Сура аль-Анам

ثَمَانِيَةَ أَزْوَاجٍ ۖ مِنَ الضَّأْنِ اثْنَيْنِ وَمِنَ الْمَعْزِ اثْنَيْنِ ۗ قُلْ آلذَّكَرَيْنِ حَرَّمَ أَمِ الْأُنْثَيَيْنِ أَمَّا اشْتَمَلَتْ عَلَيْهِ أَرْحَامُ الْأُنْثَيَيْنِ ۖ نَبِّئُونِي بِعِلْمٍ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ
6:143
Восемь парных особей: две из числа овец и две из числа коз. Скажи: "Он запретил самцов или самок? Или же то, что находится в утробах самок? Поведайте мне, опираясь на знание, если вы говорите правду".
وَمِنَ الْإِبِلِ اثْنَيْنِ وَمِنَ الْبَقَرِ اثْنَيْنِ ۗ قُلْ آلذَّكَرَيْنِ حَرَّمَ أَمِ الْأُنْثَيَيْنِ أَمَّا اشْتَمَلَتْ عَلَيْهِ أَرْحَامُ الْأُنْثَيَيْنِ ۖ أَمْ كُنْتُمْ شُهَدَاءَ إِذْ وَصَّاكُمُ اللَّهُ بِهَٰذَا ۚ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا لِيُضِلَّ النَّاسَ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
6:144
Две из числа верблюдов и две из числа коров. Скажи: "Он запретил самцов или самок? Или же то, что находится в утробах самок? Или же вы присутствовали, когда Аллах заповедал вам это?" Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение без всякого знания? Воистину, Аллах не ведет прямым путем беззаконников.

Ал­лах упо­мянул о до­маш­ней ско­тине, ко­торая да­рова­на лю­дям и объ­яв­ле­на чис­той и доз­во­лен­ной. К ней от­но­сят­ся ба­раны и ов­цы, а так­же коз­лы и ко­зы. Всех пред­ста­вите­лей этих ви­дов до­маш­не­го ско­та раз­ре­ша­ет­ся упот­реблять в пи­щу без ка­ких-ли­бо ис­клю­чений, и меж­ду ни­ми нет ни­какой раз­ни­цы. Од­на­ко языч­ни­ки объ­яв­ля­ли не­кото­рых из них зап­ре­щен­ны­ми, а не­кото­рых раз­ре­шали упот­реблять в пи­щу толь­ко муж­чи­нам.

Тог­да Ал­лах по­велел Сво­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, убе­дить языч­ни­ков в том, что меж­ду те­ми жи­вот­ны­ми, ко­торых они приз­на­вали доз­во­лен­ны­ми, и те­ми, ко­торых они объ­яв­ля­ли зап­ре­щен­ны­ми, нет ни­какой раз­ни­цы. Ему бы­ло ве­лено ска­зать: «Раз­ве Ал­лах зап­ре­тил вам есть всех ба­ранов и коз­лов? Нет, вы не ут­вер­жда­ете это­го. Раз­ве Ал­лах зап­ре­тил вам есть всех овец или коз? Нет, это­го вы то­же не ут­вер­жда­ете. Вы не счи­та­ете зап­ре­щен­ным упот­реблять в пи­щу всех сам­цов или всех са­мок этих жи­вот­ных. Но что еще мо­жет на­ходить­ся в ут­ро­бах са­мок, кро­ме де­тены­шей муж­ско­го или жен­ско­го по­лов? Не­уже­ли Ал­лах зап­ре­тил вам ба­ранов и коз­лов сме­шан­но­го по­ла? Нет, это­го вы то­же не го­вори­те. Итак, ес­ли Ал­лах не нис­по­сылал вам ни од­но­го из трех пе­речис­ленных зап­ре­тов, то на что во­об­ще вы опи­ра­етесь? Со­об­щи­те мне об этом, опи­ра­ясь на твер­дое зна­ние, ес­ли ва­ши ут­вер­жде­ния и за­яв­ле­ния прав­ди­вы».

Со­вер­шенно оче­вид­но, что языч­ни­ки не мог­ли при­вес­ти ра­зум­но­го объ­яс­не­ния сво­им пос­тупкам, по­мимо од­но­го из трех пе­речис­ленных ут­вер­жде­ний, од­на­ко они не де­лали это­го. Они при­думы­вали осо­бые наз­ва­ния для не­кото­рых жи­вот­ных, зап­ре­щали жен­щи­нам есть не­кото­рых из них, объ­яв­ля­ли не­кото­рых из них неп­ри­кос­но­вен­ны­ми в оп­ре­делен­ное вре­мя и при­дер­жи­вались еще нес­коль­ких по­доб­ных воз­зре­ний, каж­дое из ко­торых, вне вся­кого сом­не­ния, бы­ло следс­тви­ем их пол­но­го не­вежес­тва и по­рож­де­ни­ем их по­мут­ненно­го рас­судка и по­роч­ных суж­де­ний. Ал­лах не нис­по­сылал до­водов в их поль­зу, и са­ми они не мог­ли обос­но­вать их убе­дитель­ны­ми ар­гу­мен­та­ми.

За­тем та­ким же об­ра­зом Ал­лах разъ­яс­нил от­сутс­твие раз­ли­чий меж­ду вер­блю­дами и вер­блю­дица­ми, а так­же бы­ками и ко­рова­ми. Ког­да же оши­боч­ность и по­роч­ность воз­зре­ний языч­ни­ков ста­ла оче­вид­на, Ал­лах убе­дил их в том, что единс­твен­ным вы­ходом из соз­давше­гося по­ложе­ния яв­ля­ет­ся вы­пол­не­ние Божь­их за­конов: «Раз­ве вы при­сутс­тво­вали, ког­да Ал­лах за­пове­дал вам пос­ту­пать так? У вас ос­та­лась од­на воз­можность обос­но­вать ис­тинность сво­их воз­зре­ний. Вы дол­жны за­явить, что Ал­лах за­пове­дал вам пос­ту­пать так и нис­послал вам от­кро­вение, по­доб­но то­му, как Он нис­послал от­кро­вения Сво­им пос­ланни­кам. Бо­лее то­го, вы дол­жны за­явить, что нис­послан­ное вам от­кро­вение от­ли­ча­ет­ся от то­го, что про­пове­дова­ли пре­дыду­щие пос­ланни­ки, и то­го, что бы­ло нис­посла­но в пре­дыду­щих Пи­сани­ях».

Ес­ли бы они за­яви­ли по­доб­ное, то воз­ве­ли бы чу­довищ­ный на­вет, по­роч­ность ко­торо­го бы­ла бы оче­вид­на каж­до­му. Кто мо­жет быть нес­пра­вед­ли­вее то­го, кто воз­во­дит на­вет на Ал­ла­ха, что­бы сбить лю­дей с пу­ти, не имея ни­како­го зна­ния? Та­кой че­ловек не прос­то пы­та­ет­ся обол­гать Его. Он де­ла­ет это для то­го, что­бы сбить ра­бов с Его пу­ти, не опи­ра­ясь на до­воды и до­каза­тель­ства, не ру­ководс­тву­ясь здра­вым смыс­лом и свя­щен­ны­ми тек­ста­ми. По­ис­ти­не, Ал­лах ни­ког­да не ве­дет пря­мым пу­тем нес­пра­вед­ли­вых лю­дей, воз­на­мерив­шихся сот­во­рить без­за­коние и обол­гать Его.