Коран и компьютерные исследования
Неподражаемость Корана проявляется во многих аспектах. Один из них — числовой аспект, подразумевающий существование удивительной взаимосвязи между буквами и словами Корана. Первые исследования на эту тему появились во второй половине прошлого столетия, когда для анализа коранического текста начали пользоваться компьютерными технологиями, и связаны они были в первую очередь с именем египетско-американского учёного-биохимика Рашада Халифы (1935—1990). В 1973 году он издал свой первый подробный труд на эту тему: Miracle of the Quran: Significance of the Mysterious Alphabets. Под его влиянием подсчётами букв и слов в Коране, а также поиском совпадений и зависимостей занялись и другие исследователи, такие как ‘Абд-ар-Раззак Науфаль (1917—1984), Бассам Джаррар (род. 1948), ‘Аднан ар-Рифа‘и (род. 1961). «Математическому чуду» в Коране посвятил одну из своих книг известный полемист Ахмед Хусейн Дидат (1918—2005) [Ultimate Miracle [1]/27-68].
В 1997 году мы собрали интересный материал на эту тему и опубликовали его в брошюре «Чудо Священного Корана в числах и буквах». Принимая во внимание ценность этих сведений, я решил использовать их при написании этой главы. Но прежде, чем перейти к рассмотрению конкретных примеров, считаю необходимым разъяснить, что мы подразумеваем под числовым аспектом неподражаемости Корана, а именно — существование между буквами и словами в Коране совокупности математических зависимостей, которые указывают на некоторые Божественные истины и которые (с учётом особенностей сложения Корана в единую книгу) не могли быть предусмотрены заранее Мухаммадом, если бы он был сочинителем Корана.
Многие богословы считают неуместным и неправильным говорить о «математическом чуде» как об отдельном аспекте неподражаемости Корана, потому что «вызов, брошенный язычникам, не означал, что от них требуется принести другую книгу, в которой число слов или букв было бы равно числу слов или букв в Коране». Вместо этого они рассматривают математические закономерности в Коране как одно из проявлений его стилистической неподражаемости [Халиди [1]/329]. Говоря другими словами, они избегают употребления таких выражений, как «математическое чудо» или «числовое чудо», используя вместо них менее эпатажные выражения, такие как «математическая закономерность».
Некоторые исследователи сравнивают математические подсчёты слов и букв с нумерологией, которая в исламе приравнивается к астрологии, гаданию и т. п. [Philips [1]/47]. Рассказывают, что Ибн ‘Аббаса спросили о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам, и он сказал: «Я не думаю, что тем, кто поступает так, достанется хорошая доля у Аллаха» [Абд-ар-Раззак 20715, Байхаки 16514, Масави аль-ахляк 786]. Таким же образом богословы предостерегают от попыток, придавая математические значения буквам и словам, найти в Коране скрытые смыслы или указания на какие-то исторические события или даже на точную дату наступления Судного дня. Как пишет Мухаммад Рашид Рида (ум. 1354/1935), путём таких подсчётов некоторые пришли к выводу, что Судный день наступит в 1407 году хиджры (он благополучно закончился в августе 1987 года) [Тафсир аль-манар 9/480].
Увлёкшись собственными подсчётами, Рашад Халифа тоже не устоял перед искушением установить дату наступления конца света. В одной из своих книг, изданных на арабском языке, он пишет, что кораническое выражение سَبْعًا مِّنَ الْمَثَانِي «семь часто повторяемых» нужно понимать как «семь дважды», то есть четырнадцать, а четырнадцать — это число буквенных зачинов в Коране. Отталкиваясь от этого предположения, он утверждает, что в аяте «Воистину, Мы даровали тебе семь часто повторяемых…» (15:87) речь идёт о том сроке, который отпущен умме Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Путём несложных вычислений суммарного числового содержания этих зачинов, он приходит к заключению, что послание ислама будет существовать 1709 лет и что на следующий 1710 год хиджры наступит конец света [Халифа. Муджиза [1]/221].
