Ему до­лю из по­севов и ско­та, по­тому что по­доб­ные по­жер­тво­вания, по их мне­нию, бы­ли не­обя­затель­ной ми­лос­ты­ней. Во-вто­рых, они при­об­ща­ли к Не­му со­това­рищей, ко­торые не ода­ряли их про­пита­ни­ем и не при­нима­ли учас­тия в сот­во­рении их по­севов и ско­тины. В-треть­их, они пос­ту­пали нес­пра­вед­ли­во, не при­давая осо­бого зна­чения той до­ле, ко­торая пред­назна­чалась Ал­ла­ху. Они мог­ли да­же рас­пре­делить ее меж­ду сво­ими бо­гами. В то же вре­мя они пек­лись о той до­ле, ко­торая дос­та­валась их бо­жес­твам. Они тща­тель­но сбе­рега­ли ее и ни­ког­да не от­да­вали да­же час­ти ее Ал­ла­ху.

Ког­да языч­ни­ки со­бира­ли уро­жай зер­но­вых и фрук­тов и по­луча­ли прип­лод до­маш­ней ско­тины, ко­торы­ми их ода­рял Гос­подь, они де­лили эти бла­га на две час­ти. Од­ну часть они пред­назна­чали Ал­ла­ху, по­лагая, что Он при­нима­ет от них та­кие по­жер­тво­вания, — но ведь Он при­нима­ет толь­ко те по­жер­тво­вания, ко­торые сде­ланы ис­крен­не ра­ди Не­го, и от­верга­ет де­яния тех, кто при­об­ща­ет к Не­му со­това­рищей. Вто­рую часть они пред­назна­чали сво­им идо­лам и ис­ту­канам.

Ес­ли часть то­го, что они от­во­дили Ал­ла­ху, сме­шива­лась с тем, что они пред­назна­чали сво­им бо­гам, они не воз­вра­щали это в до­лю, пред­назна­чен­ную Ал­ла­ху. Не при­давая это­му осо­бого зна­чения, они го­вори­ли: «Ал­лах не нуж­да­ет­ся в этом!» Ес­ли же часть то­го, что они пос­вя­щали сво­им бо­гам, сме­шива­лась с тем, что они пред­назна­чали Ал­ла­ху, то они воз­вра­щали ее об­ратно и го­вори­ли: «На­ши бо­ги бед­ны, и мы дол­жны вер­нуть им их до­лю!» Нас­коль­ко же от­вра­титель­ны­ми и нес­пра­вед­ли­выми бы­ли суж­де­ния лю­дей, ко­торые от­но­сились к по­жер­тво­вани­ям, пос­вя­щен­ным тво­рени­ям, с боль­шей ста­ратель­ностью, ис­крен­ностью и за­бот­ли­востью, чем к по­жер­тво­вани­ям, ко­торые бы­ли пос­вя­щены Ал­ла­ху!!

Су­щес­тву­ет мне­ние, что тол­ко­вани­ем это­го прек­расно­го а­ята яв­ля­ет­ся дос­то­вер­ный ха­дис о том, что Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Я мень­ше все­го нуж­да­юсь в том, что­бы ко Мне при­об­ща­ли со­това­рищей. Ес­ли кто-ни­будь ста­нет при­об­щать ко Мне со­това­рищей, то Я ос­тавлю его и его мно­гобо­жие».

Смысл это­го а­ята в том, что пос­редс­твом по­жер­тво­ваний, ко­торые пред­назна­чались идо­лам, языч­ни­ки всей ду­шой пы­тались приб­ли­зить­ся к ним, и по­это­му они не до­ходи­ли до Ал­ла­ха. По­жер­тво­вания, ко­торые языч­ни­ки пред­назна­чали Ал­ла­ху, то­же не до­ходи­ли до Не­го и дос­та­вались язы­чес­ким бо­гам, по­тому что Он не нуж­да­ет­ся в по­доб­ных по­жер­тво­вани­ях и не при­нима­ет де­яния тех, кто при­об­ща­ет к Не­му со­това­рищей.