Сура аль-Араф

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ ۖ قَالُوا بَلَىٰ ۛ شَهِدْنَا ۛ أَنْ تَقُولُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَٰذَا غَافِلِينَ
7:172
Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я не ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем". Это для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого".
أَوْ تَقُولُوا إِنَّمَا أَشْرَكَ آبَاؤُنَا مِنْ قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِنْ بَعْدِهِمْ ۖ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ
7:173
Или же не говорили: "Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?"
وَكَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ وَلَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
7:174
Так Мы разъясняем знамения, — быть может, они вернутся на прямой путь.

Все­выш­ний вы­водит по­томс­тво сы­нов Ада­ма из их по­яс­ниц. Бла­года­ря это­му че­лове­чес­тво раз­мно­жа­ет­ся, од­ни по­коле­ния при­ходят на сме­ну дру­гим. Че­ловек за­рож­да­ет­ся из кап­ли, ко­торая вы­ходит из по­яс­ни­цы его от­ца. Он по­яв­ля­ет­ся на свет из ут­ро­бы ма­тери, и Все­выш­ний Ал­лах вкла­дыва­ет в его ду­шу осоз­на­ние то­го, что Он — его Единс­твен­ный Гос­подь, Тво­рец и Пра­витель. Он по­буж­да­ет его зас­ви­детель­ство­вать Его гос­подс­тво, и че­ловек приз­на­ет его, пос­коль­ку в его ду­ше за­ложе­но осоз­на­ние не­об­хо­димос­ти ис­по­ведо­вать пра­вую ре­лигию и пок­ло­нять­ся од­но­му Ал­ла­ху.

Каж­дый ес­тес­твен­ным об­ра­зом зна­ет об этом, од­на­ко его ес­тес­тво из­ме­ня­ет­ся и ис­ка­жа­ет­ся под воз­дей­стви­ем раз­ных по­роч­ных воз­зре­ний. По­это­му да­лее Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Мы под­вер­гли вас ис­пы­танию и зас­та­вили вас приз­нать Ал­ла­ха сво­им Гос­по­дом, да­бы в День вос­кре­сения вы не ста­ли от­ри­цать это, за­яв­ляя о том, что не ве­дали ис­ти­ны. Нап­ро­тив, она из­вес­тна вам, но вы пре­неб­ре­га­ете ею и не об­ра­ща­ете на нее вни­мания. В День вос­кре­сения у вас не бу­дет оп­равда­ния, пос­коль­ку Ал­лах до­вел ис­ти­ну до ва­шего све­дения. Вы бу­дете го­ворить, что не зас­лу­жива­ете по­гибе­ли, пос­коль­ку сле­дова­ли по сто­пам сво­их заб­лудших от­цов и бра­ли с них дур­ной при­мер. Но ведь под­созна­тель­но вы по­нима­ете, что ва­ши от­цы ис­по­веду­ют ложь и что ис­ти­на зак­лю­чена в про­пове­дях Божь­их пос­ланни­ков. Вы зна­ете, что их уче­ние сок­ру­ша­ет из­мышле­ния ва­ших от­цов и одер­жи­ва­ет над ни­ми верх».

Бе­зус­ловно, не­кото­рые воз­зре­ния заб­лудших пред­ков или взгля­ды по­роч­ных ре­лиги­оз­ных тол­ков мо­гут по­казать­ся не­кото­рым ра­бам Ал­ла­ха ис­ти­ной. Но при­чина это­го всег­да зак­лю­ча­ет­ся в том, что они от­во­рачи­ва­ют­ся от Божь­их до­водов и зна­мений, ко­торые раз­бро­саны по све­ту или на­ходят­ся в них са­мих. Во­ис­ти­ну, ес­ли че­ловек от­во­рачи­ва­ет­ся от ис­ти­ны и прис­лу­шива­ет­ся к сло­вам лже­цов, то он пос­те­пен­но на­чина­ет от­да­вать пред­почте­ние этой лжи пе­ред прав­дой. Та­ково са­мое пра­виль­ное тол­ко­вание это­го а­ята.

Су­щес­тву­ет мне­ние, что в этом от­кро­вении го­ворит­ся о за­вете, ко­торый Ал­лах взял с по­том­ков Ада­ма, ког­да вы­нул их из его по­яс­ни­цы. Ком­мента­торы счи­тали, что Ал­лах зас­та­вил по­том­ков Ада­ма зас­ви­детель­ство­вать Его гос­подс­тво, и они при­нес­ли та­кое сви­детель­ство, пос­ле че­го Он со­об­щил им о Сво­ей во­ле и ли­шил их воз­можнос­ти оп­равдать свое не­верие и уп­рямс­тво не­ос­ве­дом­ленностью — как при жиз­ни на зем­ле, так и пос­ле смер­ти. Од­на­ко это от­кро­вение ни­ко­им об­ра­зом не сви­детель­ству­ет в поль­зу та­кого тол­ко­вания. Та­кое разъ­яс­не­ние не­умес­тно, пос­коль­ку про­тиво­речит муд­рости Все­выш­не­го Ал­ла­ха, и про­ис­хо­дящее вок­руг нас под­твержда­ет эту точ­ку зре­ния.

Сог­ласно мне­нию этих тол­ко­вате­лей, Все­выш­ний Ал­лах взял за­вет с сы­нов Ада­ма, ког­да вы­нул их из его по­яс­ни­цы. В то вре­мя лю­ди бы­ли по­доб­ны кру­пицам, и ник­то из нас не пом­нит это­го. Не­уже­ли Ал­лах ста­нет об­ви­нять лю­дей на ос­но­вании со­бытия, о ко­тором они ни­чего не ве­да­ют и ко­торое не ос­та­вило пос­ле се­бя сле­дов?!!

Сле­дова­тель­но, в об­сужда­емом на­ми а­яте речь идет об оче­вид­ном со­бытии. Так Ал­лах разъ­яс­ня­ет лю­дям Свои зна­мения, да­бы они вер­ну­лись к воз­зре­ни­ям, ко­торые со­от­ветс­тву­ет то­му, что бы­ло за­ложе­но в их ес­тес­тве, от­реклись от по­роч­ных взгля­дов и вер­ну­лись к за­вету, ко­торый они зак­лю­чили с Ним.