Заблуждения Рашада Халифы и то, что изучением математических закономерностей в Коране стали заниматься люди, не имевшие глубоких познаний в области ислама и коранических наук, побудило мусульманских учёных с большой осторожностью отнестись к их выводам. Подробное исследование ошибок Рашада Халифы опубликовал известный проповедник Биляль Филипс (род. 1947). Так, изобличив несостоятельность тезиса о том, что число 19 является неким кодом для раскрытия тайн Корана, он пишет: «Таким образом, число 19 и кратные ему числа нельзя использовать для интерпретации чего-либо в Коране или исламе, и все искренние мусульмане, которые публично пропагандировали эту теорию, будучи в неведении о том, что она представляет собой, обязаны публично отречься от неё и опровергнуть её» [Numeral Miracle [1]/66].
Однако чаще предметом критики тех, кто говорит о математических закономерностях в Коране, становится отсутствие у них определённого метода подсчёта букв или слов, что даёт повод упрекнуть их в предвзятости и недобросовестности. Например, критикуя подсчёты ‘Абд-ар-Раззака Науфаля, шейх Фахд ар-Руми указывает на то, что для установления некоторых «чудесных закономерностей», автор идёт на ухищрения и подтасовывает факты, беря в расчёт слова, которые не нужно брать в расчёт, или же, наоборот, не учитывая слова, которые нужно учитывать [Руми [1]/699].
Но если отделить зёрна от плевел, ограничившись только точными подсчётами, и не делать выводов, противоречащих Корану и принципам Шариата, то перед нами открывается удивительная картина из математических закономерностей в Коране, которая изумляет верующих и обескураживает скептиков.
Прежде всего, обращает на себя внимание баланс между словами, имеющими противоположное значение. Например, слова дунья ‘ближний мир’ и ахира ‘последняя жизнь’, несмотря на то, что они упоминаются вместе не более чем в 50 аятах, встречаются в Священном Коране по 115 раз.
Слова шейтан ‘шайтан’ и маляк ‘ангел’, а также производные от них слова повторяются в тексте Корана по 68 раз. Кроме того, их синонимы и имена встречаются по 20 раз. Таким образом, шайтаны и ангелы упоминаются в Коране по 88 раз.
Слово салихат ‘праведные деяния’ вместе с производными словами встречается 167 раз. Столько же раз повторяются слово саййи’ат ‘скверные деяния’ и производные от него слова.
Слово маут ‘смерть’ вместе с производными от него словами повторяется, когда речь идёт о творениях и живых существах, 145 раз. Столько же раз встречаются слово хайат ‘жизнь’ и производные от него слова.
Слово наф‘ ‘польза’ вместе с его производными употребляется в Коране 50 раз. Столько же раз встречаются слово фасад ‘вред’ и производные от него слова.
Слова сайф ‘лето’ и харр ‘жара’ встречаются столько же раз, что и слова шита’ ‘зима’ и бард ‘холод’. Несмотря на то, что они упоминаются вместе только в одном аяте, слова ‘лето’ и ‘зима’ встречаются по одному разу, а ‘холод’ и ‘жара’ — по четыре раза.
Слова рагба ‘желание’ и рахба ‘боязнь’ упоминаются вместе только в одном аяте. Производные от этих слов встречаются в разных аятах Корана. Несмотря на это, в тексте Корана они встречаются по восемь раз.
Производные от слова дык ‘стеснение’ встречаются 13 раз. Столько же раз употребляются производные от слова тума’нина ‘спокойствие’, несмотря на то, что вместе они упоминаются лишь в одном аяте.
Равновесие установлено и между словами, близкими по значению, что позволяет здравомыслящим людям делать полезные выводы. Например, слова дин ‘религия’ и саджда ‘земной поклон’ вместе с производными от него словами встречаются в Коране по 92 раза. Известно, что поклонение Аллаху является основой религии, а мечеть как важнейшее место поклонения играет роль главного института религии.
Название последнего небесного откровения Коран, употреблённое также без артикля и с местоимениями, встречается в Писании Аллаха 80 раз. Столько же раз повторяется слово вахй ‘откровение’ вместе с производными от него словами. Это напоминает нам о том, что Коран не плод разума человеческого, а откровение от Господа миров!
Слова закят ‘обязательное пожертвование’ и барака ‘благодать’ вместе с производными от него словами встречаются в Коране по 32 раза. Из достоверных хадисов известно, что пожертвования очищают имущество мусульманина и делают его более благодатным.
Слова ‘акль ‘разум’ и нур ‘свет’ вместе с производными от них словами употребляются в Коране по 49 раз. Это можно расценить как скрытое указание на то, что разум освещает человеку путь, ведущий к Аллаху и Его довольству.
