Сура аль-Анам

هَلْ يَنْظُرُونَ إِلَّا أَنْ تَأْتِيَهُمُ الْمَلَائِكَةُ أَوْ يَأْتِيَ رَبُّكَ أَوْ يَأْتِيَ بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ ۗ يَوْمَ يَأْتِي بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ لَا يَنْفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِنْ قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِي إِيمَانِهَا خَيْرًا ۗ قُلِ انْتَظِرُوا إِنَّا مُنْتَظِرُونَ
6:158
Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро. Скажи: "Ждите, и мы тоже подождем".

Не­уже­ли не­веру­ющие, ко­торые про­дол­жа­ют пос­ту­пать нес­пра­вед­ли­во и упорс­тву­ют в сво­ем не­верии, хо­тят дож­дать­ся пред­вес­тни­ков на­каза­ния и на­чала Пос­ледней жиз­ни? Ког­да это про­изой­дет, ан­ге­лы явят­ся к ним для то­го, что­бы от­нять их ду­ши, и тог­да об­ра­щение в ве­ру и пра­вед­ные де­ла уже не при­несут им ни­какой поль­зы. А за­тем явит­ся Гос­подь, что­бы вы­нес­ти при­говор Сво­им ра­бам и воз­дать по зас­лу­гам всем пра­вед­ни­кам и греш­ни­кам. Не­уже­ли не­веру­ющие до­жида­ют­ся это­го? Не­уже­ли они ждут, ког­да нас­ту­пят зна­мения, сви­детель­ству­ющие о приб­ли­жении Суд­но­го дня?

Ког­да они нас­ту­пят, ве­ра уже не при­несет поль­зы тем, кто не уве­ровал преж­де и не при­об­рел бла­года­ря сво­ей ве­ре доб­ро. Ког­да это про­изой­дет, не­веру­ющие не из­вле­кут вы­году из то­го, что об­ра­тят­ся в пра­вую ве­ру, а ве­ру­ющие уже не смо­гут при­ум­но­жить свои бла­годе­яния, ес­ли преж­де они де­лали упу­щения. Ве­ра при­несет поль­зу толь­ко тем, кто уве­ровал и ус­пел при­об­рести доб­ро до то­го, как по­явят­ся эти зна­мения.

Муд­рость это­го со­вер­шенно оче­вид­на, пос­коль­ку ве­ра при­носит поль­зу толь­ко тем, кто ве­рит в сок­ро­вен­ное и пос­ту­па­ет пра­вед­но по доб­рой во­ле. Ког­да же явят­ся зна­мения Гос­подни, сок­ро­вен­ное ста­нет оче­вид­ным, и ве­ра ока­жет­ся со­вер­шенно бес­по­лез­ной. Лю­ди бу­дут вы­нуж­де­ны уве­ровать, и их ве­ра бу­дет по­доб­на ве­ре уто­па­юще­го или сго­ра­юще­го че­лове­ка, ко­торый от­ре­ка­ет­ся от со­вер­шенных гре­хов толь­ко пос­ле то­го, как встре­ча­ет­ся ли­цом к ли­цу со смертью. Все­выш­ний ска­зал: «Ког­да они уз­ре­ли На­ше на­каза­ние, они ска­зали: “Мы уве­рова­ли в Единс­твен­но­го Ал­ла­ха и не ве­ру­ем в тех, ко­го мы при­об­ща­ли в со­това­рищи к Не­му!” Но не по­мог­ла им ве­ра, ког­да они уви­дели На­ше на­каза­ние. Та­ким всег­да бы­ло ус­та­нов­ле­ние Ал­ла­ха для Его ра­бов. Вот тог­да не­веру­ющие ока­зались в убыт­ке» (40:84–85).

Во мно­гих дос­то­вер­ных ха­дисах Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, со­об­ща­ет­ся, что под не­кото­рыми зна­мени­ями Ал­ла­ха под­ра­зуме­ва­ет­ся вос­ход сол­нца на за­паде. Ког­да лю­ди уви­дят это, они тот­час об­ра­тят­ся в ве­ру, од­на­ко это не при­несет им ни­какой поль­зы, по­тому что во­рота для по­ка­яния бу­дут уже за­пер­ты.

Это от­кро­вение — гроз­ное пре­дуп­режде­ние не­веру­ющим, ко­торые счи­тали лже­цами Божь­их пос­ланни­ков. Они ожи­дали, что Про­рока Му­хам­ма­да, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, и его пос­ле­дова­телей пос­тигнут злые прев­ратнос­ти судь­бы. Ал­лах же ве­лел им по­дож­дать — сов­сем ско­ро они уз­на­ют, кто из лю­дей име­ет боль­ше ос­но­ваний чувс­тво­вать се­бя в бе­зопас­ности.

Этот а­ят сви­детель­ству­ет в поль­зу воз­зре­ний при­вер­женцев Сун­ны и еди­ной об­щи­ны, ко­торые приз­на­ют де­яния, ко­торые Все­выш­ний Ал­лах со­вер­ша­ет по Сво­ей во­ле. Он воз­но­сит­ся, спус­ка­ет­ся и при­ходит, од­на­ко Его бо­жес­твен­ные де­яния не по­хожи на де­яния тво­рений. Эти воз­зре­ния под­твержда­ют­ся мно­гими тек­ста­ми Ко­рана и Сун­ны.

Из это­го а­ята сле­ду­ет, что вос­ход сол­нца на за­паде от­но­сит­ся к приз­на­кам Суд­но­го дня. Из не­го сле­ду­ет, что Все­выш­ний Ал­лах мудр и что ве­ра, сог­ласно Его ус­та­нов­ле­нию, при­носит поль­зу толь­ко тог­да, ког­да она яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ной, а не вы­нуж­денной. Из не­го так­же сле­ду­ет, что че­ловек при­об­ре­та­ет доб­ро бла­года­ря сво­ей ве­ре и что по­кор­ность, доб­ро­детель и бо­гобо­яз­ненность при­носят поль­зу и уве­личи­ва­ют­ся, ес­ли раб об­ла­да­ет пра­вой ве­рой. Ес­ли же его сер­дце ли­шено ее, то нич­то уже не при­несет ему поль­зу.