Сура аль-Анам

وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۚ كُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
6:141
Он — Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки , но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует.

Пос­ле упо­мина­ния о том, как языч­ни­ки от­но­сились к до­маш­ней ско­тине и по­севам, ко­торые Ал­лах объ­явил доз­во­лен­ны­ми, Он на­пом­нил о том, что по­севы и до­маш­няя ско­тина яв­ля­ют­ся ми­лостью по от­но­шению к ра­бам, и по­это­му лю­ди дол­жны вы­пол­нять свя­зан­ные с ни­ми ма­тери­аль­ные обя­зан­ности.

Ал­лах сот­во­рил са­ды со все­воз­можны­ми де­ревь­ями и раз­личны­ми рас­те­ни­ями. Од­ни из них име­ют трель­яжи, бла­года­ря ко­торым вет­ви де­ревь­ев под­ни­ма­ют­ся над по­вер­хностью зем­ли, а дру­гие не нуж­да­ют­ся в трель­яжах, по­тому что в них рас­тут де­ревья, об­ла­да­ющие мо­гучи­ми ство­лами, или пол­зу­чие рас­те­ния. Все это сви­детель­ству­ет о том, что са­ды при­носят ог­ромную поль­зу и что имен­но Все­выш­ний Ал­лах на­учил ра­бов вы­ращи­вать де­ревья на трель­яжах.

Он сот­во­рил фи­нико­вые паль­мы и зла­ки, ко­торые рас­тут вмес­те и пи­та­ют­ся оди­нако­вой во­дой, но пре­вос­хо­дят друг дру­га по вку­су. Из всех рас­те­ний Он вы­делил фи­нико­вые паль­мы и зла­ковые куль­ту­ры, по­тому что они при­носят боль­шую поль­зу и яв­ля­ют­ся ос­новным про­дук­том пи­тания для боль­шинс­тва лю­дей. Он так­же соз­дал олив­ки и гра­наты — эти де­ревья име­ют мно­го схо­жего, а пло­ды их раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме и вку­су.

Для че­го же Ал­лах соз­дал эти са­ды вмес­те с фрук­та­ми? Слов­но от­ве­чая на этот воп­рос, Он воз­вестил о том, что они соз­да­ны на бла­го ра­бов. Лю­ди мо­гут упот­реблять в пи­щу фи­ники и зер­но­вые куль­ту­ры и обя­заны от­да­вать дол­жное в день убор­ки уро­жая.

Здесь речь идет о за­кяте, ко­торый взи­ма­ет­ся с уро­жая оп­ре­делен­ных куль­тур, ес­ли он дос­ти­га­ет об­ла­га­емо­го за­кятом ми­ниму­ма. Ал­лах по­велел вып­ла­чивать за­кят с уро­жая зер­но­вых в день убор­ки, по­тому что нас­тупле­ние это­го сро­ка по­доб­но про­шес­твию це­лого го­да. Кро­ме то­го, имен­но это­го дня с не­тер­пе­ни­ем ожи­да­ют бед­ня­ки и нуж­да­ющи­еся, и в этот день кресть­янам лег­че все­го вып­ла­тить обя­затель­ный за­кят, по­тому что они без тру­да мо­гут от­де­лить часть уро­жая, ко­торую им пред­сто­ит раз­дать, от той час­ти, ко­торую они ос­тавля­ют се­бе.

За­тем Ал­лах зап­ре­тил из­ли­шес­тво­вать в еде, есть боль­ше обыч­но­го и по­едать часть уро­жая, ко­торую кресть­янин дол­жен раз­дать в ка­чес­тве за­кята. Он так­же зап­ре­тил из­ли­шес­тво­вать при раз­да­че за­кята и вып­ла­чивать его сверх по­ложен­но­го, при­чиняя вред се­бе, сво­ей семье и ущем­ляя пра­ва кре­дито­ров. Пе­речис­ленные пос­тупки яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ями зап­ре­щен­но­го Ал­ла­хом из­ли­шес­тва. Ему не угод­но, что­бы ра­бы пос­ту­пали так. Нап­ро­тив, по­доб­ные пос­тупки не­навис­тны Ему.

Из это­го а­ята сле­ду­ет, что му­суль­ма­не обя­заны вып­ла­чивать за­кят с фрук­тов и зла­ковых куль­тур. Он вып­ла­чива­ет­ся не по про­шес­твии це­лого го­да, а в день убор­ки уро­жая. Уро­жай с этих ви­дов иму­щес­тва взи­ма­ет­ся все­го один раз, да­же ес­ли пос­ле убор­ки он про­лежит в хра­нили­щах нес­коль­ко лет, по­тому что Ал­лах при­казал вып­ла­чивать с не­го дол­жное толь­ко в день убор­ки. Ис­клю­чени­ем из это­го пра­вила яв­ля­ют­ся фрук­ты и зер­но­вые, пред­назна­чен­ные для тор­говли.

Из это­го а­ята так­же сле­ду­ет, что ес­ли сти­хий­ное бедс­твие по­губи­ло уро­жай фрук­тов или зер­но­вых до его убор­ки, то хо­зя­ин уро­жая не не­сет от­ветс­твен­ности за не­уп­ла­ту за­кята, ес­ли уро­жай про­пал не по при­чине его ха­лат­ности. Из не­го так­же сле­ду­ет, что раз­ре­ша­ет­ся есть фи­ники и зер­но­вые до нас­тупле­ния сро­ка вып­ла­ты за­кята, при­чем съ­еден­ное ко­личес­тво не при­нима­ет­ся во вни­мание при оп­ре­деле­нии раз­ме­ра за­кята, пос­коль­ку он вып­ла­чива­ет­ся с уро­жая, ос­тавше­гося на пе­ри­од убор­ки. Имен­но по­это­му Про­рок Му­хам­мад, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, рас­сы­лал оцен­щи­ков, ко­торые оце­нива­ли уро­жаи, оп­ре­деля­ли раз­ме­ры взи­ма­емо­го за­кята и раз­ре­шали хо­зя­евам ос­та­вить се­бе третью или чет­вертую часть за­кята, ко­торую они мог­ли съ­есть са­ми или раз­дать лю­дям.