Слова бирр ‘благочестие’ и саваб ‘награда’ вместе с производными от них словами встречаются в Священном Коране по 20 раз, словно указывая на то, что благочестие является залогом награды у Всевышнего Аллаха.
Слова аснам ‘идолы’ и ширк ‘приобщение сотоварищей к Аллаху’ встречаются в Коране по пять раз. Хорошо известно, что идолопоклонство — это самая отвратительная форма многобожия и приобщения сотоварищей к Аллаху.
Слова джахим ‘ад’ и ‘икаб ‘наказание’ вместе с производными от него словами встречаются в Коране по 26 раз. Слова фахиша ‘мерзость’ и гадаб ‘гнев’ вместе с производными от них словами встречаются в тексте Корана по 24 раза. Совершенно очевидно, что Ад — это обитель наказания, а мерзкие грехи навлекают на человека гнев Аллаха.
Слова сихр ‘колдовство’ и фитна ‘искушение’ вместе с производными от них словами упоминаются в Коране по 60 раз. Это обстоятельство скрыто указывает на то, что колдовство является одним из самых опасных видов искушения.
Слово хамр ‘вино’ повторяется в Коране шесть раз, но в одном случае оно использовано для описания вина райского (47:15). В то же время слово хинзир ‘свинья’ встречается в тексте Корана пять раз. Таким образом, вино и свинина, запрещённые Аллахом, упоминаются в Откровении по пять раз.
Слова нас ‘люди’ и башар ‘человечество’ вместе с производными от них словами встречаются 368 раз. Столько же раз употребляются слово расуль ‘посланник’ и производные от него слова. Это словно указывает на тот факт, что Божьи посланники к людям выходили из среды самих людей, а не из числа ангелов или других творений.
Одно из названий Корана, ниспосланного для различения между добром и злом, истиной и ложью, прямым путём и заблуждением, — слово фуркан ‘различение’. Оно употребляется в Коране семь раз. Столько же раз в нём упоминается выражение бану Адам, означающее ‘сыны Адамовы’, которым был ниспослан Коран.
Близкие по значению слова джахр ‘произнесение вслух’ и ‘алянийа ‘явь’ вместе с производными от них словами встречаются в Священном Коране по 16 раз.
Слова шидда ‘несчастье’ и сабр ‘терпение’ вместе с производными от них словами встречаются в Священном Коране по 102 раза. Совершенно ясно, что именно в период несчастий человек может проявить свою терпеливость и больше всего нуждается в этом качестве.
Проклятый Иблис, возгордившийся над Адамом и ослушавшийся своего Господа, упоминается в священной книге 11 раз. Столько же раз упоминается испрашивание защиты у Аллаха от него, его наущений и его приспешников.
Слово кафир ‘неверующий’ вместе с производными от него словами упоминается в Коране 154 раза. Столько же раз встречаются слова нар ‘огонь’, харик ‘пламя’ и производные от него слова: слово ‘огонь’ в определённом и неопределённом состоянии (то есть с определённым артиклем и без него) повторяется 145 раз, а слово ‘пламя’ и его производные — девять раз.
Слово иман ‘вера’ и производные от него слова встречаются в Коране 811 раз. Глагол ‘алима ‘знать’ вместе с производными от него словами встречается 782 раза, а его синоним ‘арафа вместе с его производными в значении ‘знать; признавать’ — 29 раз. Таким образом, ‘знание’ и связанные с ним слова встречаются в Коране столько же раз, что и слово ‘вера’ с производными от него словами.
В 46-м аяте суры «Полчища» Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сравнивается со светильником. Примечательно, что слова Мухаммад и сирадж ‘светильник’ встречаются в Коране по четыре раза. Столько же раз встречается слово шари‘а ‘шариат, закон’ вместе с производными от него словами. Это может указывать на то, что повиновение Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, является неотъемлемой частью Божьего закона.
Глагол прошедшего времени калу ‘сказали’, относящийся к тому, что говорят творения в этом мире и после смерти, встречается в Священном Коране 332 раза. Столько же раз повторяется глагол куль ‘скажи’, являющийся повелением Аллаха, обращённым к Его Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и к остальным творениям!
Слово йаума-изин / йауми-изин ‘тот день’, подразумевающее Судный день, повторяется в тексте Корана 70 раз. Выражение йаум аль-кийама ‘день воскресения’ встречается в Писании Аллаха ровно столько же!
