Коран и предсказания о будущем
Некоторые аяты Священного Корана содержат предсказания о событиях, которые должны были произойти уже после ниспослания откровений по этому поводу. Часть таких предсказаний исполнилась в полном соответствии с тем, что было предсказано в Писании Аллаха, ещё при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Другая часть их пророчествует о том, что должно произойти перед наступлением конца света, и каждый мусульманин обязан верить в правдивость этих откровений, поскольку Всевышний сказал: «Это Писание, в котором нет сомнения, — верное руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное…» (сура 2 «Корова», аяты 2-3).
Одним из таких пророчеств было предсказание победы византийской армии над войсками Сасанидов через несколько лет после военного успеха персов. Всевышний сказал: «Повержены ромеи в самой низкой земле. Но после этого поражения они победят через несколько лет. Власть принадлежала только Аллаху до того, и так будет после. В тот день верующие возрадуются» (сура 30 «Ромеи», аяты 2-4). Эта сура была ниспослана в мекканский период, когда между Византийской и Сасанидской империями продолжалась затянувшаяся война. Комментируя эти аяты, Ибн ‘Аббас рассказывал: «Они были повержены, и они одержали верх. В то время язычники хотели, чтобы персы победили ромеев, потому что и те и другие поклонялись идолам. А мусульмане хотели, чтобы ромеи победили персов, потому что те были людьми Писания. Когда Абу Бакр услышал [о поражении ромеев], он рассказал об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: “Они ещё победят”. Абу Бакр передал его слова [курайшитам], и те сказали: “Назови срок, и давай поспорим. Если мы победим, то получим то-то и то-то, а если вы победите, то вы получите то-то и то-то”. Абу Бакр сказал, что они победят через пять лет. Но прошло пять лет, и ромеи не победили. Когда он сказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот ответил: “Почему ты не сказал: меньше, чем через десять лет?” А спустя некоторое время ромеи действительно победили». Суфьян ас-Саури, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «Я слышал, что они победили в день битвы при Бадре». Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с ним согласились аз-Захаби и аль-Албани [Ахмад 2495, Насаи 11325, Тирмизи 3193, Хаким 3540, Сильсиля даифа 7/365].
Война между Византией и Персией началась в 602 году после того, как очередной военный мятеж завершился взятием Константинополя и жестокой расправой над императором Маврикием и его семьёй. Одному из сыновей Маврикия удалось спастись, и он бежал к сасанидскому шахиншаху Хосрову Парвизу, которому Маврикий в своё время помог одержать верх над мятежным Бахрамом Чубином. Расценив события в Византии и воцарение Флавия Фоки как расторжение мирного договора между ними, Парвиз начал боевые действия в Верхней Месопотамии и поначалу добился больших успехов. Тяжёлая ситуация внутри империи и неудачи на фронтах привели к тому, что в 608 году африканский экзарх Ираклий Старший открыто выступил против Фоки. Спустя два года его сын Ираклий вступил в Константинополь и казнил Фоку и многих его сторонников, после чего он был провозглашён новым императором.
Однако начало правления Ираклия было отмечено новыми потерями. В 611 году персы заняли Кесарию в Каппадокии, а в начале мая 614 года — Иерусалим, а затем Египет и Ливию. Как пишет кембриджский историк Джонатан Шепард, падение Иерусалима «было катастрофой для Византии как христианской империи и для императора как наместника Бога на земле. Ещё хуже было то, что Истинный Крест был захвачен и вывезен в персидскую столицу Ктесифон вместе с патриархом Иерусалима Захарией и знатными христианами, пережившими разграбление города» [Shepard [1]/227]. Не менее мрачной была ситуация во Фракии, где возобновились набеги аваров и славян, и в Испании, где король вестготов Сисебут захватил большую часть византийских владений. В Италии экзарх Равенны потерпел ряд поражений от лангобардов и был вынужден платить им ежегодную дань. Империя переживала самые тяжёлые дни со времён вторжения Теодориха Великого и находилась на грани распада. Персы были настолько уверены в своей окончательной победе, что отказывались вести мирные переговоры.
