Сура аль-Анам

فَالِقُ الْإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ
6:96
Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего.

Пос­ле упо­мина­ния о том, чем пи­та­ют­ся тво­рения, Ал­лах ска­зал, что по Сво­ей ми­лос­ти Он под­го­товил для ра­бов зем­ную оби­тель и сот­во­рил для них все, в чем они нуж­да­ют­ся. Он сот­во­рил свет и мрак и ту ог­ромную поль­зу, ко­торую они при­носят тво­рени­ям. Он зас­тавля­ет рас­кры­вать­ся зер­на и се­мена и рас­се­ка­ет ноч­ную мглу, ко­торая пок­ры­ва­ет все, что на по­вер­хнос­ти зем­ли. Он вы­водит ут­реннюю за­рю, ко­торая пос­те­пен­но рас­се­ка­ет мрак, и ког­да он пол­ностью ис­че­за­ет, его сме­ня­ет яр­кий свет. А тво­рения по­луча­ют воз­можность тру­дить­ся на бла­го се­бе, до­бывать про­пита­ние и за­ботить­ся о сво­ей ре­лигии и мир­ской жиз­ни. Од­на­ко на­ряду с этим они нуж­да­ют­ся в по­кое и от­ды­хе, ко­торый не мо­жет быть со­вер­шенным, по­ка длит­ся день и гос­подс­тву­ет свет. По­это­му Ал­лах пред­назна­чил для от­ды­ха ночь, ког­да лю­ди рас­хо­дят­ся по сво­им до­мам, ско­тина воз­вра­ща­ет­ся в за­гоны, жи­вот­ные пря­чут­ся по но­рам, а пти­цы сле­та­ют­ся к сво­им гнез­дам, где каж­дый из них по­луча­ет воз­можность от­дохнуть. За­тем Ал­лах сме­ня­ет мрак све­том, и так бу­дет про­дол­жать­ся вплоть до нас­тупле­ния Дня вос­кре­сения.

Ал­лах сот­во­рил сол­нце и лу­ну так­же для то­го, что­бы лю­ди ве­ли ле­то­ис­числе­ние и уз­на­вали вре­мя. Бла­года­ря это­му они мо­гут точ­но оп­ре­делять, ког­да они дол­жны пок­ло­нять­ся Ал­ла­ху и вы­пол­нять обя­зан­ности друг пе­ред дру­гом. Ес­ли бы сол­нца и лу­ны не бы­ло, ес­ли бы они не сме­няли друг дру­га, то мно­гие лю­ди не мог­ли бы уз­нать вре­мя. Лишь не­кото­рые из них мог­ли бы оп­ре­делить точ­ное вре­мя, при­ложив для это­го зна­читель­ные уси­лия, и ра­бы бы­ли бы ли­шены мно­гого из то­го, что не­об­хо­димо для их су­щес­тво­вания.

Упо­мяну­тый на­ми по­рядок — ус­та­нов­ле­ние Мо­гущес­твен­но­го и Зна­юще­го Ал­ла­ха. Его мо­гущес­тво нас­толь­ко ве­лико, что Ему по­кор­ны да­же та­кие ог­ромные тво­рения. Они сми­рен­но дви­жут­ся, под­чи­ня­ясь Его ве­лению. Они не прес­ту­па­ют Его ог­ра­ниче­ний, не опе­режа­ют ус­та­нов­ленный для них гра­фик и не от­ста­ют от не­го. Его зна­ние рас­простра­ня­ет­ся на все яв­ное и сок­ро­вен­ное, пер­вое и пос­леднее, при­чем од­ним из ло­гичес­ких ар­гу­мен­тов в поль­зу без­гра­нич­ности бо­жес­твен­но­го зна­ния яв­ля­ет­ся уди­витель­ный по­рядок во Все­лен­ной, ко­торый по­ража­ет умы тво­рений пре­лестью, со­вер­шенс­твом, муд­ростью и той поль­зой, ко­торую он при­носит им.