Числовое знамение Корана не ограничивается закономерностями, которые обнаруживаются между антонимами или близкими по смыслу словами. Оно выражается и в изумительных раскладах, обнаруживающих удивительные факты.
Например, слова куфр ‘неверие’ и иман ‘вера’ повторяются в Священном Коране по 25 раз, причём каждое из них 17 раз употребляется в определённом состоянии и 8 раз — в неопределённом. В то же время слова, производные от слова ‘вера’, встречаются 811 раз, тогда как слово ‘неверие’, его синоним даляль ‘заблуждение’ и производные от них слова встречаются соответственно 506 и 191 раз (в сумме — 697). Проще говоря, слово ‘вера’ и производные от него слова (без синонимов) повторяются 811 раз, а слово ‘неверие’, его производные и их синонимы* повторяются 697 раз. Разность между этими числами равна 114, то есть числу сур Священного Корана. Таким образом, мы приходим к интересному выводу: веру от неверия отделяет Писание Аллаха!
Слово шахр ‘месяц’ в определённом и неопределённом состоянии встречается Коране 12 раз, слово йаум ‘день’ в определённом и неопределённом состоянии — 364 раза, а слова аййам ‘дни’ и йаумайн ‘два дня’ — 30 раз, то есть ровно столько, сколько дней в месяце! Можно ли назвать это случайностью или совпадением? Воистину, это не может быть случайностью, ибо во владениях Аллаха ничто не происходит вопреки Его воле. Всевышний сказал: «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так установлено в Писании Аллаха с того дня, как Он сотворил небеса и землю» (сура 9 «Покаяние», аят 36).
Другой пример — в суре «Милостивый» последовательно приводятся описания Преисподней и Райских садов, и в ней неоднократно повторяется аят: «Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» Примечательно, что в описании Ада он повторяется семь раз, а в описании Рая — восемь раз. Из мусульманской традиции известно, что у Ада семь врат, а у Рая — восемь.
Ещё один пример — имена пророков ‘Исы и Адама повторяются в Коране по двадцать пять раз. Это можно расценить как указание на смысл слов Всевышнего: «Поистине, ‘Иса перед Аллахом подобен Адаму» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 59). Причём это единственный аят в Коране, в котором имена пророков ‘Исы и Адама упоминаются вместе!
Некоторые числовые закономерности в Коране связаны с удвоениями, утроениями и т. д. Например, слово рахман ‘Милостивый’, относящееся к прекрасным именам Аллаха, повторяется в Коране 57 раз, в то время как слово рахим ‘Милующий’ — 115 раз. Однако в одном случае слово рахим употребляется не в значении имени Аллаха, а как качество Его Посланника (9:128). Таким образом, слово рахим как одно из прекрасных имен Аллаха повторяется в Коране 114 раз — столько же, сколько сур в Коране, и вдвое больше, чем слово рахман. Нельзя не вспомнить, что прекраснейшее имя Милостивый указывает на милость Аллаха по отношению ко всем творениям, как верующим и праведным, так и неверующим и грешникам, тогда как имя Милующий указывает на Его милость по отношению к верующим, которая в будущей жизни будет во много раз превосходить милость Аллаха к творениям в этом мире.
Если мы продолжим наше исследование, то увидим, что слово фуджжар ‘грешники’ упоминается в Коране три раза, в то время как слово абрар ‘благочестивые’ повторяется шесть раз, то есть вдвое больше. В этом усматривается указание на то, что грешники пользуются благами Аллаха и Его заботой только в этом мире, а благочестивые — как в этом мире, так и в жизни вечной.
Слово джаза’ ‘воздаяние’ и производные от него слова встречаются в Коране 117 раз. В то же время слово магфира ‘прощение’ упоминается 234 раза, то есть ровно вдвое больше, чем ‘воздаяние’ со всеми его производными. Хорошо известно, что Аллах не торопится воздать Своим рабам по заслугам и прощает им многое, а Его милость опережает Его гнев.