Тем не менее Ираклий проявил себя талантливым военачальником и прозорливым правителем. Сосредоточившись в первую очередь на войне против Сасанидов, он заключил мир с аварским хаканом и перебросил воинские контингенты на восток империи. Успешными оказались и проведённые им административные и военные реформы. Обновлённая византийская армия сумела нанести первое ощутимое поражение персам осенью 622 года. Как пишут историки, Ираклий выступил в поход 5 апреля, на второй день после Пасхи, и в течение всего лета упражнял новобранцев в малоазийских фемах. Осенью он совершил внезапный бросок в направлении Армении, вынудив персов оставить свои позиции в горных проходах, и столкновение обеих армий закончилось блистательной победой византийцев [Острогорский [1]/151]. Таким образом, если под победой персов «в самой низкой земле» подразумеваются события 614 года, завершившиеся падением Иерусалима, то предсказанной победой ромеев вполне могла быть успешная кампания Ираклия 622 года. В аяте из суры «Ромеи» использовано слово бид‘, которое означает ‘несколько (от трёх до девяти)’, и именно столько лет прошло между падением Иерусалима и изгнанием персов из Малой Азии.
В классический период богословы высказывали два мнения о том, когда византийцы одержали предсказанную победу над персами. Одни считали, что это произошло в марте 624 года, когда произошла великая битва при Бадре. Другие считали, что византийцы одержали победу в марте 628 года, когда был заключён Худайбийский мирный договор, открывший мусульманам путь к освобождению Мекки [Маварди 4/298]. Что касается первого из двух мнений, то весной 624 года между византийцами и персами не было крупных сражений. Весной 623 года Ираклий захватил несколько приграничных городов и разорил Ганзак, резиденцию первого Сасанидского царя — Ардашира. Однако византийцам не удалось развить этот успех, и уже на следующий год персы перешли в наступление на территории Армении [Острогорский [1]/152].
Что же касается второго мнения, то в марте 628 года Византия праздновала окончательную победу над Персией. После неожиданного прохода вглубь персидских земель осенью 627 года и разгрома сасанидского войска под Ниневией, Ираклий добился решительного перевеса над противником. Персы больше не могли оказывать ему сопротивление, и византийцы разоряли персидские города один за другим. Между тем персидская армия восстала против Парвиза и возвела на трон его сына Кавада Шируйе. Новый шахиншах отправил к Ираклию посольство с просьбой о мире, и в марте 628 года персы вернули Византии все земли, захваченные ими с 602 года. Но в таком случае какое крупное поражение ромеев «в самой низкой земле» упоминается в Коране? Идёт ли речь о потере Египта, богатейшей житницы Византии, в которую персы успешно вторглись в начале 619 года? [Острогорский [1]/144, Сказкин [1]/364].
Здесь нужно сказать, что слово адна в выражении ‘самая низкая земля’ означает ‘ближайший; нижайший’. Ранние комментаторы отдавали предпочтение первому значению, но высказывали разные мнения о том, что именно названо «ближайшей землёй». Ибн ‘Аббас считал, что речь идёт о Шаме [Табари 18/458]. Мукатиль считал, что имеется в виду Иордания и Палестина, а ‘Икрима уточнил, что местом сражения был город Даръа (на границе Шама и Аравии). Муджахид, напротив, считал, что речь идёт об Эль-Джазире, то есть Верхней Месопотамии [Багави [1]/1003]. Подытоживая мнения своих предшественников, Ибн ‘Атыйя пишет, что если сражение произошло в Даръе, то имеется в виду часть Шама, которая ближе всего к землям арабов, а если оно произошло в Верхней Месопотамии, то имеется в виду часть Шама, которая ближе всего к землям персов [Ибн Атыйя 4/327].
Ни в ранний, ни в классический период комментаторы не трактовали выражение «ближайшая земля» как указание на Египет. Кроме того, история о споре между Абу Бакром и язычниками указывает на то, что поражение ромеев случилось раньше, чем начало 619 года, когда персы вторглись в дельту Нила. Поэтому наиболее вероятным нам представляется то, что под поражением ромеев подразумевается потеря Палестины и Иерусалима в 614 году, после чего Коран предсказал их скорую победу, и это произошло осенью 622 года, когда император Ираклий совершил поход в Армению. Мусульмане радовались известию о победе византийцев и ещё больше радовались благополучному прибытию Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, которое тоже произошло в конце сентября 622 года.