Интересные наблюдения связаны с числами «семь» и «девятнадцать». Согласно Корану, Аллах сотворил семь небес, причём эта истина повторяется в Писании семь раз. Столько же раз упоминается факт сотворения небес и земли за шесть дней. Сообщения о том, что творения выстроются перед Аллахом рядами, встречаются в шести аятах, но слово сафф ‘ряд’ повторяется в них семь раз, и производные от этого слова тоже встречаются в Коране семь раз. Аллах даровал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, семь «часто повторяемых» аятов или сур (15:87). Имеются в виду сура «Открывающая», состоящая из семи аятов, или семь длинных сур Корана [Табари 14/112]. Приводя в пример тех, кто расходует своё имущество на благие дела, Аллах рассказал о семени, из которого вырастают семь колосьев (2:261). А для того, чтобы записать все слова Аллаха не хватит целого моря чернил, которое иссякнет раньше, чем закончатся слова Его, даже если к нему прибавить ещё семь морей (31:27). Согласно Корану, у Ада — семь врат (15:44). Свидетельство ля иляха илля Ллах, Мухаммадун расулю Ллах ‘нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха’ тоже состоит из семи слов!
Особое место в Коране занимает феномен числа «девятнадцать». Известно, что в Писании Аллаха отдаётся предпочтение десятичной системе счисления взамен используемой в то время сложной и крайне запутанной шестидесятеричной. В этой связи Ахмад Абу Шуфа отмечает, что в Коране упоминаются количественные числительные, обозначающие единицы от одного до девятнадцати, десятки от десяти до девяноста, а также сотни, тысячи и дроби [Абу Шуфа [1]/91-95]. Первая значащая цифра в этой системе счисления — это один, а последняя — это девять. Некоторые авторы связывают феномен числа «девятнадцать» именно с этим [Даббаг [1]/51].
Отметим, что число 19 встречается в Коране лишь один раз. В суре «Завернувшийся» сообщается о суровом наказании, которое постигнет тех, кто отрицает Божественную природу Корана и считает его словом человеческим. В 26-м аяте говорится, что они будут брошены в Преисподнюю. В 30-м аяте сообщается, что над ней стоят девятнадцать ангелов, а далее разъясняется причина, по которой Аллах упомянул их число: «Стражами Огня Мы сделали только ангелов, а число их сделали искушением для неверующих, чтобы убедились те, кому было дано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было дано Писание, и верующие» (сура 74 «Завернувшийся», аят 31).
Таким образом, число стражей Ада названо для испытания неверующих и укрепления веры праведников в то, что Коран есть Слово Великого Аллаха, ниспосланное Мухаммаду, Его рабу и Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Это число упомянуто для избавления верующих от любых сомнений в истинности Божьего послания. И сколько же удивительных открытий в Писании Аллаха связано с этим числом!
Первыми аятами Корана, ниспосланными Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, были первые пять аятов суры «Сгусток крови». Число слов в них равно 19. Конечно же, здесь и далее речь идёт об арабском тексте. Общее число аятов в этой суре также равно 19. Сама же сура по своему расположению в Коране является девятнадцатой с конца. Последней сурой Корана, ниспосланной Пророку, мир ему и благословение Аллаха, была сура «Помощь». Число слов в ней — 19, и число букв в первом аяте этой суры — тоже 19!
Общее число сур в Коране кратно 19 (114:19 = 6). В начале сур Корана стоит самостоятельный аят — басмаля, число букв в котором тоже равно 19. Слово Аллах упомянуто в Коране 2698 раз, и это число кратно 19 (2698:19 = 142). Как мы уже отметили, имя рахман ‘Милостивый’ встречается в Коране 57 раз, а имя рахим ‘Милующий’ — 114 раз. Нетрудно заметить, что эти числа тоже кратны 19.
Известно, что все суры Корана, кроме суры «Покаяние», начинаются басмалей. Таким образом, этот аят повторяется в началах сур 113 раз. Однако в 30-м аяте суры «Муравьи» басмаля упоминается 114-й раз. Равновесие не нарушилось! Примечательно, что сура «Муравьи» является девятнадцатой по счёту после вышеупомянутой суры «Покаяние». А при сложении номеров сур, начиная с суры «Покаяние» и кончая сурой «Муравьи», получается сумма 342, которая тоже кратна 19 (342:19 = 18). Интересен и тот факт, что в Коране употребляется всего тридцать разных чисел. При сложении их без учёта повторов получается число 162146 (162146:19 = 8534).