К этому следует добавить, что в аятах из суры «Римляне» содержится не только предсказание о победе византийцев, которой не ожидал никто, кроме мусульман, уверовавших в истинность Слова Аллаха, но и удивительная характеристика Палестины, которая названа «ближайшей» или «самой низкой землёй». Долина реки Иордан находится на высоте 200-300 метров ниже уровня Мирового океана, и в ней же располагается самая низкая точка суши на земле — 420 метров ниже уровня Мирового океана. Тот факт, что эта впадина является самой глубокой на Земле, не был известен во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и был установлен сравнительно недавно с использованием современных методов измерения. Несмотря на это, в Коране окрестности Мёртвого моря описаны как «самая низкая земля».
Ещё одним кораническим предсказанием, которое исполнилось при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была правдивая весть о том, что мусульмане смогут совершить паломничество после того, как в конце 6 году хиджры язычники не позволили им войти в Мекку, и они были вынуждены заключить с ними Худайбийский мир. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон. Вы непременно войдёте в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности. Вы побреете головы и подстрижётесь, не испытывая страха. Он знал то, чего вы не знали, и устроил перед этим близкую победу» (сура 48 «Победа», аят 27). Спустя год, в зу-ль-кааде седьмого года хиджры, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вместе со своими сподвижниками совершил малое паломничество, которое было предвозвещено Аллахом. Они вошли в Заповедную мечеть без опасения за свою жизнь, совершили обряды паломничества и завершили его бритьём головы или подстриганием волос.
Примечательно, что перед этим им было суждено одержать ещё одну победу, о которой говорится в вышеупомянутом аяте. Под этой «близкой победой» подразумевалось освобождение оазиса Хайбар, укреплённого иудейского поселения в 170 км к северу от Медины. В мухарраме седьмого года хиджры Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился в поход на Хайбар во главе армии, состоявшей из 1400 сподвижников, присягнувших ему на верность в Худайбие [Зад аль-маад 3/292]. Как и было предсказано в аяте, мусульмане захватили оазис, а спустя несколько месяцев они совершили обетованное паломничество в Мекку.
К числу коранических предсказаний, сбывшихся при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, относится и предречение того, что его дядя ‘Абд-аль-‘Узза ибн ‘Абд-аль-Мутталиб, больше известный как Абу Ляхаб, умрёт неверующим. По этому поводу была ниспослана целая сура, в которой сообщается о том, что Абу Ляхаб и его жена ‘Урва бинт Харб по прозвищу Умм Джамиль попадут в Ад: «Да сгинут руки Абу Ляхаба, и сам он сгинул! Не помогло ему его богатство и то, что он приобрёл. Он войдёт в Адское пламя, и жена его будет носить дрова с верёвкой из пальмовых волокон на шее» (сура 111 «Пальмовые волокна», аяты 1-5).
Достоверно известно, что эта сура была ниспослана в первые годы распространения ислама, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начал открыто призывать к поклонению одному Аллаху. Многие из мекканцев, которые поначалу отвергли его пророчество, впоследствии приняли ислам, и никто, кроме Всеведущего Творца, не мог знать, что Абу Ляхаб умрёт неверующим. Но случилось так, что он умер язычником и даже не попытался опровергнуть предсказание, выдав себя за мусульманина. Фахр-ад-дин ар-Рази пишет, что в этом аяте содержатся сразу три пророчества о том, что Абу Ляхаб уже потерпел убыток, что его богатство и его дети не принесут ему никакой пользы и что он попадёт в Ад. В этой связи он приводит рассказ Абу Рафи‘, маули Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что Абу Ляхаб умер вскоре после того, как услышал известие о поражении мекканцев при Бадре. Его тело покрылось шишками, и люди боялись подойти к нему, как к чумному. Когда же он умер, его сыновья не трогали его два или три дня, пока его тело не начало отвратительно смердеть. Тогда один из курайшитов пристыдил их и помог им вынести тело Абу Ляхаба за пределы Мекки, где его и похоронили [Рази 32/170-171, Ибн Сад 4/67-68].
Что же касается откровений о том, что произойдёт незадолго до наступления конца света и в день воскресения, то срок их исполнения ещё не наступил. По мере их исполнения они будут подтверждать чудесную природу Корана и свидетельствовать об истинности Слова Аллаха. Таких пророчеств много, но мы не будем останавливаться на них, потому что они достаточно широко освещены в богословской литературе о Судном дне и предшествующих ему событиях.