Ещё одно любопытное открытие было сделано при математическом разборе суры «Ромеи». Если сосчитать, сколько в этой суре букв, из которых состоит слово Аллах, то мы обнаруживает, что буква алиф встречается в ней 493 раза, буква лям — 390 раз, а буква ха — 171 раз. Если сложить их, то получается 493+390+390+171=1444 (1444:19 = 76). Теперь перейдем к слову Мухаммад: буква мим встречается в этой суре 314 раз, буква ха — 43 раза, а буква даль — 51 раз. Складывая их, мы получаем 314+43+314+51=722 (722:19 = 38). Теперь рассмотрим буквенный зачин алиф-лям-мим, которым начинается сура «Ромеи». Буква алиф встречается в ней 493 раза, буква лям — 390 раз, а буква мим — 314 раз. Если сложить их, то получается 493+390+314 = 1197 (1197:19 = 63).
Трудно не заметить, что суммарное значение букв, из которых состоит слово Аллах, в два раза больше, чем суммарное значение букв, из которых состоит имя Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. И число 63 тоже сразу ассоциируется с возрастом, в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, покинул этот мир. Можем ли мы предположить, что эти расчёты не случайны и имеют какой-то смысл? В суре «Ромеи» Всевышний приводит множество знамений, указывающих на Его могущество и на то, что люди обязаны уверовать в Него и обратиться в Его религию. Эта вера неотделима от веры в последнего Божьего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому Всевышний сказал: «Тебе не вывести слепых из их заблуждения. Тебя услышат только те, которые веруют в Наши знамения и покоряются» (30:53). А в конце этой суры говорится о том, что в день воскрешения люди будут обсуждать между собой, сколько времени они провели на земле. И число 63 будто напоминает нам о том, сколько прожил на земле Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. То есть в результатах произведённых нами расчётов усматривается скрытое указание на основные смыслы, которые несёт в себе эта сура: веру в Аллаха, веру в Его Посланника и смысл земной жизни.
Заканчивается сура «Ромеи» словами: «Воистину, Мы привели людям в этом Коране всякие примеры. Если ты явишь им знамение, то неверующие непременно скажут: “Вы всего лишь сочиняете ложь”. Так Аллах запечатывает сердца тех, которые не знают. Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно, и пусть те, кто лишён убеждённости, не толкнут тебя на легкомыслие» (сура 30 «Ромеи», аяты 58-60).
Нет, мы не можем утверждать, что выявленная закономерность относится к тем самым примерам, которые Всевышний приводит людям в этой суре. Для этого нужны более убедительные доводы, не оставляющие сомнений и не допускающие иной интерпретации. Но нельзя отрицать то, что в совокупности результаты этих подсчётов заставляют человека задуматься над необыкновенной формой и композицией Корана. Этот вопрос глубже, чем можно себе представить, и обширнее, чем можно предположить. Поэтому некоторые авторы, говоря о математической стройности Писания Аллаха, ссылаются на слова Всевышнего: «Аллах — Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и весы» (42:17) [Науфаль [1]/94].
Разве Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не знавший даже грамоты, мог сочинить такое Писание, неповторимое по своему художественному стилю, бесценное по своему содержанию, преисполненное мудрости, великолепия и совершенства? Разве мог он сочинить книгу, состоящую из более чем 6200 аятов и более чем 320 тысяч букв, установив между ними тончайшую взаимосвязь и гармонию?! Ответ на эти вопросы ясен и разгадка этого чуда проста: Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не был автором Корана. Это — Слово Всемогущего Аллаха, неповторимое по своей красоте и значимости для человечества. Только уверовав в него и покорившись ему, человечество обретёт подлинное счастье. Равновесие, установленное Аллахом в Его Писании, неслучайно, и общество, построенное на Его законах, будет иметь столь же прочные устои.
Тем не менее нужно помнить, что никакие совпадения и зависимости между количеством букв и слов в Коране не могут служить основанием для истолкования аятов Корана, выведения из них религиозных положений или предсказания каких-либо событий в будущем. И поскольку некоторые авторы делают на основании своих математических «открытий» далеко идущие выводы, мусульманские учёные предостерегают верующих от обольщения их исследованиями. Шейх Фахд ар-Руми пишет: «Этот аспект неповторимости Корана до сих пор остаётся тёмной бездной, в которой есть ямы и опасные места, и мы должны проявлять бдительность, чтобы сентименты не подвели нас к погибели» [Руми [1]/701].
* Можно предположить, что синонимы слова ‘вера’ не принимаются во внимание в данном раскладе, потому что истинная вера бывает одна. Между тем видов неверия много, и поэтому данное слово считается вкупе с его синонимами.